Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Налогообложение
  • Какие работники проблематичны для предприятия и почему. В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г? этап. Влияние на поведение сотрудников

Какие работники проблематичны для предприятия и почему. В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г? этап. Влияние на поведение сотрудников

1. Составление организационной структуры предприятия и ее характеристика………...

2. Мотивация персонала в организации……………………………………………………..

3. Управление конфликтами в коллективе. Власть в организации……………………………………………………………………...

4. Этика делового общения. Виды делового общения…………………………………….

5. Коммуникационные процессы в организациях…………………………………………


Составление организационной структуры предприятия и ее характеристика

Задание 1. Опишите выбранное вами предприятие.

Наименование предприятия _________________________________________________

Вид деятельности _________________________________________________________

Наименование продукции (работ, услуг) ______________________________________

____________________________________________________________________________

Задание 2. Описать внешнюю среду данной организации:

Конкуренты_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Государство_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономическая ситуация________________________________________________

______________________________________________________________________

Поставщики_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Спрос(потребители)________________________________________________________________________________________________________________________________



Мировая экономика____________________________________________________

______________________________________________________________________

Демография_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-культурные факторы___________________________________________

_____________________________________________________________________

Задание 3. Опишите переменные внутренней среды организации

Задание 5. Заполните таблицу:

Таблица 2

Функции менеджмента фирмы ___________

Рыночная экономика Фирма____________
преимущества недостатки преимущества недостатки
Планирование
Решаемые задачи
Рыночная экономика Фирма___________
Организация
Факторы высокой мотивации работников Причины низкой мотивации работников
Мотивация
Мероприятия контроля
Контроль

Задание 6. Заполните сравнительную таблицу моделей менеджмента

Таблица 3

Задание 7. Выделите три роли, которые выполняют менеджеры данной фирмы.

________________________________________________________________________

Назовите роли менеджера, выделяемые Минцбергом.

Таблица 4

Какими качествами должен обладать современный менеджер в вашей компании?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Мотивация персонала в организации.

Задание 1 . Рассмотрите таблицу, отражающую различные сочетания мотивации и способности у работников.

Таблица 1

Работник А Мотивация + Способности + Работник В Мотивация + Способности -
Работник Б Мотивация - Способности + Работник Г Мотивация - Способности -

Ответьте на вопросы:

Какие работники желают работать эффективно и производительно?

Какие работники проблематичны для предприятия и почему?

Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?

В чем сходство усилий менеджера по управлению работниками А и Г?

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Разработайте систему мотивации труда на предприятии, включающую удовлетворение потребностей (материальных, социальных, моральных) в виде системы поощрений и наказаний:

· Кто поощряется? За что поощряется? В чем заключается поощрение?

· Кто наказывается? За что назначается наказание? Что представляет собой наказание?

Примечание: Система должна содержать по 3 примера на каждый вид поощрения и наказания.

Таблица 2

Система мотивации труда на предприятии

Задание 3. Познакомьтесь с системами оплаты труда в 2-х американских компаниях. Определите, какие цели преследует каждая система, каковы преимущества предприятию и работникам дает каждая система и какие «минусы» имеет система для предприятия и работников. Заполните соответствующие графы таблицы.

Компания Du Pont de Nemours использует жесткую систему вознаграждения, которая позволяет распределять риск производства между менеджерами и работниками. Вознаграждение выплачивается по итогам выполнения производственной программы компании, рассчитанной на 3 – 5 лет. Каждый работник компании, желающий участвовать в этой программе, отчисляет в нее 6% своего годового заработка. При 100%-м выполнении плана компания возвращает работникам эти 6% , а при выполнении плана на 125 или 150% работники получают дополнительное вознаграждение 6 или 12% от годового заработка. Если же план выполнен менее, чем на 80%, работники теряют полностью 6% своего годового заработка.

В компании Nukor выплата вознаграждения связана с качеством производимой продукции и производственной дисциплиной. Размер оплаты труда составляет от 6 до 9 долл. в час, что в 2 раза меньше, чем в среднем по отрасли. Однако, благодаря тому, что рабочие превышают установленные задания по производству продукции, их годовой заработок на 2 тыс. долл. Выше, чем на аналогичных предприятиях. Кроме того существует правило, согласно которому в случае разового опоздания на работу до 30 мин. Работник лишается дневного вознаграждения, а при опоздании свыше 30 мин. – еженедельного.

Таблица 3

Характеристика систем оплаты труда на предприятиях Du Pont de Nemours и Nukor

Задание 4. Укажите, что, по-вашему, ваш работодатель в основном ожидает от вас и что, как вам кажется, он вам должен. Расположите ожидания и обещания в приоритетном порядке.

Таблица 4

Ожидания работодателя и работника

" статьёй . Где рассмотрим, чем можно мотивировать сотрудников, чтобы они больше работали — и больше зарабатывали, естественно. Так, если вы считаете, что давать работникам то, чего они желают, значить выплачивать им высокую заработную плату, предоставлять уйму свободного времени и лишать их какого-либо напряжения, то советуем подумать еще раз. Что , предоставление всего этого вашим сотрудникам вряд ли окажет хоть какое-то влияние на уровень их производительности.

Сотрудники желают, или как эффективно управлять с помощью их желаний? Докопаться до таких желаний, для которых и затраты не очень велики, и которые можно выполнять в качестве поощрения . Но не наоборот 🙂

Итак, есть вещи, которые работники желают иметь, которыми вы можете их обеспечить, и которые определенно окажут влияние на их производительность. Предлагаем вам познакомиться с несколькими из них. Но для начала — самая первая заповедь, которая должна быть выжжена в умах сотрудников:

Зарплата прямо пропорциональна прибыли, которую принёс данный сотрудник компании

Ну а теперь пройдёмся и по остальным желаниям сотрудников:

Сотрудники желают справедливого к себе отношения . Они хотят иметь справедливую заработную плату, не обязательно самую высокую, но справедливую относительно зарплаты их знакомых, занятых на аналогичной работе.

Сотрудники также желают справедливого отношения к результатам своей работы . В справедливых рабочих условиях, последствия соответствуют результатам работы. Хорошие работники получают поощрения. Плохие получают выговор и замечания, исправляются или увольняются.

Сотрудники хотят иметь равные возможности хорошо справляться с работой. Позаботьтесь о том, чтобы ваши сотрудники, прежде чем приступить к работе и перед тем как вы начнете привлекать их к ответственности за результаты, прошли надлежащие тренинги и имели необходимые для работы ресурсы.

Сотрудникам необходимо знать, чего от них ожидают . Это логично. Нельзя надеется на то, что человек сделает то, что вы хотите, если ему не известно, что конкретно вы хотите. Поэтому познакомьте сотрудников с вашими ожиданиями и хорошо проверьте, понимают ли они их.

Сотрудникам также необходимо иметь представления о ценностях компании и о том, как им себя вести. Убедитесь, что все разделяют одинаковые ценности. Постоянно напоминайте про ценности.

Сотрудникам необходимо знать, как они справляются с работой . Поэтому говорите им об этом. Часто проверяйте результаты работы. После этого предоставляйте полезные замечания и комментарии. Простые замечания о том, что сотруднику необходимо “делать лучше”, не помогут. Будьте предельно определенны с том, что и когда необходимо изменить, чтобы результаты работы были приемлемыми.

Сотрудникам необходимо удовлетворение от работы . Здесь мы не говорим о постоянных вечеринках или сияющих от счастья людей, держащих друг друга за руки. Сотрудники хотят иметь безопасные условия труда, без притеснений и несправедливых наказаний.

Сотрудники также желают работать с людьми, которые умеют работать как надо. Вот почему лентяи и тунеядцы могут оказаться ложкой дегтя в бочке меда. Плохим работникам дайте возможность исправиться. Увольте тех, кто этого не делает.

Сотрудники хотят выполнять полезную работу . Большинство взрослых людей хотят решать на работе определенные задачи. Им требуется уважение со стороны руководителя и коллектива. И они хотят работать в таком месте, где они могли бы учиться и расти.

Сотрудники желают заниматься чем-то важным . Если вы руководитель, то часть вашей работы состоит в том, чтобы помочь понять вашим подчиненным, какое значение имеет их вклад. Расскажите, какое значение он имеет для команды. Расскажите, какое значение он имеет для компании.

Сотрудники желают иметь возможность максимального контроля над их рабочей жизнью. Предоставьте квалифицированным сотрудникам право принимать базовые решения в максимальной степени, в которой можно. Если у вас есть сомнения относительно адекватности их квалификации, попробуйте предоставить им определенную степень контроля и проверьте, справляются ли они.

Сотрудники желают расти и совершенствоваться . Помогите им в этом. Часто вашей работы, как руководителя, состоит в том, чтобы помочь каждому сотруднику работать лучше.

Во всем этом действительно есть некая магия . Часть объясняется просто природой человека. Часть здравым смыслом. Но как бы там ни было, если вам удастся дать сотрудникам то, чего они желают и что им необходимо, выиграйте в значительной степени от этого вы все.

Таким образом, многие желания сотрудников вполне реально осуществить в качестве поощрения за хорошо проделанную работу.

По материалам http://business.damotvet.ru/management/361602.htm

В настоящей главе раскрываются сущность и критерии мотива-ции, направленной на создание условий для высокопроизводитель-ного труда работников предприятия. Рассматриваются варианты индивидуальной и групповой мотивации, ее ступени. Излагаются правила работы с группой (коллективом) сотрудников.

Анализируются первичные и вторичные потребности человека, рекомендуется взаимно увязывать иерархию потребностей и мо-тивацию труда. Кроме того, в главе рассматриваются различные процессуальные теории мотивации.

Обсуждаются вопросы полномочий и ответственности в работе менеджера. Подчеркивается важность своевременного и эффектив-ного делегирования полномочий менеджера своим подчиненным. Определяются основные правила и принципы делегирования.

МОТИВАЦИЯ

Целью предприятия является повышение качества продукции, сокращение издержек производства и в конечном счете достиже-ние высокой эффективности производственной деятельности. Однако этого нельзя достичь, если не создать благоприятных ус-ловий, мотивации для того, чтобы работники были сами заинтере-сованы в решении стоящих проблем.

Существует прямая зависимость результатов и, соответствен-но, устойчивости работы предприятия на рынке от качества труда персонала. Только благодаря человеческому фактору мож-но добиться впечатляющих результатов в процессе производ-ства. В 70-х гг. XX в. в терминологии менеджмента появился термин «человеческие ресурсы», которым все чаще характеризу-ют такие широко распространенные понятия, как кадры, сотруд-ники, работники. Человеческие ресурсы играют такую же важную роль в обеспечении эффективной деятельности предприятия, как и материальные, финансовые, информационные ресурсы.

Появление термина «человеческие ресурсы» объясняется осоз-нанием целесообразности вложения финансовых средств в подготовку и переподготовку сотрудников предприятия. По опублико-ванным в США данным, потребность в квалифицированных кад-рах в современном обществе гораздо выше, чем 15-20 лет на-зад. В странах с развитой экономикой принято считать, что имен-но человеческие ресурсы являются важнейшей составляющей ус-пешной работы фирмы на рынке. Руководитель всемирно извест-ной японской фирмы Sony А. Морита как-то сказал, что «сделать предприятие успешным могут только люди».

Внедрение новых технологий приводит к существенным изме-нениям трудовой деятельности. Одни рабочие места упраздняют-ся, другие создаются. С одной стороны, существует безработица, с другой — недостаток в определенных специалистах (например, постоянно требуются квалифицированные рабочие, специалисты по информатике и т.д.).


Меняющиеся представления о труде, свободном времени и ка-честве жизни предъявляют менеджерам всех уровней новые тре-бования в отношении умения эффективно руководить. В менедж-менте главная проблема — работа с людьми. От их квалификации и исполнительности зависит успех деятельности любого предпри-ятия. Подготовка и переподготовка персонала, в частности подго-товка руководящих кадров, становится все более важным делом.

В условиях нарастания конкурентной борьбы на рынке предпри-ятия сумеют выжить только в том случае, если они своевременно отреагируют на изменения в окружающем мире. Ожидается, что в ближайшие годы проблемы управления будут заключаться, главным образом, в сфере человеческих ресурсов. Поэтому управление пер-соналом, являясь неотъемлемой частью хозяйственной политики предприятия, будет играть все более важную роль.

Таким образом, основными инструментами управления челове-ческими ресурсами являются планирование в области персонала, привлечение кадров, повышение квалификации сотрудников, со-хранение кадров, управление людьми.

На протяжении всей истории существования производствен-ных отношений между людьми руководители сталкивались в ос-новном с одной и той же проблемой. Это проблема мотивации выполнения управленческих решений.

Мотивация — процесс формирования у работника необхо-димых стимулов, являющихся внешним побуждением к труду, ко-торое развивается на основе осознания как своих личных потреб-ностей, так и потребностей других людей. При должной мотива-ции у работника появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и одновременно достигать цели предприятия, на котором он трудится.

Рабочая сила является неотъемлемым компонентом любого предприятия. От того, как работают сотрудники, как они относятся к своим обязанностям, зависит существование предприятия, его конкурентоспособность и благосостояние коллектива. Искусство менеджмента, понимаемое как умение управлять людьми, оказы-вать на них влияние, является важнейшей составляющей в управ-лении предприятием и во многом определяет не только его насто-ящее, но и будущее состояние.

Факторы мотивации оказывают непосредственное влияние на удовлетворенность работой и качество ее выполнения.

Различают следующие факторы мотивации:

Заработная плата;

Рабочая среда;

Стабильность;

Собственное развитие;

Полезность работы;

Интерес к работе.

Одним из основных факторов мотивации труда является заработ-ная плата. Наиболее четкое объяснение влияния денег при оценке трудозатрат работника было дано Ф. Тейлором , одним из основопо-ложников концепции «научного управления». Согласно Тейлору деньги являются решающим фактором воздействия на мотивы тру-дового поведения большинства рабочих. Высокая заработная плата и низкие затраты на производство составляют основу хорошего управ-ления.

Для достижения этого Ф. Тейлор предлагал: каждому рабоче-му поручать выполнение наиболее сложной работы, которую он спо-собен выполнить; каждого поощрять так, чтобы его выработка дос-тигла уровня лучшего рабочего того же разряда; каждому рабочему, достигшему наивысшего мастерства, делать надбавку от 30 до 100 % по сравнению со средним заработком рабочих с тем же разрядом; для преодоления уклонения от работы установить нормы выработки.

Суть успешной работы современного предприятия также в пер-вую очередь подразумевает справедливое вознаграждение за труд. Между тем труд всегда индивидуален. Для того чтобы труд был адекватен результатам и получил объективную оценку в форме со-ответствующей оплаты, нужно учитывать многие показатели. Это могут быть: квалификация, стаж работы, образование, качество и количество труда, инициатива, способности и др.

Установить шка-лу заработной платы по данным показателям — дело непростое. Единого подхода здесь нет, каждый менеджер должен найти соб-ственный точный и объективный критерий. Чем больше объек-тивности и беспристрастности, тем больше это стимулирует труд работников, раскрывает их возможности и способности. И наобо-рот, уравнительная система, субъективность резко снижают моти-вацию труда, вызывают недовольство и текучесть кадров.

По данным современных социологических исследований, люди, которые получают от заработка высокую мотивацию, обычно об-ладают честолюбием, собранностью и желанием получить макси-мум от использования денег. Необходима прямая зависимость ве-личины оплаты труда работника от его результатов. Между тем, имеется два принципиально разных подхода к определению при-оритетов в дилемме: производительность труда — заработная пла-та.

Можно повышать производительность труда и как следствие более эффективной работы предприятия увеличивать заработную плату. Есть и другой вариант: установить работникам большую заработную плату и благодаря высокой мотивации персонала обеспечить высокую производительность труда. В нашей стране до сих пор принято считать, что первичной является производитель-ность, а вторичной — заработная плата. Между тем многие менед-жеры за рубежом, достигшие поразительных результатов, доказа-ли, что большая заработная плата позволяет достичь и большей производительности труда.

Вознаграждение за труд в последние десятилетия принимает несколько иную форму, чем просто заработная плата и прочие выплаты. Все большее значение приобретают дополнительные стимулы. Компания может предложить ценному работнику вари-анты компенсации его труда, которые, возможно, будут иметь для него большее значение, чем эквивалентная сумма денег.

Это жи-лье, медицинское обслуживание, страхование жизни и имущества, персональные автомобили, оплаченное питание и отдых, бесплат-ные товары, программа участия в прибыли, низкопроцентные кре-диты, возмещение затрат на повышение квалификации и др. Ис-пользуя эти возможности поощрения работников, менеджер мо-жет решить сразу две задачи: материальное поощрение труда и создание здорового социально-психологического климата, атмо-сферы доверия и сотрудничества в коллективе.

Тем не менее заработная плата остается приоритетным факто-ром мотивации. Причем наряду с традиционными, последнее вре-мя все чаще используются так называемые «гибкие» системы оплаты труда.

В США, например, наибольшее распространение по-лучили следующие:

Участие в доходах (разница между результатами хозяйственной деятельности и затратами). Выплата вознаг-раждения связана с выполнением производственного зада-ния, включая требования по повышению производительно-сти труда, качества продукции и культуры обслуживания;

Участие в прибылях (остаток дохода после выплаты всех обязательных платежей). Дифференцированное годовое вознаграждение из прибыли выплачивается либо налич-ными, либо путем перечисления в пенсионный фонд;

Единовременное вознаграждение. Единовременная выплата наличными за конкретную сделанную работу. Работники заинтересованы в выполнении установленных заданий, а менеджеры получают возможность контроли-ровать издержки производства за счет стабилизации за-работной платы;

Плата за квалификацию и знания. Заработная плата ра-бочих и служащих растет в зависимости от личной ква-лификации, числа выполняемых заданий и качества их выполнения.

Имеются и другие системы оплаты труда. Например, американс-кая компания Du Pont de Nemours использует жесткую систему воз-награждения, которая позволяет распределять риск производства между менеджерами и работниками. Вознаграждение выплачивается по итогам выполнения производственной программы компании, рас-считанной на 3-5 лет. Каждый работник компании, желающий уча-ствовать в этой программе, отчисляет в нее 6% своего годового зара-ботка. При 100%-м выполнении плана компания возвращает работ-никам эти 6%, а при выполнении плана на 125 или 150% работники получают дополнительное вознаграждение — соответственно 6 или 12% от годового заработка. Если же план выполнен менее, чем на 80%, работники полностью теряют свои 6% заработка.

В компании Nukor выплата вознаграждения связана с ка-чеством производимой продукции и производственной дисципли-ной. Размер оплаты труда составляет от 6 до 9 долл. в час, что в два раза меньше, чем в среднем по отрасли. Однако благодаря тому, что рабочие превышают установленные задания по произ-водству продукции, их годовой заработок на 2 тыс. долл. выше, чем на аналогичных предприятиях. Кроме того, существует прави-ло, согласно которому в случае разового опоздания на работу до 30 мин работник лишается дневного вознаграждения, а при опоз-дании свыше 30 мин — еженедельного.

Тенденция развития современного общества такова, что содер-жание и среда труда приобретают большее значение, нежели ма-териальное вознаграждение и возможность делать карьеру.

Деньги могут воздействовать на мотивы поведения большин-ства людей, однако примерно у 30% из них мотивация зависит от других причин. Человек — сложное создание, и лишь для немно-гих мотивом поведения достаточно долго может служить един-ственный фактор, даже если это деньги. Обычно положительная мотивация является результатом воздействия группы факторов.

Трудовое поведение работника, таким образом, в значительной степени определяется не только материальными, но и социальны-ми стимулами, рабочей средой. Обстановка, в которой осуществля-ется работа, существенно влияет на отношение персонала к тру-ду. Менеджерам предприятия следует прикладывать необходимые усилия для создания такой обстановки, которая будет содейство-вать решению стоящих задач и отвечать потребностям сотрудни-ков.

Одним из вариантов организации работы сотрудников, способ-ствующей более высокой мотивации труда, является работа по гибкому графику. Такой метод предусматривает определенные промежутки времени, в течение которых может начинаться и за-канчиваться работа, вместо точно установленного начала и конца работы, а также фиксируемый период, когда сотрудник должен находиться на своем рабочем месте. Другими словами, если харак-тер работы позволяет, работник сам регулирует график своей ра-боты в пределах необходимого для обязательного выполнения ли-мита рабочего времени.

Кроме того, он может выполнять работу, например на компьютере, в домашних условиях. Может практико-ваться сокращенная рабочая неделя, а также разделение обязан-ностей одной штатной единицы между двумя сотрудниками. Пре-доставление возможности работать по нестандартному режиму яв-ляется хорошим моральным стимулом повышения производитель-ности и качества работы. Доверие к сотрудникам, проявляемое менеджером, укрепляет их веру в свои силы, дает возможность рационально распределять рабочее и личное время.

За рубежом такой метод мотивации труда персонала получает все большее развитие. Этому в немалой степени способствует процесс компьютеризации информационных потоков, в частности возможности Интернета, использование электронной почты и т.д. В США, например, число рабочих мест с «гибким» режимом рабо-ты возросло за последние двадцать лет более чем в три раза, со-ставив около 2% всех рабочих мест в стране.

В России по гибкому графику работает сейчас около полумил-лиона человек. В соответствии с Кодексом законов о труде РФ со-трудник, использующий гибкий график, пользуется всеми права-ми штатного работника, его трудовой стаж начисляется, отпуск не ограничивается. При этом оплата труда осуществляется пропорци-онально затраченному времени или объему готовой работы.

Люди редко демонстрируют свои потенциальные способности в атмосфере отсутствия стабильности. Если человек постоянно живет под реальной угрозой увольнения, от него невозможно ждать заинтересованности и максимальной отдачи в работе. Чув-ство стабильности не просто связано с наличием или отсутстви-ем работы. Люди также боятся утратить свое положение или потерять уважение, которое испытывают к ним другие. Многим нравится чувство стабильности, которое они испытывают в груп-пе, к которой принадлежат, что делает особенно важным разви-тие групповой работы. Большое значение имеет стиль работы ме-неджера, поскольку формальное, лишенное отзывчивости управ-ление людьми может уменьшить чувство безопасности, что в свою очередь неблагоприятно отразится на производительности труда работников.

Один из наиболее эффективных способов увеличения вклада людей в работу фирмы заключается в оказании помощи их соб-ственному развитию. Развитие и опыт неразделимы. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она может быть сильнейшим фактором мотивации для еще больших достижений. Какие-то из усилий, предпринимаемых для развития, могут не ус-траивать сотрудников или быть не слишком желанными для них, поэтому важно активно вовлекать людей в принятие решений по поводу их собственного развития и роста.

Лучшее обучение — то, которое увязывается с непосредственными функциями сотрудни-ка и осуществляется на рабочем месте. Поэтому менеджеру нуж-но давать подчиненным задания, связанные с реорганизацией про-изводственного процесса. Сотрудникам следует поручать проекты, предполагающие необходимость проведения различных согласова-ний. Это потребует от специалиста умения находить компромис-сы, преодолевать сопротивление, разрешать конфликты, что будет обогащать людей новым опытом и способствовать, в конечном счете, росту их мотивации.

Рабочая сила является самым стабильным из активных элемен-тов производства. Если обновление оборудования производится в среднем за 5-6 лет, то период трудовой деятельности работника достигает 40-45 лет и более. Само понятие квалификации приоб-ретает динамизм: оно предполагает непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков в ходе творческого решения возникающих задач. Обучение превращается в неотъемлемую часть современного производственного процесса.

За рубежом обычно используются две основные формы обуче-ния персонала компаний: внутрифирменная (курсы повышения квалификации) и внешняя (специальные школы, консультативные фирмы, учебные центры и др.). Такие учебные центры готовят учебные программы, варианты деловых игр и так далее обязатель-но совместно с компаниями — потенциальными потребителями специалистов. На переподготовку работников в различных учеб-ных центрах частные компании часто расходуют до 1/3 всего объема их бюджета.

Российские предприятия также начинают понимать актуаль-ность данной проблемы. Вот как организовано, например, повышение квалификации персонала на российской фирме «Вита-фарм». Обучение является частью процедуры подбора и атте-стации персонала. Через месяц после приема на работу работни-ков приглашают на обучение. Оно занимает около двух недель при частоте занятий три раза в неделю. Фирма разработала свои методические материалы. Такое обучение строится в форме дело-вой игры: сотрудникам рассказывается о том, как они должны работать, что можно делать, а чего нельзя и почему. Затем выпол-няются соответствующие упражнения.

По истечении нескольких месяцев после прохождения курса лекций, тренингов по взаимно-му общению и деловых игр сотрудникам назначается аттестация. На этом этапе выявляются люди, наиболее успешно справляющи-еся с работой. По результатам аттестации издается приказ о мате-риальном вознаграждении этих сотрудников на ближайшие полго-да. Одновременно определяется круг специалистов, которых фир-ма собирается в дальнейшем готовить для работы менеджерами.

Большинству людей нравится ощущение полезности работы; они хотят чувствовать себя частью организации, в которой они работают. Необходимо сообщать работникам информацию о ра-боте предприятия, так как это помогает им понять суть происхо-дящего. Поскольку чувство сопричастности — двусторонний про-цесс, необходимо интересоваться мнениями, суждениями и взгля-дами работников. Менеджеру следует создавать условия, при ко-торых сотрудники сами будут добровольно стремиться к дости-жению целей предприятия. При этом должна быть налажена об-ратная связь, обеспечивающая информацию о результативности и качестве труда.

Немалую роль в поведении работников имеет интерес к рабо-те. Многие люди ищут такую работу, которая требовала бы мас-терства и не была бы слишком простой. Само содержание работы может мотивировать работников. К несчастью, очень многие виды работ скучны и не представляют особых требований. Менеджер может многое сделать в этом направлении, изучив то, как органи-зуется работа, в какой степени в ней присутствует интерес. Даже явно исполнительские варианты деятельности могут быть перестрое-ны так, чтобы они приносили больше удовлетворения, а значит, стимулировали работника повышать производительность труда.

Практические меры по собственному развитию в значительной степени увязаны с этапами служебной карьеры человека. Отмече-но, что человек в течение своей трудовой деятельности проходит различные этапы. По многим причинам критический этап прихо-дится на середину карьеры. Разные факторы мотивируют по-раз-ному на разных стадиях пребывания в одной и той же должности. Решающим моментом является длительность выполнения челове-ком одной и той же, не меняющейся по содержанию, работы.

Проведенные исследования показывают, что у человека, прора-ботавшего определенное время на одном месте, постепенно снижа-ется мотивация и эффективность труда. Когда же сотрудник прихо-дит на новое место, вне зависимости от его предыдущего опыта, он начинает с очень низкой эффективности, поскольку ему нужно приспособиться к новым условиям. Привыкание может длиться до года. Во время первого года работы основой мотивации является представление о значении решаемых задач, в то время как пробле-ма самостоятельности в работе сотрудника не интересует. В ин-тервале между вторым и пятым годом самостоятельность являет-ся важнейшим фактором мотивации.

Наличие обратной связи представляет интерес в течение первых лет. Именно после двух-трех лет работы на одном месте сотрудник работает наиболее про-изводительно. В среднем цикл эффективной работы человека на одном и том же рабочем месте составляет около 5 лет. После 5 лет работы на одном и том же месте ни один фактор не обеспечива-ет удовлетворенности работой, достижения существенно снижа-ются. Работа может наскучить, к ней пропадает интерес. Вместо факторов мотивации, связанных с работой, мотивация рождается из эгоистических побуждений (представительские мероприятия, решение собственных вопросов в рабочее время).

Одним из вариантов повышения интереса к работе и создания дополнительной мотивации к труду является ротация персонала (замена одного сотрудника другим).

Повышение по должности не всегда возможно в складыва-ющейся на предприятии ситуации. Если руководитель уверен, что работник еще не готов для работы на более высокой должности, он может просто доверить ему другой, новый для него, участок работы. Новизна работы часто стимулирует работника лучше по-вышения по должности. Перемещение на равноценную должность в другое подразделение предприятия заставляет человека вновь активно работать, добиваться положения, которое было достигну-то на прежнем месте. Горизонтальная ротация кадров вначале по-лучила распространение в Японии, но затем практику передвиже-ния работников на равноценные должности внутри предприятия переняли и компании других стран.

На российских предприятиях пока практически нет опыта го-ризонтальной ротации. Это объясняется в первую очередь тем, что рыночные отношения в стране только развиваются и у рос-сийских компаний все еще есть условия для быстрого служебно-го роста сотрудников.

Таким образом, мотивы трудового поведения людей определя-ются такими материальными и социальными факторами, как до-стойное вознаграждение за труд, рабочая среда, безопасность, чувство сопричастности, мнение соратников по работе, отношение непосредственных начальников, а также тем, что работники дума-ют о своем предприятии.

Хотя социально-психологические факторы оказывают суще-ственное влияние на поведение российского работника, однако деньги и дополнительные материальные выгоды в современных российских условиях играют решающую роль в мотивации работ-ников.

Считается, что для изменения отношения к труду у работника всегда нужно начинать с положительных средств мотивации. Од-нако есть люди, которые не поддаются мотивации. Это особенно характерно для нашей страны. Поэтому, если положительные средства бессильны, надо применять отрицательные, даже если они вызывают конфликт, при котором управлять работником бу-дет невозможно. Российским менеджерам необходимо поставить оплату труда в строгую зависимость от полученных результатов, а при нежелании работников трудиться их следует не перевоспи-тывать, а увольнять.

С учетом сказанного выше можно сформулировать следующие основные критерии мотивации:

Большинство людей испытывают удовлетворение от выполненной работы. Особое значение имеет признание результатов деятельности сотрудника его коллегами и ру-ководством;

На своем рабочем месте люди хотят показать, на что они способны; они стремятся принимать участие в формиро-вании решений менеджера по вопросам, касающимся их компетентности;

Человек хочет выразить себя в результатах труда, если они будут замечены и одобрены другими людьми. Поэтому мерки к выполнению заданий должны быть всегда высо-кими, чтобы не страдало достоинство работника, а резуль-таты деятельности — конкретными;

Большинство людей имеют собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Менеджеру необходимо создать условия для реализации таких планов;

Человеку важно чувствовать, что он незаменим для коллектива. Руководитель должен дать это понять каждо-му работнику и коллективу в целом;

Люди стремятся к успеху, поскольку успех — это реа-лизованная цель. Работник вложит максимум энергии в достижение, которое он сам перед собой поставил или в разработке которого он принимал активное участие;

Успех без признания приводит к разочарованию. Призна-ние и соответствующее поощрение могут быть как мате-риальными, так и моральными;

По тому, каким образом и в какой форме сотрудники по-лучают от менеджера информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства. Если доступ к информации затруднен, то степень мотивации труда сотрудников будет снижаться;

Менеджеру нельзя принимать решения, касающиеся тех или иных изменений в работе сотрудников без их ведо-ма, даже если эти изменения позитивного характера;

Каждому человеку необходима информация о качестве его труда. Рядовому работнику она нужнее, чем руково-дителю. Информация должна быть оперативной, масш-табной и своевременной;

Любая работа выигрывает от максимально возможной степени самоконтроля;

Повышенные требования к работникам, дающие шанс для дальнейшего развития, воспринимаются ими с гораздо большей охотой, чем заниженные. Это связано с тем, что большинство людей стремятся в процессе работы приоб-рести новые знания;

Инициатива работников снижается, если их усердие при-водит лишь к дополнительной нагрузке и не компенсиру-ется оплатой труда;

Организация производства должна позволять сотрудни-ку быть хозяином на своем рабочем месте. Это повышает степень ответственности за результаты труда.

Объективно любой человек, находясь в рабочей обстановке, из-начально испытывает в силу особенностей человеческой натуры определенные сомнения в возможности успешного выполнения работы. Это может быть беспокойство по следующим причинам: работа невыгодна; работа бесполезна; недостаточно информации; работа непривлекательна и скучна; возможна неудача в работе; есть более важные и неотложные дела; работа создает неприят-ные ощущения; недостаточно ясно, с чего начинать работу; неком-петентность.

Менеджеру необходимо не только предвидеть возможность развития такой ситуации, но и осуществить соответствующие меры по ее разрешению. В частности, целесообразно составить перечень возможных вариантов или способов решения задачи.

Следует разделить работу на части, начать с небольшой и неслож-ной. Необходимо оценить степень возможной неудачи и критиче-ски осмыслить сложность работы, которая, может быть, преувели-чивается. Нужно определить промежуточные результаты, достиг-нув которых, менеджер должен поощрить себя и сотрудников. В любом случае у менеджера должен быть набор действий. Следу-ет стараться даже в невыгодной, непрестижной работе находить позитивный результат и соответствующим образом мотивировать людей.

В работе с персоналом менеджеру следует стремиться к опти-мальному варианту мотивации (рис. 5.1).

Увеличение количества выполняемой работы (О) (может осуществляться по общему объему продукции, в стоимостных по-казателях, а также для конкретного работника в личном плане. В свою очередь обогащение содержания работы (Р) происходит тогда, когда работа становится более интересной, требующей большей отдачи, более мотивированной. Для этого менеджеру сле-дует организовать работу таким образом, чтобы в максимальной степени использовать потенциал сотрудников: наладить обратную связь, позволяющую сотруднику оценивать свою работу; повысить ощущение его личной независимости, самобытности.

Оптимальным вариантом (X ) является сочетание большого объе-ма интересной, приносящей удовлетворение, работы. Именно к такому варианту для каждого сотрудника должен стремиться менеджер, который организует деятельность коллектива.

В американской корпорации General Motors, например, в поня-тие мотивации включают: справедливое вознаграждение за труд; нормальные условия труда; возможность максимального развития и применения индивидуальных способностей человека; наличие условий для систематического роста работников и повышения их квалификации; наличие социальной интеграции в рабочих коллек-тивах (стирание различий, связанных с расовой, религиозной и национальной принадлежностью); право на частную жизнь, невмешательство в нее администрации или общественных организаций; развитие среди всех членов организации понимания нужд и забот других членов.

Недостаточный учет мотивации труда работников ведет к нега-тивным результатам, о чем свидетельствует опыт нашей страны. Отсутствие достаточного количества эффективных человеческих ресурсов, низкая степень мотивации труда — основные причины неудовлетворительной работы многих российских предприятий. Это происходит потому, что люди долгое время не ощущали сво-ей значимости, они не готовы в социально-психологическом пла-не.

Руководители предприятий и организаций в России часто стал-киваются с нежеланием людей работать, особенно это касается малопрестижных профессий. В нашей стране, в которой на протя-жении долгого времени система управления имела командный ха-рактер и была основана на строгом иерархическом подчинении хозяйственных процессов воле центра, создался особый тип ра-ботников, у которых зачастую отсутствует заинтересованность в эффективном и качественном труде.

Работники не имели достаточных стимулов к труду, что объяс-няется рядом экономических и социальных факторов: оплата тру-да незначительно зависела от результатов труда, которые имели в большей степени количественную, чем качественную оценку; за-работная плата имела уравнительный характер; поощрение работ-ников было в основном моральным; отсутствовала возможность принимать самостоятельные решения, существовала полная зави-симость от руководства; в обществе преобладала мораль матери-ального равенства всех граждан, что подавляло стремление полу-чать высокие доходы честным трудом; отсутствовала боязнь поте-рять работу, так как не было безработицы.

Эти и многие другие факторы в целом повлияли на формиро-вание таких работников, которые не желают или даже не могут работать в современных условиях рынка. Поэтому проблема моти-вации работника в нашей стране иногда даже сводится к тому, чтобы его заставить работать.

Сразу и полностью решить такую важную проблему невозмож-но, для этого требуется смена одного или нескольких поколений, но пытаться найти пути выхода из сложившейся ситуации жиз-ненно необходимо.

Особенно важно для менеджера усовершенствовать систему мотивации работников в критической ситуации деятельности предприятия, которая может возникнуть, например, в связи с ухудшением конъюнктуры рынка и неэффективностью деятельно-сти предприятия. Обычные варианты мотивации, связанные, на-пример, с деньгами, становятся недоступными. В такой ситуации менеджер должен действовать энергично и достаточно гибко.

Руководителю следует ориентироваться на поддержку людей. Нужно отменить существовавшие до кризиса официальные слу-жебные отношения в управлении. Следует занять позицию сорат-ника, а не начальника; больше обмениваться с сотрудниками ин-формацией и чаще говорить им, что сейчас все зависит только от них. Менеджеру стоит напомнить подчиненным, что в случае вы-вода предприятия из кризиса у них будут большие шансы сделать здесь карьеру.

Самым лучшим средством мотивации в кризисной ситуации является работа. Для того чтобы сотрудники меньше времени уделяли эмоциональным переживаниям, их следует на-грузить конкретными заданиями и даже увеличить объемы рабо-ты. Угроза потери работы воздействует на человека и без помощи руководителя. Поэтому менеджеру не рекомендуется постоянно напоминать сотрудникам о том, что они могут стать безработны-ми. Если сотрудник не испытывает доверия к руководителю, то угроза потери работы только испортит их взаимоотношения.

Необходимо различать мотивацию индивидуальную и групповую.

Известно, что индивидуальные и групповые потребности чело-века далеко не всегда совпадают. Отсюда то, что может мотивиро-вать труд конкретного работника, порой не является фактором мо-тивации для группы сотрудников. Причина этого явления за-ключается в индивидуальности людей, обладающих разным миро-воззрением, воспитанием, образованием, отношением к матери-альным и духовным ценностям. Поэтому установление взаимосвя-зи между индивидуальной и групповой мотивацией состоит в ре-шении проблемы сочетания индивидуальных и групповых целей и интересов.

Исследованиями установлено, что одним из важных факторов мотивации является личное признание менеджером достижений сотрудника. Даже простая просьба менеджера, обращенная к под-чиненному, принять участие в подготовке того или иного решения действует мотивирующе. Вариантами личных мотивирующих при-емов могут быть: устное поздравление, письменное поздравление, публичное поощрение, продвижение сотрудника вверх по карьер-ной лестнице и др.

Между тем в большинстве случаев производственная деятель-ность является коллективной, поэтому рассмотрение трудового коллектива как группы позволяет менеджеру устанавливать и раз-вивать отношения между отдельными работниками в процессе производства. По мере усиления групповой мотивации происходит частичное замещение индивидуальных мотивов у конкретного ра-ботника групповыми. Это отражается на улучшении психологичес-кого климата в группе и компании в целом, ведет к повышению производительности труда и созданию условий для успешной со-вместной деятельности на благо предприятия.

На современном высокотехнологическом предприятии один-единственный человек практически не в состоянии быть менедже-ром, даже если он первый руководитель. На всех крупных запад-ных предприятиях высшее руководство формируется в виде рабо-чей группы. Умелая организация технологического процесса и грамотный выбор ближайших сотрудников нередко являются од-ним из решающих элементов успешной деятельности высшего руководства.

Эффективность работы коллектива зависит от его численности, состава, сплоченности, а также функциональных возможностей каждого из его членов.

Проведенными исследованиями установлено, что группы, на-считывающие в среднем 5—10 членов, обычно принимают более точные решения и работают более эффективно. По мере увели-чения коллектива общение между его членами усложняется, ста-новится все более трудным достижение согласия по вопросам, связанным с деятельностью группы. Увеличение размера кол-лектива также усиливает тенденцию к неформальному его раз-делению, что может привести к появлению не согласующихся между собой целей.

Состав группы, под которым понимается профессиональный уровень подготовки работников, степень сходства отдельных лично-стей, их точек зрения, также имеет большое значение. Использова-ние менеджером различных точек зрения членов группы при на-хождении оптимального решения крайне важно, поэтому рекомен-дуется, чтобы коллектив сотрудников, по возможности, состоял из несхожих личностей. Менеджер, который стремится извлечь пользу из различных точек зрения сотрудников, должен предпринять усилия по недопущению единомыслия. Необходимо сообщить членам группы, что они могут свободно высказывать любую ин-формацию, выражать любые мнения или сомнения по поводу об-суждаемых вопросов и должны выслушать различные точки зре-ния и критику.

Повышению эффективности работы способствует сплочен-ность («чувство локтя»), что выражается в тяготении членов груп-пы друг к другу при достижении согласующихся между собой целей. Сотрудники должны понимать, что в первую очередь от их совместной работы зависит судьба предприятия. Не случайно многие ведущие западные компании, в частности шведская фир-ма Volvo, перешли от конвейерной системы организации произ-водства к более эффективной групповой работе.

Как известно, для конвейерной системы в большей степени характерна обезличен-ная работа, в условиях которой работник выполняет однообраз-ные, повторяющиеся операции в одиночку. Внедрение конвейер-ной системы в начале XX в. способствовало бурному развитию массового производства продукции. Поэтому переход к групповым методам работы может показаться неверным. Но на деле резуль-таты свидетельствуют о том, что групповая система организации труда и его мотивации оказываются гораздо более эффективными.

Система позволяет повысить понимание рабочими необходимости проявления заботы о судьбе своего предприятия и их прямого уча-стия в достижении положительных результатов работы. Заинтере-сованность рабочих растет, что стимулирует резкое повышение производительности труда и сокращение текучести кадров. Не менее важным фактором, влияющим на эффективную производственную деятельность, являются функциональные возможности членов кол-лектива. Это индивидуальные особенности человека, закладываемые воспитанием и образованием и включающие в себя трудовые навы-ки данного работника, его квалификацию, способность к обучению, а также информированность и накопленный опыт.

Идеи групповой мотивации положены в основу понятия корпо-ративная культура, которое получило широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Корпоративная культура — сумма общечеловеческих и профессиональных ценно-стей и убеждений, которые вместе с менеджером разделяют ра-ботники предприятия. Основные принципы формирования корпо-ративной культуры, которыми должен руководствоваться менед-жер, сводятся к следующему: справедливая оценка труда, стиму-лирование ответственности; развитие инициативы, уважение к человеку, предоставление человеку возможностей для раскрытия его потенциала. Как же сформировать корпоративную культуру в коллективе?

В первую очередь менеджеру необходимо всячес-ки поощрять открытое и бескомпромиссное высказывание его со-трудниками различных мнений и точек зрения. Например, девиз журнала Fortune (США) гласит: «Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спо-койствие и действовать продуманно. Стимулируй появление раз-ных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только "Да", значит, либо ты сам, либо они занимают не свое ме-сто». Другим примером может служить принцип работы амери-канской корпорации IBM: «Каждая компания нуждается в истин-ных диссидентах. К счастью, в IBM никогда не переводились люди, отказывающиеся ходить строем... Нам нравится, когда люди болеют за дело, не боятся высказывать свое мнение. Худшие из критиков более полезны, чем лучшие из подпевал».

Другим направлением формирования корпоративной культуры является высокий уровень этики, честность по отношению к кол-легам по работе, деловым партнерам. Немаловажную роль в раз-витии корпоративного начала может играть также делегирование полномочий менеджера, о чем пойдет речь ниже.

Таким образом, к числу наиболее распространенных методов повышения мотивации труда, и в первую очередь групповой, от-носятся:

Использование различных форм участия персонала в уп-равлении;

Внесение разнообразия в работу персонала в пределах конкретно закрепленных за каждым работником функций;

Обеспе-чение персональной ответственности работников при выполнении работы;

Освоение смежных профессий с целью снижения моно-тонности труда;

Создание автономных рабочих групп, призванных решать конкретные производственные задачи, с делегированием таким бригадам определенного круга прав по распределению обя-занностей в бригаде, контролю за качеством продукции и распре-делением финансового вознаграждения;

Создание и функциониро-вание основанных на добровольных началах так называемых «кружков качества», призванных стимулировать инициативу ра-ботника в решении различных производственных задач.

Существует еще одна проблема. Каким образом могут быть вза-имосвязаны мотивация работника и его знание о компетентности руководителя? Оказывается, если работник видит в своем руково-дителе идеал, он избирает мотивом своего поведения подражание его поведению. В таком случае у руководителя не будет или по-чти не будет необходимости пытаться влиять на этого подчинен-ного. И наоборот, если подчиненный не следует пожеланиям вы-шестоящего руководителя, у него отсутствует мотивация. В этом случае предполагается, что результаты трудового процесса не мо-гут быть достигнуты без угрозы наказания. Мотивация к выполне-нию работы в этом случае будет зависеть от условий, при которых работник либо добровольно попытается повторить поведение сво-его идеализируемого руководителя, либо
будет находиться в состо-янии согласия с его взглядами (рис. 5.2).

Менеджер должен знать, что мотивированный труд не всегда и не во всех случаях является производительным. Способности тру-диться и мотивация к труду — это два самостоятельных фактора, которые могут в значительной степени варьировать у разных ра-ботников (рис. 5.3).

Работник А Работник В
Мотивация + Мотивация +
Способности + Способности -
Работник Б Работник Г
Мотивация - Мотивация -
Способности + Способности -

Рис. 5.3. Сочетание мотивации и способностей у работников

Ясно, что лучшим для предприятия является работник А. Он компетентный, способный и одновременно мотивированный. Ра-ботник Б — способный, но не мотивированный. Он не желает ра-ботать эффективно и производительно. Чтобы такой работник стал работать так же производительно, как работник А, необходи-мо провести соответствующие методы повышения мотивации или выявить неудовлетворенные потребности. Работник В тоже про-блематичен для предприятия, так как его желания не совпадают с его возможностями. Такой работник будет смотреться в коллекти-ве как чрезмерно активный.

Для получения преимущества от вы-сокого уровня мотивации такого работника руководитель должен сделать акцент на повышение его возможностей (например, обу-чение или подбор такого места работы, на котором его возможно-сти будут больше всего совпадать с его желаниями). Работник Г относится к той категории работников, от которых нужно поста-раться избавиться, так как расходы на их обучение и мотивацию вряд ли когда-либо окупятся в будущем.

ПОТРЕБНОСТИ

Потребность является определяющей причиной поступков че-ловека, первоисточником и движущей силой его деятельности. Все другие используемые при описании поведения человека понятия (установки, ценности, интересы, мотивы и т.п.) являются произ-водными от потребностей и порождаются ими. Необходимо по-мнить о значительном разнообразии этих потребностей. Потреб-ности частично и весьма предвзято отражаются в сознании чело-века, осознаются им. Осознать — значит получить актуальную или потенциальную возможность сообщать свое знание другому.

Как известно, наиболее трудным в управлении является регули-рование побудительных стимулов человека, при которых у него возникает желание работать так, чтобы содействовать достиже-нию целей организации. Достичь цели — значит добиться эффек-тивного руководства предприятием. Однако менеджер не должен забывать о врожденных приоритетах природы человека: на пер-вом месте — всегда личные интересы, на втором — групповые и лишь на третьем — общественные.

Каков же крут потребностей, побуждающих людей к тем или иным действиям, в том числе к характеру, объему и содержанию работы?

Поведение людей веками пытались объяснить их разумом, чув-ствами и волей. Отказ от взгляда на мышление человека как на источник и движущую силу его деятельности, признание потреб-ностей определяющей причиной человеческих поступков пред-ставляет величайшее завоевание научной мысли. Оно послужило началом подлинно научного объяснения целенаправленного пове-дения людей.

«Люди привыкли объяснять свои действия из своего мышления вместо того, чтобы объяснять их из своих потребностей (которые при этом, конечно, отражаются в голове, осознаются)», — говорил классик политической экономии Ф. Энгельс. Вот почему вопрос о потребностях, их классификации, взаимном подчинении и взаимо-действии представляет основную проблему, которую необходимо решить при рассмотрении мотивации труда.

Гениальный русский писатель Ф.М. Достоевский , которого на-зывают «психологом из психологов», в романе «Братья Карамазо-вы» указывает на три фундаментальные потребности (или три группы потребностей), присущие людям и определяющие их пове-дение в природной и социальной среде. Он начинает с «хлеба» как собирательного понятия, вобравшего в себя всю совокупность ма-териальных благ, необходимых для поддержания жизни. Достое-вский вполне осознает ту роль, которую играют «хлебы», и ярко описывает, сколь многим бывают вынуждены поступиться люди во имя удовлетворения своих материальных нужд. «Накорми, тог-да и спрашивай с них добродетели!»

Потребность познания — вторая фундаментальная потреб-ность, по Достоевскому: «Ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, в том, для чего жить».

«Потребность всемирного соединения есть третье и последнее мучение людей. Всегда человечество в целом своем стремилось устроиться непременно всемирно», — говорил Ф.М. Достоевский.

За время, прошедшее с тех пор, наука ушла далеко вперед. Сейчас мы знаем гораздо больше о сложнейшей диалектике вза-имоотношений между материальными и духовными потребностями отдельного человека и общества в целом. Но нельзя не от-дать должного проницательности писателя, который уловил дей-ствительно основополагающее значение трех названных им групп потребностей.

Здесь классификация Ф.М. Достоевского удивительно точно со-впадает с классификацией великого немецкого философа Г. Гегеля. «Обозревая все содержание нашего человеческого существования, — пишет Гегель ,— мы уже в нашем обыденном сознании находим величайшее многообразие интересов и их удовлетворения. Мы на-ходим обширную систему физических потребностей, на удовлет-ворение которых работают большая и разветвленная сеть про-мышленных предприятий, торговля, судоходство и технические искусства. Выше этой системы потребностей мы находим мир пра-ва, законов, жизнь в семье, обособление сословий, всю многообъ-емлющую область государства. Наконец, мы находим бесконечно специализированную и сложную деятельность, совершающуюся в науке, совокупность знаний и познаний, охватывающую все суще-ствующее».

Жить, познавать и занимать определенное место в группе, вза-имодействуя с другими ее членами, — этими тремя словами дей-ствительно можно обозначить огромное многообразие побужде-ний и продиктованной ими деятельности.

В XX в. теории потребностей получили дальнейшее развитие. Остановимся на некоторых из них, получивших наибольшее при-знание в теории менеджмента. Известный ученый Ф. Герцберг, ис-следуя проблему мотивации труда инженеров и служащих одного из предприятий, пришел к выводу о том, что необходимо различать две основные категории, связанные с работой. Первая — это фак-торы, определяемые объективными условиями, в которых осуще-ствляется работа (Ф. Герцберг назвал их «гигиеническими»).

К ним относятся: политика администрации фирмы; условия работы; зара-боток; межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; степень непосредственного контроля за работой. Вторая категория — мотивация, самым непосредственным обра-зом связанная с характером и сущностью выполняемой работы. Факторами мотивации являются: успех; продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокая степень от-ветственности; возможности творческого и делового роста.

Принципиальное отличие первой категории заключается в том, что наличие или отсутствие гигиенических факторов не могут со-ответствующим образом мотивировать человека. В то же время наличие факторов второй группы вызывает у людей удовлетворе-ние от работы и повышает степень мотивации. Именно на такие факторы должен в первую очередь обращать внимание менеджер при работе с персоналом.

Ф. Герцберг предложил метод «обогащения труда», который он считал лучшим способом повышения производительности труда работников и одновременно степени их удовлетворенности своим трудом. Теория «обогащения труда» основана на предположении, что работники должны быть обязательно заинтересованы в каче-ственном выполнении труда той или иной профессии. Для дости-жения этой цели всякая выполняемая работа должна обладать тре-мя отличительными чертами. Прежде всего, она должна быть рациональной, нужной, значимой.

Работник на основании собствен-ной системы ценностей, собственного сознания должен понимать важность и необходимость выполняемой работы. Требуется уметь объяснить это всем исполнителям. Ничто не приносит больше вре-да, чем выполнение ненужной работы. Любая поставленная зада-ча должна предъявлять к работнику определенные разумные тре-бования как по качеству затраченного труда, так и его результа-тивности. Выполнение работы должно предполагать определенную долю ответственности исполнителя. Эта ответственность включа-ет в себя свободу действий в выполнении тех или иных операций при независимости от мелочной опеки и жесткого администри-рования сверху.

Другой ученый Д. МакКлелланд считал, что люди имеют три основные потребности: власти, успеха, причастности.

Потребность власти выражается в желании человека оказы-вать воздействие, влиять на других людей. Специфика деятель-ности менеджера позволяет в полной мере реализовать эту по-требность как у себя лично, так и у своих сотрудников. Одним из направлений реализации у подчиненных потребности власти может быть делегирование отдельным из них части властных полномочий менеджера. Потребность успеха может быть удов-летворена путем успешного завершения работы или отдельного ее этапа. У менеджера здесь имеются большие возможности. Необ-ходимо четко обозначить границы работы по объему или срокам и обеспечить работников необходимыми средствами мотивации.

Потребность в причастности — стремление людей к социально-му общению, оказанию взаимной помощи, налаживанию дружес-ких отношений. Удовлетворение такой потребности возможно, например, путем организации менеджером деловых совещаний, на которых каждый сотрудник имеет право высказаться по конкрет-ному вопросу деятельности предприятия. Во внерабочее время ме-неджер должен всячески поощрять желание сотрудников органи-зовать совместный отдых, занятия спортом и т.д.

Наибольшую популярность получила теория потребностей А. Маслоу , который исходил из признания наличия у человека множества различных потребностей.

Он дифференцировал их на пять основных категорий:

Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выживания человека (пища, вода, жилье, одежда, отдых и т.д.);

Потребность в безопасности и стабильности (гарантия най-ма, страхование, защита, финансовая независимость);

Социальные потребности (хорошие человеческие отноше-ния, принадлежность к какой-либо социальной группе);

Потребность в уважении (признание со стороны других людей);

Потребность в самовыражении (самоутверждение как лич-ности, участие в принятии решений, стремление к творчеству, ин-формированность, реализация потенциальных возможностей).

Иерархия потребностей А. Маслоу в несколько измененном и дополненном виде представлена на рис. 5.4.

Эта иерархия потребностей основана на том, что людей стиму-лирует стремление к удовлетворению все более труднодостижимых потребностей. Эти потребности могут быть упорядочены по мере возрастания их важности и доступности человеку. Потребности 1-го и 2-го уровней являются базовыми (доминирующими, первич-ными), связанными с обеспечением выживания в окружающей сре-де; потребности 3 — 5-го уровней — высшими (вторичными). Пос-ле того как потребности низшего уровня удовлетворены, доминиру-ющее значение приобретают потребности следующего уровня. Дру-гими словами, потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены прежде, чем для данного лица станет возможным осуществление потребностей более высокого уровня.

Фигура А характеризует количественную сторону потребно-стей человека. Это означает, что число людей, имеющих более высокие в соответствии с иерархией потребности, постепенно уменьшается. Другими словами, относительно совсем немного людей, стремящихся, например, к самореализации. Вместе с тем нет на земле человека, который мог бы жить без воды и пищи.

Фигура В в свою очередь показывает качественную сторону потребностей человека. На рисунке видно, что значимость вторич-ных потребностей несопоставимо выше, чем первичных. Это гово-рит о том, что современный цивилизованный человек не только хочет обеспечить себя всем необходимым для полноценной жиз-ни (жилье, продукты, одежда, транспорт), но и постоянно стремит-ся повышать свой профессиональный и культурный уровень (уче-ба, театр, спорт).

В каждом человеке потенциально существует непрерывное желание добиваться все новых и новых высот в обществе, удов-летворять все более трудно реализуемые потребности. Именно это стремление к удовлетворению своих все возрастающих потребно-стей есть главная причина заинтересованности в труде. Различные теории потребностей в основном не противоречат друг другу, а взаимно дополняют друг друга. Они отражают многогранность и нестандартность процесса мотивации и предопределяют необходи-мость комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.

В работе менеджера наиболее трудная часть работы — созда-ние условий сотрудникам для удовлетворения потребности высше-го порядка. Существуют методы, хорошо показавшие себя в практике менеджмента.

Так, социальные потребности можно реализовать, предостав-ляя сотрудникам работу, которая способствует деловому обще-нию. Необходимо создавать в коллективе обстановку единой ко-манды, работающей на конечный результат. Рекомендуется прове-дение регулярных совещаний персонала по обсуждению актуаль-ных вопросов деятельности предприятия. Следует создавать бла-гоприятные условия для проявления работниками социальной ак-тивности, например их участия в благотворительной деятельности предприятия. Наконец, целесообразно сохранять в коллективе не-формальные группы и их лидеров, если это не препятствует вы-полнению производственных заданий. Примерами таких нефор-мальных групп могут быть члены экологических организаций, бо-лельщики спортивных команд, филателисты, любители классиче-ской или популярной музыки.

Потребность в уважении реализуется путем предоставления сотрудникам более содержательной, интересной работы, если для этого имеются соответствующие возможности. Менеджеру следу-ет обеспечить обратную связь с подчиненными в соответствии с достигнутыми результатами работы, что позволит добиться объек-тивной оценки их усилий. Рекомендуется привлечение сотрудни-ков к определению целей предприятия и выработке необходимых решений.

В этом случае персонал компании будет чувствовать свою-причастность к общему делу. Менеджеру можно делегировать подчиненным дополнительные права и полномочия, для того что-бы сотрудники увеличивали свой профессиональный опыт. Наибо-лее способных работников, которые показали реальные успехи в труде, следует продвигать вверх по служебной лестнице. Наконец, для повышения компетентности сотрудников менеджер должен организовать постоянный процесс переподготовки и повышения квалификации персонала.

Наиболее трудно реализуемая задача для менеджера — это удовлетворение потребностей людей в самореализации (самовыра-жении). Трудности здесь проистекают от восприятия человека как неповторимой и одновременно сложной личности.

Основными направлениями реализации таких потребностей являются:

Обес-печение необходимых условий для профессионального роста со-трудников и, по возможности, полного использования их потенци-ала;

Предоставление работникам сложной и ответственной работы;

Развитие у сотрудников творческих способностей;

Участие в при-нятии сложных и ответственных решений;

Предоставление рабо-ты, требующей принятия самостоятельных решений.

В этом слу-чае создаются предпосылки для превращения труда из средства заработка в средство самовыражения и развития личности.

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ

Для успешной работы предприятия менеджеру необходимо своевременно распределять и соответствующим образом органи-зационно оформлять полномочия своих сотрудников. Под терми-ном «полномочия» обычно понимают наличие у конкретного лица определенных прав по использованию ресурсов предприятия. Только обладая необходимыми полномочиями, можно успешно выполнять производственные задания. В деятельности любой ком-пании рано или поздно наступает период, когда требуется пере-распределить властные функции внутри нее.

Ответственностью должны быть наделены все уровни управле-ния, вплоть до самого низшего. Ответственность — это принятие на себя обязательств по выполнению требующих решения задач. Приступая к выполнению работы, сотрудник принимает на себя обязанность отвечать за ее успешное выполнение в обмен в пер-вую очередь на оплату своего труда. Работники нуждаются в определенной доле ответственности за порученное им дело. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза для развития и даже существования компании. Обычно люди уходят с прежнего места работы туда, где такая ответствен-ность им предоставляется.

Делегирование в менеджменте — это передача менеджером полномочий и ответственности за выполнение задач одному или нескольким подчиненным (рис. 5.5).

С помощью делегирования менеджер распределяет среди со-трудников задачи, которые должны быть выполнены для достиже-ния целей организации. Если делегирования нет, то менеджер обя-зан решить задачу самостоятельно. Это сделать нелегко, так как времени для выполнения работы в таких условиях потребуется больше, да и способности менеджера должны быть исключительны-ми. По умению делегировать права и обязанности подчиненным оценивают качество работы менеджера. По мере роста компании несоизмеримо увеличивается количество решаемых руководите-лями задач.

Поэтому актуальность делегирования в этих условиях только возрастает. Менеджер может осуществить делегирование только в условиях, когда подчиненный принял адресованные ему полномочия. Принимая на себя полномочия по выполнению кон-кретной работы, работник тем самым начинает нести определен-ную ответственность перед менеджером за выполнение задания качественно и в срок. Ответственность за конечный результат работы сохраняется за менеджером. Особенностью делегирова-ния полномочий является то, что они могут передаваться не конкретному человеку, а должности, которую этот работник зани-мает. При перемене места работы сотрудник приобретает новые полномочия.

В пределах той или иной организационной структуры полномо-чия работников ограничиваются определенными пределами. Огра-ничение полномочий осуществляется с помощью устных или пись-менных приказов, инструкций, должностных обязанностей, пра-вил внутреннего распорядка и т.д. Различают несколько типов полномочий (рис. 5.6).

Линейные полномочия передаются непосредственно от руково-дителя к подчиненному и, при необходимости, далее, к другим подчиненным. Менеджер, наделенный линейными полномочиями, может действовать в пределах конкретной организационной структуры без согласования с другими руководителями. Примером в данном случае может быть работа начальника цеха на промыш-ленном предприятии, круг прав и обязанностей которого позволя-ет ему действовать вполне автономно.

Административные полномочия базируются на делегировании различных функций аппарату управления. Последний может осу-ществлять деятельность по консультированию линейного руковод-ства по вопросам технической политики, законодательства, рабо-те с персоналом и т. д. Кроме этого административный аппарат вы-полняет многочисленные функции обслуживания линейных под-разделений по вопросам планирования, финансирования, матери-ально-технического обеспечения, сбыта продукции. Наконец, суще-ствует определенная специфика деятельности аппарата управления. Речь идет о функциях помощников и секретарей, без работы кото-рых трудно представить себе деятельность современного руководи-теля.

Разновидностями административных полномочий являются:

Это вариант ад-министративных полномочий, при котором линейные руководите-ли могут обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны их принимать к безусловному исполнению;

б) параллельные полномочия.

Целью таких полномочий является установление системы сбалансированной власти, что способствует созданию действенного контроля и предотвращению ошибок в работе. Примером здесь может служить декла-рируемая в любом демократическом государстве независимость друг от друга трех основных ветвей власти: законодательной, ис-полнительной и

«Существует область научного исследования, на которую должно быть

обращено специальное внимание ¾ именно точное исследование

мотивов, влияющих на поведение людей…Закономерности, приложенные

к громадному большинству людей, без сомнения, существуют и, будучи точно определенными, приносят громадную пользу для обхождения с людьми».

Ф. Тейлор

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: сформировать представление о теориях мотивации и возможностях использования их в деятельности менеджера.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ для повторения: с.397 – 430; Глава 12.Мотивация деятельности в менеджменте; с.252 – 260;

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. Табл. 12. «Характеристика современных теорий мотивации», табл. 13. «Двухфакторная модель Герцберга», табл. 14. «Система мотивации труда в организации».

2. Рис. 11. «Сочетания мотивации и способностей у работников», рис. 12. «Мотивационная структура менеджера».

3. Притча «Гончар и мальчишки»

4. Варианты заданий.

ХОД РАБОТЫ.

Задание 1 . Дайте определение следующих понятий и рассмотрите их соотношения: потребность, стимул, мотив, мотивация, стимулирование.

Стимул - это внешний раздражитель, способствующий повышению интенсивности определенных мотивов в действиях человека.

Мотив - это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения.

Мотивация - это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Стимулирование - воздействие на трудовое поведение работника через создание личностно значимых условий, побуждающих его действовать определенным образом; влияние, побуждение, внешнее подталкивание к определенным действиям.



Задание 2 . Охарактеризуете современные теории мотивации в таблице 12.

Таблица 12.

Характеристика современные теории мотивации

Задание 3 . Заполните пирамиду потребностей А. Маслоу.


Задание 4 . Сколько уровней содержит пирамида А. Маслоу в настоящее время? Какие уровни добавились и объясните, почему? Приведите примеры применения теории А. Маслоу.

В настоящее время пирамида А. Маслоу содержит 7 уровней.Добавились три уровня, такие как:

· Эстетические потребности (порядок, красота и т. п.)

· Потребность в уважении (Компетентность, одобрение, признание)

· Потребность в принадлежности и любви.

Задание 5 . Герцберг показал, что на деятельность людей оказывает влияние 2 группы факторов, названные им гигиеническими и мотивирующими. Заполните в таблице 13. факторы и их влияние на деятельность людей. Приведите примеры применения теории Герцберга.

Таблица 13.

Двухфакторная модель Герцберга

Задание 6 . Как будет выглядеть система потребностей Маслоу если к ней добавить потребности по Мак-Клелланду? Приведите примеры применения теории Мак-Клелланда.

Задание 7 . При анализе мотивации к труду теория ожидания Врума подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда - результаты; результаты- вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением). Запишите соотношение этих факторов в виде формулы:Мотивация =…….

Приведите примеры применения теории ожиданий Врума.

Задание 8 . В чем сущность теории справедливости Адамса и возможности ее применения в менеджменте.

Задание 9. Объясните поведение мальчишек, описанное в ниже приведенной притче, используя теоретический подход В.Врума.

Притча «Гончар и мальчишки»

Жил на свете старый гончар. Он делал горшки, продавал их на базаре и на это жил. Но вот повадились соседские мальчишки бить его горшки. Он и просил их не делать этого, уговаривал, ругал, жаловался их родителям - ничего не помогало. Тогда он позвал мальчишек к себе во двор и сказал, что за каждый разбитый горшок будет платить им рубль. Мальчишки обрадовались, перебили все горшки, получили деньги и убежали.

На следующий день гончар сказал, что денег у него мало, платить он может только 50 коп. Мальчишки опять перебили все горшки, получили свои деньги и убежали. Следующий день опять повторилось то же самое, только за каждый разбитый горшок гончар заплатил только 20 коп.

На следующее утро ребятня опять прибежала во двор. Старик вышел к ним и сказал: «Денег, ребятки, у меня почти совсем не осталось, потому что продавать мне было нечего. Теперь за каждый разбитый горшок я могу платить только одну копейку». «Нашел дураков бесплатно бить твои горшки!» возмутились мальчишки. Больше горшков они не били.

Задание 10 . Проанализируйте рис.11, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников. Ответьте на вопросы:

1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?

2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?

3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?

Работник А Мотивация + Способности + Работник В Мотивация + Способности -
Работник Б Мотивация - Способности + Работник Г Мотивация - Способности -

Рис.11. Сочетания мотивации и способности у работников.

Задание 11 . Заполните таблицу 14.

Таблица 14.

Система мотивации труда в организации

Задание 12. Заполнить методику «Трамплин» (Приложение 2). По результатам построить график мотивационной структуры (пример рис. 12.). Составить рекомендации по самомотивации будущего менеджера.

(+) Интерес
(+) Взаимоотношения

Рис. 12. Мотивационная структура менеджера.

Задание 13. Система Тейлора, по его словам, основана на следующих принципах:

1. Выявление наиболее рациональных приемов выполнения работы.

2. Установление нормативов, определяющих требования к рабочим результатам. Нормативы основываются на основе «правильного», наиболее рационального выполнения работы.

3. Обучение работников рациональным приемам выполнения работы. 5. Усовершенствование орудий труда.

6. Создание наилучших условий труда.

7. Четкая и понятная связь размера оплаты и результатов труда.

8. Система учета количества выполненной работы.

9. Предоставление работникам полной информации о том, что от них требуется, и о достигнутых ими результатах.

10. Установление хороших отношений между администрацией и работниками.

Какой из принципов не вписывается в систему Тейлора?

Как вы думаете, почему Тейлор все-таки ввел этот принцип?

Задание 14 .Никто не ставит под сомнение утверждение, что деньги являются главным стимулом, мотивирующим человека к производительному труду. Но для того чтобы использовать этот мощный стимул более эффективно, надо четко понимать, на какие потребности он работает, какие функции выполняет, какие задачи может решать. Напишите, какие функции выполняют деньги в каждой из указанных теорий.

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы.

Мотивация - это ____________________________________________________________________

___________________________________________________________

Мотивы–это __________________________________________________________________________

Стимулы – это _________________________________________________________________________

Потребность -это _____________________________________________________________

___________

Задание 2. Рассмотрите рисунок, отражающий различные сочетания мотивации и способности у работников.

Работник А Мотивация + Способности + Работник В Мотивация + Способности -
Работник Б Мотивация - Способности + Работник Г Мотивация - Способности -

Ответьте на вопросы:

1. Какие работники желают работать эффективно и производительно?

2. Какие работники проблематичны для предприятия и почему?

3. Что необходимо сделать, чтобы повысить производительность и эффективность работников Б и В? Чем отличаются усилия менеджера?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Разработать систему мотивации труда на предприятии, включающую удовлетворение потребностей (материальных, социальных, моральных) в виде системы поощрений и наказаний, заполните предложенную таблицу.

Тема. Контроль и его виды.

Задание 1. Ответьте на следующие вопросы:

а) Из каких этапов состоит процесс контроля в организации? В чём их значение?________

_____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

б) Перечислите правила контроля. _______________________________________________



____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

в) Назовите суть метода «Управленческая пятерня» ?___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

г) Какие виды контроля используются в вашей организации? Укажите типичные ошибки при осуществлении функций контроля.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема. Руководство, власть, партнерство.

Власть__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Дайте письменные ответы.

1. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние»?___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

________________________________________________________

2. Какие источники власти может использовать руководитель ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

3. Какие способы влияния руководителя на подчинённого Вам известны? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________



Задание 3.

Перечислите известные Вам различия между руководителем и лидером.

Назовите основные профессиональные требования, которые предъявляются к руководителю сегодня? ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

В теории менеджмента выделяют три основных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

Заполните таблицу по образцу.

Задание 5. Решите ситуацию.

Вы руководитель производственного коллектива. В период ночного дежурства один из ваших рабочих в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травму. Виновник звонит вам домой и спрашивает, что же ему делать? Ответ руководителя

Автократа?______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Демократа?______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

Либерала? ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Задание 6.

Разнообразие стилей, определяемых личностью руководителя, может быть сформировано на основе сочетания двух факторов: забота руководителя о производстве и о людях. Графически это сочетание может быть представлено специальной «решёткой менеджмента».

Какой стиль исследователи считали наиболее эффективным?

Почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным?

Чем отличается стили руководства менеджера 5.5 от менеджера 9.9?

__________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(решетка стилей руководства Р. Блейка и Д. Мутона).

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Забота о производстве

Задание 7. Выбор вариантов управленческих решений в конкретных ситуациях.

Познакомьтесь с предложенными ситуациями. Предложите свои варианты действий руководителя.

Ситуация 1.

Вам предстоит несколько неприятных объяснений с коллегами в начале дня.

Это обстоятельство может вызвать негативные эмоции на целый день.
Предложите выход из такой ситуации.

o Перенести разговор на другое время.

o Воспринять, как тренинг переговоров.

o Если возможно, то сделать это письменно.

o После объяснения сделать приятное для себя дело, которое сможет повысить настроение.

o Не планировать на этот день ничего важного и сложного.

o Ваше предложение: _________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________

Ситуация 2.

Вы работаете секретарем и считаете, что ваша застенчивость и скромность – серьезный недостаток. Как можно скорректировать данную ситуацию?

o Превратить в достоинство: представить это качество как вежливость и следование этикету.

o Овладеть техникой переговоров.

o Больше общаться письменно.

o Ваше предложение: _________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

Ситуация 3.

Вы работаете в отделе продаж. Ваша сильная сторона – коммуникабельность, слабая – работа с документами. Предложите как можно больше способов минимизации отрицательного влияния вашего “недостатка” на результаты работы.

o Делегировать работу с официальными бумагами секретарю, если это возможно.

o Несколько раз проверять документы.

o Максимально автоматизировать процесс подготовки и составления документов (например, с помощью специальных форм в ПК).

o Использовать шаблоны при подготовке деловых бумаг.

o Убедить руководителя поручить данную часть работы другим людям.

o Ваше предложение: _________________________________________ ________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лучшие статьи по теме