Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Морская авиация россии. Краткие ттх советских самолетов Основные характеристики МиГ‑29 СМТ

Технические данные Як-1
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 2858 кг
- 8,48 x 10,0 м.
- 1(М-105П) x 1050 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 4 950 м - 578 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 14,6 м/с
Практический потолок - 10 000 м
Дальность полета - 700 км
Вооружение: 1 пушка 20мм ШВАК, 2 пулемета 7,62мм ШКАС

Технические данные ЛаГГ-3
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 3023 кг
Размеры: длина х размах крыла - 8,81 x 9,8 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-105ПФ) x 1210 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 3 560 м - 591 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 11,7 м/с
Практический потолок - 9600 м
Дальность полета - 650 км
Вооружение: 1 пушка 20мм ШВАК, 1 пулемет 12,7мм УБС

Технические данные МиГ-3
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 3300 кг
Размеры: длина х размах крыла - 8,25 x 10,2 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(АМ-35А) x 1350 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 7 800 м - 622 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 11,7 м/с
Практический потолок - 12000 м
Дальность полета - 1250 км
Вооружение: 1 пулемет 12,7мм УБС, 2 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг или 6-8 РС-82

Технические данные И-16
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 1941 кг
Размеры: длина х размах крыла - 6,13 x 9,0 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(ПД М-63) x 1100 л.с.
463 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 0,7 м/с
Практический потолок - 9700 м
Дальность полета - 700 км
Вооружение: 1 пулемет 12,7мм УБС, 4 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг или 6 РС-82

Технические данные И-15бис (И-152)
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 1648 кг
Размеры: длина х размах крыла - 6,7 x 10,2 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-25В) x 750 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 3 500 м - 379 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 12 м/с
Практический потолок - 9800 м
Дальность полета - до 770 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ПВ-1 (или 2 пулемета 12,7мм УБС) - до 150 кг (6 х 25 кг)

Технические данные И-153
Экипаж - 1 человек
Максимальная взлетная масса - 1 887 кг
Размеры: длина х размах крыла - 6,1 x 10,0 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-63) x 1100 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 5100 м - 427 км/ч (на лыжном шасси)
Скороподъемность (средняя) - 16 м/с
Практический потолок - 10600 м
Дальность полета - 510 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ШКАС - до 200 кг

Технические данные Ил-2
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 6360 кг
Размеры: длина х размах крыла – 11,6 x 14,6 м
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(АМ-38Ф) x 1750 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 1200м - 405 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 5,5 м/с
Практический потолок - 6900 м
Дальность полета - 685 км
Вооружение: 2 пушки 20мм ШВАК, 1 пулемет 12,7мм УБС, 2 пулемета 7,62мм ШКАС - до 600 кг или 400 кг и 8-10 РС-82

Технические данные Пе-2
Экипаж - 3 человека
Максимальная взлетная масса - 8 300 кг
Размеры: длина х размах крыла - 12,6 x 17,6 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(М-105ПФ)x1210 л.с.
- 482 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 7,5 м/с
Практический потолок - 7800 м
Дальность полета - 1170 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ШКАС, 1 пулемет 12,7мм УБТ - 1600 кг (в перегрузку)

Технические данные Пе-3
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 8040 кг
Размеры: длина х размах крыла - 12,6 x 17,6 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(ПД М-105x1100 л.с.)
Максимальная скорость полета на высоте 3 200 м - 535 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 9,2 м/с
Практический потолок - 8800 м
Дальность полета - 2000 км
Вооружение: 2 пушки 20мм ШВАК, 2 пулемета 7,62мм ШКАС, 3 пулемета 12,7мм БС - 700 кг

Тактико-технические характеристики Ил-4:
Размеры: размах крыла – 21,44 м., длина – 14,76 м., высота – 4,10 м.
Площадь крыла – 66,7 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 6 421
- нормальная взлетная – 10 055
- максимальная взлетная – 12 120
Тип двигателя – 2 ПД М-88Б, мощностью 1100 л.с. каждый
Максимальная скорость у земли– 332 км/ч, на высоте – 398 км/ч.
Практическая дальность полета – 4 000 км.
Практический потолок – 8 300 м.
Экипаж – 3-4 человека.
Вооружение : 1х12,7-мм пулемет БТ, 2х7.62-мм пулемета ШКАС. Бомбовая нагрузка нормальная – 1000 кг, предельная – 2500 кг. В версии торпедоносца – 1 торпеда массой 940 кг.

Технические данные СБ 2М-103А
Экипаж - 3 человека
Максимальная взлетная масса - 7880 кг
Размеры: длина х размах крыла - 12,27 x 20,33 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(М-103А)x960 л.с.
Максимальная скорость полета на высоте 4 100 м - 450 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 8,8 м/с
Практический потолок - 9300 м
Дальность полета - 1900 км
Вооружение: 4 пулемета 7,62мм ШКАС - 500 кг (в перегрузку на внешней подвеске + 1000 кг)

Технические данные Су-2
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 4700 кг
Размеры: длина х размах крыла – 10,25 x 14,3 м
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(М-82) x 1700 л.с.
Максимальная скорость полета: на высоте 5850м - 486 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 8,5 м/с
Практический потолок - 8400 м
Дальность полета - 910 км
Вооружение: 6 пулеметов 7,62мм ШКАС - до 600 кг или 400 кг и 8-10 РС-82

Технические данные Р-5
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 2 858 кг
Размеры: длина х размах крыла - 10,56 x 15,30 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 1(ПД М-17Ф) x 680 л.с.
Максимальная скорость полета: 244 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 4,9 м/с
Практический потолок - 6000 м
Дальность полета - 2700 км
Вооружение: 1 синхронизированный 7,62мм пулемет ПВ-1, спаренный пулемет 7,62мм ДА на кольцевом лафете над задней кабиной - 400 кг

Технические данные У-2 ВС
Экипаж - 2 человека
Максимальная взлетная масса - 1400 кг
Размеры: длина х размах крыла - 8,17 x 11,40 м.
Силовая установка: количество двигателей х мощность - 2(ПД М-11Д) x 115 л.с.
Максимальная скорость полета: 134 км/ч
Скороподъемность (средняя) - 0,7 м/с
Практический потолок - 1 500 м
Дальность полета - 450 км
Вооружение: 1 пулемет 7,62мм ШКАС - 500 кг

ТТХ самолётов.

Истребители .

МиГ-15.

Длина, м:10,10.

Высота, м:3,7.

Размах крыльев, м:10,08.

Площадь крыла, м2:20,60.

Вес пустого, кг:3680.

Взлётная масса,кг:

нормальная-5044,

максимальная-5380,

с двумя ПТБ по 260 л-5510,

с двумя ПТБ по 300 л-5575,

с двумя ПТБ по 600 л-6105.

Тип двигателя:1 ТРД ВК-1 ОКБ В.Я. Климова.

Макс. тяга,кгс: 2700 .

Практический потолок, м:15500.

Макс. скорость у земли,км/ч:1076.

Макс. скорость на высоте 5000 м,км/ч:1044.

Посадочная скорость,км/ч: 178.

Практическая дальность,км:

на высоте 12000 м без ПТБ-1330

с двумя ПТБ по 260 л-1860,

с двумя ПТБ по 300 л-1975,

с двумя ПТБ по 600 л-2520.

Длина разбега,м:475.

Длина пробега,м:670.

g :8

Вооружение:3 пушки в носовой части фюзеляжа:

1 Н-37Д(калибр 30 мм,боезапас 40 патронов,400выстр./мин),

2 НР-23КМ(калибр 23 мм,2х80 патронов, 800-900 выстр,/мин.

МиГ-21И.

Длина самолёта(без штанги ПВД), м:14,700.

Длина фюзеляжа(без конуса возжухозаборника),м:12,285.

Высота, м:4,710.

Размах крыльев, м:7,154.

Площадь крыла, м2:23,000.

Нормальная взлётная масса,кг:8825.

Тип двигателя:1 ТРДФ Р-25-300.

Макс. тяга,кгс:

Форс.-7100,

бесфорс.-4100.

Практический потолок, м:17500.

Макс. скорость у земли,км/ч:1300.

Макс. скорость км/ч:2175.

Макс. скороподъёмность,м/с:225.

Посадочная скорость,км/ч: 250.

Практическая дальность,км:

без ПТБ-1210

с одним ПТБ-1470.

Длина пробега,м:550.

Макс. эксплуатационная перегрузка, g :8,5.

Число узлов внешней подвески:5.

Самолёт оснащён импульсно-доплеровской РЛС “Копьё”,нашлемной системой целеуказания, ракетам средней дальности Р-27-Р1 и Р-27-К1, а также УР малой дальности Р-739 и ракетами ближнего боя Р-60М.

МиГ-23.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 15,65.

Высота, м: 5,77.

Размах крыльев, м: 13,96.

Площадь крыла, м2: 37,35.

Вес пустого, кг: 12400.

Нормальный вес, кг: 14700.

Максимальный вес, кг: 17800.

Макс. вес топлива, кг: 3800.

Взлётная скорость, км/ч: 219.

Макс.скорость,км/ч:2500.

Макс. скорость у земли км/ч: 1350.

g :8,5.

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 139,6.

Макс скороподъёмность, м/с: 240.

Дальность, км:

без ПТБ-1950,

с тремя ПТБ по 800 л-2820.

Вооружение: пушка ГШ-23Л, 3000 кг на 5 пилонах.

МиГ-25.

Экипаж: 1 чел.

Длина(без штанги ПВД), м:19,75.

Высота, м: 5,139.

Размах крыльев, м: 14,015.

Площадь крыла, м2: 61,40.

Вес пустого, кг: 20370.

Масса топлива,кг:

без ПТБ-14570,

с ПТБ-18940.

Нормальный вес, кг: 36,720.

Максимальный вес, кг: 41200.

Практический потолок, м: 20700.

Взлётная скорость, км/ч: 360.

Посадочная скорость, км/ч: 290.

Макс. скорость на высоте, км/ч: 3000.

Макс. эксплуатационная перегрузка, g :4,5.

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 187,3.

Дальность без ПТБ, км: 1006.

Вооружение: пушки нет, 5000 кг на 3 пилонах.

МиГ-29.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 17,32.

Высота, м: 4,73.

Размах крыльев, м: 11,36.

Площадь крыла, м2: 38,06.

Вес пустого, кг: 10900.

Нормальный вес, кг: 15240.

Максимальный вес, кг: 18500.

Макс. вес топлива, кг: 4640.

Практический потолок, м: 17000.

Посадочная скорость, км/ч: 235.

Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2450.

Время разгона от 600км/ч до 1100км/ч,с:13,5.

Время разгона с 1100км/ч до 1300км/ч, с:8,7.

Длина разбега, м:

без форсажа-600-700,

с форсажом-260.

Длина пробега(с тормозным парашютом),м:600.

Скорость захода на посадку, км/ч:260.

Макс. эксплуатационная перегрузка, g :9.

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 113,6.

Макс скороподъёмность, м/с: 330.

Макс. дальность полёта, км:

без ПТБ-1500,

с одним ПТБ-2100,

с тремя ПТБ-2900.

Вооружение: пушка ГШ-301, 3000 кг на 5 пилонах.

МиГ-29К.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 17,37

Высота, м: 5,175

Размах крыльев, м: 11,99

Площадь крыла, м2: 42,00

Вес пустого, кг: 12700

Нормальный вес, кг: 17700

Максимальный вес, кг: 22400

Макс. вес топлива, кг: 5670

Практический потолок, м: 17000

Взлётная скорость, км/ч: 220.

Посадочная скорость, км/ч: 267.

Макс.скорость у земли, км/ч:1300.

Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2300.

Макс. эксплуатационная перегрузка, g :8,5.

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 111,2.

Макс скороподъёмность, м/с: 300.

Макс. дальность полёта, км:

без ПТБ-1650,

с одним ПТБ-2100,

с тремя ПТБ-2600.

Вооружение: пушка ГШ-301, 4500 кг на 8 пилонах.

МиГ-31.

# МиГ-31

Экипаж: 2 чел.

Длина, м: 22,69.

Высота, м: 5,15.

Размах крыльев, м: 13,46.

Площадь крыла, м2: 61,6.

Вес пустого, кг: 21820.

Нормальный вес, кг: 41000.

Макс. вес топлива, кг: 15500.

Макс.вес, кг:46200.

Практический потолок, м: 20600.

Взлётная скорость, км/ч: 260.

Посадочная скорость, км/ч: 260.

Перегрузка: 5,0.

Макс. скорость у земли, км/ч:1500.

Макс. скорость на высоте 17500 м, км/ч:3000.

Макс скороподъёмность, м/с: 250.

Макс. дальность полёта, км:

без ПТБ-2500,

перегоночная-3300.

Вооружение: ГШ-23-6(23 мм, 260 патронов, 8000 выстр/мин, масса снаряда9000 кг на 8 пилонах.

Су-27.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 21,94.

Высота, м: 5,93.

Размах крыльев, м: 14,7.

Площадь крыла, м2: 62,0.

Вес пустого, кг: 16000.

Нормальный вес, кг: 22500.

Максимальный вес, кг: 30000.

Макс. вес топлива, кг: 9500.

Практический потолок, м: 18500.

Взлётная скорость, км/ч: 270.

Посадочная скорость, км/ч: 234.

Длина разбега,м: 650-700.

Длина пробега, м: 620-700.

Макс.скорость у земли, км/ч:1400.

Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2500.

Макс. эксплуатационная перегрузка, g :9,0.

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 134,6.

Макс скороподъёмность, м/с: 325.

Макс. дальность полёта, км:3900.

# Су-30

Экипаж: 2 чел.

Длина, м: 21,94

Высота, м: 6,23

Размах крыльев, м: 14,7

Площадь крыла, м2: 62,0

Вес пустого, кг: 17500

Нормальный вес, кг: 24140

Максимальный вес, кг: 33500

Макс. вес топлива, кг: 9500

Практический потолок, м: 17500

Взлётная скорость, км/ч: 270

Макс число Маха над ур. моря:1,1

Макс число Маха на высоте: 2,35

Перегрузка: 8

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 136,6

Дальность без ПТБ, км: 3000

Вооружение: ГШ-301, 8000 кг на 10 пилонах

# Су-33

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 21,18

Высота, м: 5,9

Размах крыльев, м: 14,7

Площадь крыла, м2: 67,8

Вес пустого, кг: 18400

Нормальный вес, кг: 25100

Максимальный вес, кг: 30000

Макс. вес топлива, кг: 9500

Взлётная скорость, км/ч: 270

Посадочная скорость, км/ч: 234

Макс число Маха над ур. моря:1,14

Макс число Маха на высоте: 2,1

Перегрузка: 8

Макс нагрузка на ед. мощности, кг/кН: 122,3

Макс скороподъёмность, м/с: 325

Дальность без ПТБ, км: 3000

Су-35.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 22,10

Высота, м:6,84

Размах крыльев, м: 15,16

Вес пустого, кг: 18400

Нормальный вес, кг: 25700

Максимальный вес, кг: 34000

Практический потолок, м: 18000

Макс. скорость на большой высоте, км/ч:2440.

Перегрузка: 10

Макс скороподъёмность, м/с: 325

Дальность без ПТБ, км: 4000

Вооружение: ГШ-301, 8200 кг на 14 пилонах.

С-37 ”БЕРКУТ”.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 22,6

Высота, м: 6,4

Размах крыльев, м: 16,7

Нормальный вес, кг: 24000

Макс. вес топлива, кг: 9500

Макс число Маха на высоте: 1,6

Перегрузка: 10

Дальность без ПТБ, км: 3000

Вооружение: ГШ-301, 8000 кг на 12 пилонах

ЯК-141.

Экипаж: 1 чел.

Длина, м: 18,3

Высота, м: 5,0

Размах крыльев, м: 5,9/10,1

Максимальный вес, кг: 19500

Макс. вес топлива, кг: 4400

Практический потолок, м: 15000

Макс. скорость у земли,км/ч:1250

Макс. скорость у на высоте 11000м, км/ч:1800

Перегрузка: 7

Дальность без ПТБ, км: 3000

Вооружение: ГШ-301, 2600кг на 6 пилонах

Динамично развивающийся Советский Союз в 1960 годы серьёзно заявил о себе начав выпуск принципиально новых реактивных самолётов. Новый тип газотурбинных двигателей стал интересен авиаконструкторам для производства пассажирских судов, увеличивая их лётно-технические характеристики и эксплуатационные качества.

Авиапарк гражданской авиации начал обновляться современными реактивными лайнерами для магистральных авиалиний и для линий местного воздушного пространства. Одним из таких принципиально новых проектов стал пассажирский самолёт Ту-154, который часто сравнивают с Боингом 727.

История создания

Начавшиеся 60-е годы ХХ века требовали модернизации советского авиастроения. Зарекомендовавшие модели пассажирских самолётов: и турбовинтовых Ан-10 и Ил-18 морально устаревали.

Разные типы судов осложняли обслуживание и техническую эксплуатацию. Производимые самолёты на западе намного превосходили отечественные модели по таким параметрам как:

  • Скорость;
  • Надёжность;
  • Комфортабельность;
  • Пассажировместимость;
  • Грузоподъёмность;
  • Экономичность.

Основным иностранным самолётом, обладающим, практически всеми технологическими достоинствами был Boeing 727.

Советское руководство поставило перед авиастроителями задачу создать достойную конкуренцию американцам, выпустив в серийное производство новый современный пассажирский самолёт для внутреннего рынка и стран социалистического лагеря.

Способный перевозить от 100 пассажиров, надёжный, экономичный. Обладающий значительной крейсерской скоростью и обеспечивающий комфортный перелёт. Министерство авиапромышленности объявило о начале конкурса по замене трёх самолётов разного типа одним среднемагистральным авиалайнером.


Борьба развернулась между ОКБ Туполева, представившего модель Ту-154 и ОКБ Ильюшина с новым Ил-72. Цифра 154 это рабочее название по количеству посадочных мест, которая так и осталась в названии реактивного перевозчика.

Через некоторое время проект Ильюшина признали неоправданным и отклонили. Таким образом исход конкурса был предопределён. Первым конструктором проекта среднемагистрального самолёта стал Дмитрий Сергеевич Макаров.

Через некоторое время главным конструктором нового лайнера был назначен Сергей Михайлович Егер, и спустя короткий срок его сменил на посту Александр Сергеевич Шенгард, в 1975 году.

Новый директор проекта начинал работу в авиастроении с инженера-конструктора и дослужился до главного конструктора ОАО «Туполев», имел звание «заслуженного конструктора СССР» и множество наград.

Первые Ту-154 были оборудованы как транспортные самолёты и эксплуатировались в тестовом режиме. Они перевозили различные грузы и почту по внутренним авиалиниям в течение всего 1971 года.


Показав достойный результат и соответствие требуемым характеристикам, в феврале 1972 года лайнер стал совершать регулярные пассажирские авиарейсы Аэрофлота. После недолгих согласований с министерством иностранных дел, в апреле 1972 года состоялся первый полёт по международной авиалинии самолёта Ту-154 в Берлин.

Потенциал лайнера в период испытательных полётов, давал пищу инженерам для возможностей его масштабной модификации.

Это послужило основанием работ по его модернизации 1975 года. Задачи были поставлены на усовершенствование по следующим направлениям:

  • По увеличению грузоподъёмности;
  • Пассажировместимости;
  • Замене силовой установки на самолёте.

Окончание работ по усовершенствованию дало обновлённую модель Ту-154Б, которая заняла место предыдущего типа Ту-154. По назначению: кроме пассажирского, лайнер активно разрабатывался как грузовое судно.

Специализированным моделям для перевозки грузов присвоили индекс Ту-154Т и Ту-154С, в последнем случае «С» означает Cargo, что в переводе с английского языка звучит – грузовой.

Серийный выпуск Ту-154Б был прекращен в 1998 году, так как самолёт морально и физически устарел. ХХI век требовал более совершенных технологических решений и других эксплуатационных характеристик. Однако Самарский завод «Авиакор» изъявил желание продолжить малосерийное производство Ту-154 в период с 1998-2013 годы.

Конструкция

Планер Ту-154 скомпонован по классической аэродинамической схеме. Крылья низко расположены и имеют стреловидную форму. Хвостовое оперение имеет Т-образную форму с верхнерасположенными рулями высоты. Авиадвигатели смещены в хвостовую часть.

4 спаренных двигателя установлены на пилонах, по бортам фюзеляжа и один в хвостовом обтекателе под килем. Это решение было принято для уменьшения шума в салоне самолета при работающих двигателях.

Крыло

Конструкция выполнена по схеме балочного типа (кессон). Три лонжерона обеспечивают жёсткость крыла. Само крыло имеет развитую механизацию:

  • Предкрылки;
  • Закрылки щелевого типа;
  • Элероны;
  • Интерцепторы.


Профиль крыла, его геометрические параметры и механизация преследуют одну цель. Добиться максимальной экономии топлива в крейсерском режиме полета.

Шасси

Шасси самолёта сделана на основе трёхопорной схемы. Основные стойки шасси имеют тележки с восьмью колесами, уборка производится с помощью гидравлической системы. Носовая опора имеет два поворотных колеса, уборка производится с помощью гидросистемы.

Салон

Салон самолёта состоит из двух разделённых отсеков. Между ними находятся вестибюль и буфет.

Общее количество мест для пассажиров 158, не считая дополнительных, которые могут быть установлены на мини-рельсы.

По классификации салон делится на три вида:

  • Бизнес класс;
  • Эконом класс;
  • Стандартный класс.

Салоны располагаются по порядку, как в списке от кабины пилотов. Максимальная вместимость 164 пассажира.

Кабина самолёта Ту-154

В экипаже самолёта состоят:

  • Первый и второй пилоты;
  • Бортинженер;
  • Бортпроводники от четырёх до шести человек;

При необходимости возможно размещение в отсеке управления штурмана.


Кабина пилотов располагается в носовой части фюзеляжа самолёта, имеет неплохую обзорность, как и салон, кабина герметична. В отсеке управления рабочие места пилотов и бортового инженера. Бортпроводники имеют кресла в салоне.

ТТХ в сравнении с аналогами

ТТХ/модели Ту-204 Аэробус-А321 Боинг 757/200 Ту154 Б/М
Пассажировместимость,
чел.
212 171 215 164
Предельный взлётный
вес, т
108,5 89,7 108,9 104,2
Максимальная
коммерческая масса, т
21,1 21,4 22,7 18,1
Крейсерский ход, км/ч 815-835 855 860 900-950
Необходима длинна
ВВП, м
2550 2550 2550 2550
Топливная
эффективность, г/пасс.
км
19,2 18,6 24,1 27,6
Стоимость в млн.
долларов США
35,1 (2007 год) 91,3 (2008 год) 80,2 (2002 год) 15,1 (1997 год)

Стоит добавить, что практический потолок полета самолета Ту-154 – 12000 метров.

Применение

На конец 2015 года на Российских авиалиниях эксплуатировалось менее ста авиалайнеров Ту-154Б иТу-154М. Среди самых крупных владельцев является авиакомпания «UTair», около 15 самолётов.


В странах некогда бывших Советских республик осталось значительное количество пассажирских авиамашин. Самый крупный владелец – Казахстан, на его авиалиниях летают около 12 машин. Белоруссия владеет пятью машинами.

Таджикистан, тоже пять машин в авиапарке. Киргизия, Узбекистан и Азербайджан по три самолёта. В Северной Корее и Китае по два лайнера Ту-154.

Иран ввёл полный запрет на эксплуатацию самолётов Ту-154 с февраля 2011 года. Бывшие братские страны по социалистическому лагерю: Чехия, Болгария и Словакия содержат Ту-154 компоновки «Салон» для первых лиц государства.

Самолёт компоновки «Салон» был у Польских авиалиний, но его потеряли в катастрофе со всеми членами экипажа и пассажирами 10 апреля 2010года. Министр обороны Польской республике заявил, что по информации самописца, на борту слышны шумы взрыва.


Теракт, основная версия следственной комиссии Польши. Сколько бы российские следователи не убеждали об отсутствии взрыва польских коллег, точку в расследовании поставить никто не может.

Внешний вид Ту-154 очень схож с , но к общей разработке они отношения не имеют. Силовая трёхмоторная установка у Советского лайнера мощнее Американского самолёта.

В съёмках фильма «Экипаж» принимали участие два самолёта Ту-154. Один из самолётов находился на ремонте после пожара, но так как хвостовая часть уцелела, она вполне подошла режиссёру для работы киногруппы. Второй Ту пострадал при перевозке ядовитого металла – ртути и был списан. Но для кинематографа он вполне подошёл.

Перспективы модернизации

Заменить устаревший Ту-154 был призван Ту-334. Его активная разработка велась в середине 1990-х годов. Он внешне очень похож на своего предшественника и прогнозировалось доведение его до такой же степени надёжности, как и Ту-154.

Число двигателей сократили до двух, но стреловидные крылья и Т-образное оперение осталось прежним. Помимо металла, в составе корпуса активно применены композитные материалы.

Видео

Которых знает каждый человек, в той или иной степени интересующийся военной техникой. К таковым относится и «Грач» — штурмовик СУ-25. Технические характеристики этой машины настолько хороши, что она не только и по сей день активно используется в вооруженных конфликтах по всему миру, но и постоянно проходит модернизацию.

Общие сведения

Как уже упоминалось, это штурмовик. Скорость полета - дозвуковая; имеет неплохое бронирование. Машина предназначена для прикрытия наступающих войск или самостоятельных действий в составе авиационных подразделений, может наносить удары по скоплениям живой силы врага и бронетехнике, летает в любое время суток и практически во всех метеорологических условиях. Какое можно еще привести для СУ-25 этого самолета столь разносторонни, что им можно посвятить целую книгу! Впрочем, попробуем обойтись довольно краткой статьей.

Первый полет осуществлен в конце февраля 1975 года. Машина интенсивно используется с 1981 года, самолеты были задействованы во всех вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР, и не только. Последний эпизод применения - война в Осетии 2008 года. Сегодня известно, что штурмовики этой серии будут стоять на вооружении нашей армии как минимум до 2020 года, но - при условии наличия современных модификаций и Государственного заказа на продолжение их выпуска - срок этот явно сдвигается на неопределенное время. На данный момент Россия имеет порядка 200 СУ-25. Технические характеристики стоящих на боевом дежурстве машин поддерживаются путем постоянной их модернизации до современных реалий.

Предпосылки возникновения

Приблизительно в середине 60-х годов военные приоритеты СССР и США претерпели кардинальные перемены. В то время стало окончательно понятно, что лелеемая до той поры идея о сокрушении врага посредством ядерного оружия - бессмысленное самоубийство в масштабах всей планеты. Все пришли к выводу, что следует сосредоточиться на использовании обычных видов вооружений. А потому военные обеих супердержав вновь обратили самое пристальное внимание на развитие фронтовой авиации как главной ударной силы во всех конфликтах последних лет.

В те годы на вооружении СССР стояли: Су-7Б, а также Як-28. Машины эти были очень хороши, но для работы непосредственно над полем боя совершенно не годились. Они имели слишком высокую скорость полета, а потому физически не могли маневрировать и поражать небольшие цели. Кроме того, крест на их штурмовых качествах ставило полное отсутствие бронирования: при штурмовке наземных целей для этих самолетов смертельную опасность мог представлять любой пулемет. Именно тогда были заложены предпосылки появления СУ-25. Технические характеристики новой машины должны были в чем-то повторять таковые для легендарных Ил-2: броня, маневренность, небольшая скорость полета и вооружение.

Краткие сведения о разработке

Таким образом, войска срочно нуждались в специализированном самолете. ОКБ Сухого вскоре предоставило проект Т-8, который был разработан инженерами в инициативном порядке. Кроме него, в 1969 году на конкурсе присутствовал Ил-102, но будущий «Грач» выгодно отличался от него небольшими габаритами, броней и маневренностью. Именно поэтому «кухонной» разработке был дан зеленый свет, и новый штурмовик с честью прошел все испытания. Во многом это было связано с тем, что конструкторы применили при его создании принцип максимальной живучести боевой машины во всех возможных условиях.

Особенно много внимания было уделено способности штурмовика сопротивляться действию ПЗРК, которые в то время начали массово появляться в войсках потенциального противника. Именно американские «Стингеры» стали настоящей головной болью наших вертолетчиков в Афганистане, а потому все предпринятые меры были не лишними.

«Танковый» вариант

Несколько иначе создавался самолет СУ-25Т. История, характеристики его вооружения напрямую связаны с развитием бронетанковой техники того периода. НАТО сделало окончательную ставку на тяжелые и прекрасно защищенные танки, а потому требовался особый «подвид» штурмовика, который бы мог вести штурмовку на еще более низких скоростях, обеспечивая лучшее поражение целей.

Принята была эта модификация на вооружение в 1993 году. Отличия от стандартного «Грача» невелики, но они есть. Общая унификация с «родительским» самолетом - 85 %. Основным отличием является более совершенная прицельная аппаратура и комплекс противотанковых ракет «Вихрь». К сожалению, при развале Союза из 12 построенных машин только 8 попали в Россию. Дальнейшего выпуска и модернизации этих самолетов не производилось. Печально, но СУ-25Т, летно-технические характеристики которого позволяли уверенно поражать все западные танки, больше не летают и помещены на вечную стоянку в

Основные конструктивные особенности

Проектирование велось с использованием хорошо зарекомендовавшей себя нормальной аэродинамической схемы с высоким расположением несущего крыла. В отличие от истребителей, за счет такого решения штурмовик получает максимальную степень маневренности на дозвуковых скоростях.

Долгое время специалисты бились над оптимальной аэродинамической компоновкой машины, но потраченные усилия не канули втуне: налицо высокие коэффициенты во всех видах боевого маневрирования, отличная полетная аэродинамика, прекрасная маневренность при заходе на штурмовку наземных целей. За счет особой аэродинамики СУ-25, технические характеристики которого рассматриваются в статье, имеет возможность заходить в атаку на критических углах, сохраняя при этом высокую полетную безопасность. Кроме того, самолет может пикировать со скоростью до 700 км/ч, имея при этом наклон до 30 градусов.

Все это, а также прекрасный комплекс бронирования, не раз позволяло летчикам возвращаться на базу на одном только двигателе, с фюзеляжем, насквозь пробитом и развороченном взрывами ракет ПЗРК и пулями крупнокалиберных пулеметов.

Защищенность машины

Все летно-технические характеристики штурмовика СУ-25 стоили бы немного, если бы не степень защищенности машины. А степень эта высока. Взлетная масса «Грача» более чем на 7 % состоит из элементов бронирования и прочих защитных систем. Вес этого добра составляет более тонны! Все жизненно важные полетные системы не только максимально защищены, но и продублированы. Но основное внимание разработчики из ОКБ Сухого уделили защите топливной системы и кабины пилота.

Вся ее капсула сделана из титанового сплава АБВТ-20. Толщина брони составляет (в разных местах) от 10 до 24 мм. Даже лобовое остекление представляет собой монолитный блок ТСК-137 толщиной в 65 мм, который предоставляет летчику защиту от пуль, в том числе и очень крупного калибра. Толщина бронеспинки пилота - 10 мм. Голову защищает 6-миллиметровая пластина. Неплохо, не так ли? Но ведь и это еще не все.

По всем направлениям пилот надежно защищен от обстрела из оружия калибром до 12.7 мм включительно, а лобовая проекция предотвращает его поражение из ствольного оружия, калибр которого составляет до 30 мм включительно. Словом, самолет СУ-25, технические характеристики которого выше всяких похвал, способен постоять не только за себя, но и за жизнь летчика, который им управляет.

О возможностях эвакуации

В экстренных случаях за спасение пилота отвечает катапультирующееся кресло К-36Л. Оно может быть использовано во всех полетных режимах, при любых скоростях и метеорологических условиях. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается за счет использования пиропатронов. Выброс кресла осуществляется вручную, для этого летчику нужно одновременно потянуть за две рукояти.

Вооружение штурмовика

Конечно же, СУ-25 «Грач», тактико-технические характеристики которого рассматриваются на страницах этой статьи, просто не может быть плохо вооружен. Он оснащается авиационными пушками, на внешнюю подвеску могут навешиваться управляемые и неуправляемые бомбы, НУРСЫ, а также управляемые ракеты класса «воздух-воздух». Всего конструкторы предусматривали возможность несения не менее 32 видов различного вооружения. Основное штатное - 30-мм пушка ГШ-30-2.

Заметим, что все это описание самолета СУ-25К 8-й производственной серии, которая сейчас стоит на вооружении ВВС РФ. Есть и другие модификации (как СУ-25Т), но этих машин настолько мало, что какой-то особой роли они не играют. Впрочем, вернемся к раскрытию характеристик «Грача».

Прочее оружие - навесное, устанавливается в зависимости от характеристик тех задач, которые во время боя должен будет решать пилот штурмовика. Под каждым крылом имеется по пять точек подвеса для различных видов вооружения. Управляемые ракеты крепятся на пусковые установки модели АПУ-60, для прочих бомб, ракет и НУРСов служат пилоны типа БДЗ-25. Максимальный вес средств поражения, которые может нести на себе штурмовик, составляет 4 400 кг.

Основные ТТХ

Чтобы вы лучше себе представляли, на что способен штурмовик СУ-25, технические характеристики последнего лучше привести в виде списка:

  • Полный размах крыла - 14.36 м.
  • Общая длина самолета - 15.36 м.
  • Высота корпуса - 4.80 м.
  • Общая площадь крыла - 33.70 м.
  • Вес пустого самолета - 9500 кг.
  • Стандартная взлетная масса - 14600 кг.
  • Максимальная взлетная масса - 17600 кг.
  • Тип двигателя - 2хТРД Р-195 (на первых самолетах - Р95Ш).
  • Максимальная скорость у земли - 975 км/ч.
  • Максимальная дальность полета (с подвесными баками) - 1850 км.
  • Радиус применения на максимальной высоте - 1250 км.
  • Предел полета над землей, в боевых условиях - 750 км.
  • Потолок полета - 10 км.
  • Эффективная высота боевого применения (макс.) - 5 км.
  • Максимальная перегрузка в боевом режиме - 6.5 G.
  • Экипаж - один пилот.

Афганистан

В марте 1980 года партия машин, несмотря на яростные протесты инженеров, не успевавших довести их до нужной «кондиции», была отправлена в Афганистан. Летчики не имели должного опыта войны в горах, сам аэродром располагался значительно выше уровня моря. Оттого первые недели летные группы постоянно совершенствовали тактику и выявляли «детские болезни» самолетов, которые особенно ярко проявлялись в сложных условиях гор.

Уже на второй неделе новая техника была задействована в провинции Фаракх. И сразу же стало понятно, что СССР получил прекрасные штурмовики. Несмотря на то что инженеры не рекомендовали на первых порах перегружать «Грачей» боекомплектом с весом выше четырех тонн, такая необходимость возникла очень скоро. В отличие от Су-17, которые могли взять максимум 1,5 тонны бомб, новый штурмовик поднимал в небо по восемь тяжелых пятисоткилограммовых снарядов, что позволяло навечно запечатывать ДОТы и пещеры, в которых скрывались моджахеды. Уже тогда военные стали горячо ратовать за скорейшее принятие машины на вооружение.

Борьба с ПЗРК

Стараниями американцев и китайцев у афганцев быстро появились современные ПЗРК. Для борьбы с ними использовались подвесные комплексы АСО-2, в каждой кассете которого имелось по 32 ИК-ловушки. На каждый самолет можно было навесить по восемь таких комплексов. Это позволяло пилоту с минимальным риском совершать до девяти штурмовок при каждом боевом вылете.

ТТХ самолетов

Тактико-технические данные самолета Aichi D3A “Val”

AM- 17 D3A1 11 D3A1 12 D3A2 22 D3A2-K. 12
Экипаж, чел 2 2 2 2 :
Размах, мм 14500 14365 14365 14365 14365
Длина, мм 9860 10185 10195 10231 10231
Высота, мм 3350 3348 3450 3450 3450
Площадь крыла, м? 33,00 34,91 34,91 34,91 34,91
Сухая масса, кг 2050 2408 2619 2570 2390
3400 3650 3800 3800 3650
- 3896 4122 4128
1350 1241 1192 1230 1160
103,03 101,69 108,88 108,88 101,69
Удельная мощность, кг/л.с. 4,66 3,65 2,92 2,92 2,80
394/3000 386/3000 433/6200 425/6200 425
296/3000 296/3000 296/3000 296/3000 277/3000
Скорость посадки, км/ч 111 122 129 130 125
Время набора 3000 м, сек 7,00 6,27 5,39 5,48 6,15
Практический потолок, м 6000 8100 10400 10900 9300
1630 1410 1560
- 1820 2370 2380 -

Тактико-технические данные самолета Nakajima B5N "Kate"

B5N1 прототип- 1 B5N1 Прототип-2 B5N1 11 B5N2 12 B5N1-K
Экипаж, чел 3 3 3 3 2
Размах, мм 15518 15518 15518 15518 15518
Длина, мм 10300 10300 10300 10400 10300
Высота, мм 3700 3700 3700 3700 3700
Площадь крыла, м? 37,69 37,69 37,69 37,69 37,69
Сухая масса, кг 2106 2099 2099 2279 2153
Нормальная взлетная масса, кг 3650 3700 3700 3800 3700
Взлетная масса в перегруз, кг 3896 4015 4130 -
1544 1241 1601 1521 1547
96,84 98,17 98,17 100,82 98,17
Удельная мощность, кг/л.с. 3,80 4,80 4,80 3,80 4,80
Максимальная скорость, км/ч на высоте, м 370/3000 386/3000 433/6200 378/3600 346/3600
Крейсерская скорость, км/ч на высоте, м 256/2000 296/2000 296/2000 259/3000 259/3000
Скорость посадки, км/ч 111 122 129 113 125
Время набора 3000 м, сек 7.50 7,50 7,50 7,40 7.55
Практический потолок, м 7400 7400 7400 8260 7660
Нормальная дальность полета, км 1095 1220 1220 1280 1160
Продолжительность полета, ч/мин 4,20 4,20 4,20 6,30 4,40
Максимальная дальность полета, км 2150 2150 2150 2280 2100

D3A1 с авианосца «Кага», декабрь 1941 г.

D3A1 е авианосца «Секаку», май 1942 г.

D3A1 из 35-го Хикотая, 1942 г.

D3A2 из Йокосука Хикотая, 1943 I.

В5М1 из 33-го Хикотая, 1942 г.

D3A1 с авианосца «Секаку», декабрь 1941 г.

D3A1 с авианосца «Хирю», декабрь 1941 г.

D3A1 с авианосца «Сорю», декабрь 1941 г.

D3A1 с авианосца «Дзуйкаку», декабрь 1941 г.

В5М с авианосцы «Руйа», 1941 i.

B5N2 с авианосца «Акаги», декабрь 1941 г.

B5N2 с авианосца «Кага», декабрь 1941 I.

B5N2 с авианосца «Сорю», декабрь 1941 г.

B5IN2 с авианосца «Хирю», декабрь 1941 г.

Из книги D3A «Val» B5N «Kate» ударные самолеты японского флота автора Иванов С. В.

Окраска самолетов D3A и B5N На примере самолетов D3A и B5N можно проследить развитие принципов окраски японских самолетов с конца 30-х годов и до конца войны.Первоначально самолеты оставались не окрашенными. Лишь хвостовое оперение красили в красный цвет, а капот и участок

Из книги Як-1/3/7/9 во второй мировой войне Часть 2 автора Иванов С. В.

Техническое описание самолетов Як-1 и Як-3 Одноместный свободнонесущий самолет смешанной конструкции.Фюзеляж состоял из каркаса, собранного из труб СЗОХГСА. Диаметр труб от 20 до 50 мм. Передняя часть фюзеляжа прикрыта семью панелями толщиной 1 мм. Это были три верхние, две

Из книги F6F Hellcat Часть 1 автора Иванов С. В.

Окраска английских самолетов Английские самолеты окрашивали в соответствии с правилами, принятыми в английской морской авиации. В Европе применялся стандартный камуфляж, состоявший из нерегулярных пятен серо-синего (Extra Dark Sea Grey - FS 36118) и серо-зеленого (Dark Slate Grey - FS 34096)

Из книги СБ гордость советской авиации Часть 2 автора Иванов С. В.

СБ наводчики самолетов-снарядов 15-го октября 1941 г. в районе Калинина под Москвой специальным самолетом-снарядом ТБ-3 была разрушена переправа через Волгу. Система телемеханического самолета (ТМС), созданная еще в 1939 г., позволяла управлять самолетом-снарядом, начиненном

Из книги Ту-2 Часть 2 автора Иванов С. В.

Серийный выпуск самолетов Ту-2 Завод № 166 Подготовку к серийному выпуску самолета «103» ОКБ Туполева начало в феврале 1941 года, еще до завершения государственных испытаний машин «103» и «103У» и до решения ГКО о серийном выпуске самолета. Приказом НКАП № 533 от 17 июня 1941 года

Из книги Focke Wulf Fw 190D Ta 152 автора Иванов С. В.

Из книги Grumman Avenger. Часть 1 автора Иванов С. В.

Окраска британских самолетов Британские самолеты Эвенджер окрашивались в соответствии с правилами, приятыми в британской морской авиации (FAA - Fleet Air Arm).Во время боевых действий на европейском фронте использовалась стандартная камуфляжная окраска, состоящая из пятен

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Из книги Неизвестный Лавочкин автора

Из книги OV-1 «Mohawk» автора Иванов С. В.

Из книги Ла-7, Ла-9, Ла-11. Последние поршневые истребители СССР автора Якубович Николай Васильевич

Эксплуатанты самолетов OV-1 «Мохаук» Армия СШАПервым самолеты «Мохаук» получил в июле 1962 г. 23-й отряд авиации специального назначения, который дислоцировался в Форт-Рукере, шт. Алабама. Самолеты были распределены по взводам воздушного наблюдения и целеуказания (ASTA, Aerial

Из книги Оружие победы и НКВД. Конструкторы в тисках репрессий автора Помогайбо Александр Альбертович

Окраска самолетов Ла-7 Окраска Ла-7 ничем не отличалась от камуфляжа других истребителей того периода.Согласно совместному приказу НКАП и BBC КА № 389с/0133 от 3 июля 1943-го все самолеты истребители с лета того же года получили новую стандартную маскировочную окраску. Верхние и

Из книги автора

Окраска самолетов Ла-9 Как говорилось выше, первый опытный Ла-9 был построен на заводе № 21 в начале 1946 года. Самолет имел одноцветную окраску всех поверхностей, вероятно, это был серо-голубой аэролак АМТ-11. На самолете выделялись только блестящие неокрашенные

Из книги автора

Окраска самолетов Ла-11 Окраска истребителей Ла-11 мало чем отличалась от Ла-9. Эволюцию этой окраски хорошо иллюстрирует следующая таблица, представляющая расход основных лакокрасочных материалов для изготовления одного Ла-11 на заводе № 21: Все наружные поверхности

Из книги автора

СОЗДАТЕЛЬ САМОЛЕТОВ-БЕСХВОСТОК В 1937 году на авиационном празднике в Тушино над головами зрителей пронесся совершенно необычный самолет. У самолета не было хвоста - только широкие крылья, которые были раскрашены красными перьями, что делало самолет похожим на сказочную

Из книги автора

СОЗДАТЕЛЬ ВЫСОТНЫХ САМОЛЕТОВ 23 августа 1943 года из штаба Западного фронта ПВО в адрес командующего артиллерией Н.Н. Воронова и наркома А.И. Шахурина поступил доклад:«22 августа 1943 г. с 08 часов 40 минут до 10 часов 10 минут противник произвел разведку г. Москвы и окрестностей

Лучшие статьи по теме