МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Методическая разработка урока обществознания
в 8 классе на тему «ОБЩЕНИЕ»
учитель обществознания МКОУ Горбатовской СОШ
стаж работы: 24 года
учебно-методический комплект А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
КЛАСС : 8
ТИП УРОКА : комбинированный
УМК : программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой
ТЕМА УРОКА : «Общение»
ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;
познакомить с элементами культуры общения людей;
научить элементарным приемам различных форм общения;
развитие умения работать в группе, актуализировать знания;
воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.
ЗАДАЧИ :
Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
Воспитывающая : Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
личностные
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
предметные
Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами
метапредметные
Познавательные УУД:
Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД:
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.
Коммуникативные УУД:
-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:
1. легенда;
2. фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;
4. кейс «Хочу быть старостой».
ФОРМЫ РБОТЫ - урок-практикум с применением информационных технологий
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
информационные;
интерактивные;
сотрудничества.
МЕТОДЫ : проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ – история,
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником .
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - работа в парах.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ - ф ормирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Эпиграф: « Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» . А. де Сент – Экзюпери
ОРГМОМЕНТ
Ц ель : Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
Цель: психологический настрой учащихся.
Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.
Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал красный , - желают общаться.
Желтый - проявят активность.
Синий - будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
II . АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ .
Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.
Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.
Педагогические приемы: фронтальная беседа
Ответьте «да» или «нет» (карточки)
Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)
Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)
Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)
В межличностных отношениях важно понять другого. (да)
III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»
Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа
1. Создание мотивации.
Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:
Чего ж тебе было надобно, Иванушка?
Да, водицы испить.
Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»
Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.
Вопросы классу:
Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?
Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?
Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»
Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.
2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.
Общение – это очень многоплановое понятие:
Человек читает книгу – это общение,
Смотрит спектакль …
Говорит по телефону…
Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.
Ребята приведите свои примеры общения?
Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:
Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.
Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.
Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.
Вопросы и задания:
2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?
3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?
4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?
Учитель подводит итог
3.Виды общения
Игра «Слепой, немой, глухой»
Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,
« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?
Запись на доске и в тетради:
Виды общения
(в зависимости от средств передачи информации)
Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)
(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)
В науке выделяют такие виды общения:
Общение
Перцептивное (предполагающее умение чувствовать другого)
Вербальное
(словесное)
Интерактивное (посредством взаимодействия людей, решающих определенную проблему
Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.
Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?
(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)
Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.
Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.
Подумайте:
В каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?
4.Формы общения.
Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.
Задание 1: Деловое/ служебное
Задание 2:Повседневное/бытовое
Задание 3.Убеждающее
Задание 4:Ритуальное
Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.
В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.
Форма общения
Характерны черты
Деловое
Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.
Повседневное
Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.
Убеждающее
Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.
Ритуальное
Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают .
3.Культура общения.
Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».
« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.
Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.
А « человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».
Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»
Вопросы и задания:
1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?
2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?
3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?
Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?
Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
Доверие к тому, с кем общаешься , вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
Уважение к тому, с кем общаешься , признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
Уступчивость.
Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.
В общение следует вступать без предвзятости , т.е. заранее принятого отрицательного отношения.
Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.
«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»
Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.
М.М. Рощин:
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не орать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.»
А теперь мы с вами проведём творческий конкурс
Составим 2 букета «Законов общения»,
1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.
2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.
(ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.
Что помогает общению:
Выслушай мнение другого с пониманием.
Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
Искренне цените и хвалите достоинства людей.
Доброжелательность.
Любовь к людям.
Сопереживание – это очень важно.
Творить добро.
Честность
Чувство юмора.
Вежливость
Терпимость толерантность. и др.
Что мешает общению:
Зависть
Недисциплинированность,
Злобность.
Жестокость.
Неуважение собеседника
Национализм.
Хамство.
Замкнутость.
Эгоизм (себялюбие).
конфликтность.
Пессимизм. и др.)
Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня
ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: закрепление нового знания
Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания
Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)
Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?
Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..
В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….
Р ассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.
Кейс «Хочу быть старостой».
Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:
Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.
Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.
Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.
Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.
Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.
Алгоритм разбора ситуации.
Назовите участников ситуации.
Отнеситесь к этой ситуации.
Какие формы общения здесь встречаются?
Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?
Как бы вы поступили на месте Вики?
Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?
Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?
Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?
Какими вы видите в будущем Вику и Леру
6.ИТОГ УРОКА
Цель: подведение итогов урока
Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения
Педагогические приемы: составление синквейна
Составление синквейна на тему «Общение».
1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение
Образец синквейна:
1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей
Параграф 8. Индивидуальные задания
Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.
В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:
А) в каких формах происходило общение
Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить
В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия
РЕФЛЕКСИЯ.
Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке
Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.
Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг
Психологический тренинг. Спасибо!
Описание упражнения
Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!
Психологический смысл упражнения.
Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.
Отлично
Хорошо
плохо
В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»
РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн (такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом учащиеся класса назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.
ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ :
1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.
3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2006.
ПОНЯТИЕ ПРОЦЕССА ОБЩЕНИЯ ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ – ЕСТЬ СИСТЕМА С ОБРАТНОЙ СВЯЗЬЮ И ШУМОМ ОБЩЕНИЕ - это форма деятельности, осуществляемая между людьми, порождаемая различными потребностями и приводящая к возникновению психологического контакта, проявляющегося в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании и взаимопонимании 2
УРОВНИ ОБЩЕНИЯ МАКРОУРОВЕНЬ МЕЗОУРОВЕНЬ МИКРОУРОВЕНЬ «ЧЕЛОВЕК ЕСТЬ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК РЯД ЕГО ПОСТУПКОВ» (Г.Гегель) Субъект постоянно в течение жизни вступает в общение в соответствии со сложившимися обычаями и традициями Субъект вступает в общение в пределах содержания конкретной темы – однократно или многократно Серия контактов субъектов общения - вопрос - ответ 5
ПОТРЕБНОСТИОБЩЕНИЯ Потребность в безопасности, снятии напряжения, тревоги проявляется в том, что человек начинает общаться ради снижения страха, тревоги или внутреннего конфликта Аффилиация (собственно сама потребность в общении) проявляется в стремлении быть в контакте с себе подобными ради самого процесса общения, устранения дискомфорта одиночества Потребность в познании проявляется в том, что человек желает расширить свои представления, знания, увеличить возможности своего мышления Потребность быть индивидуальностью проявляется в стремлении к такому общению, при котором человек бы выглядел неповторимым, уникальным, необычным Потребность в престиже проявляется в необходимости получить удовлетворение от признания другими ваших личностных качеств, восхищения вами Потребность в доминировании проявляется в стремлении оказывать активное влияние на образ мыслей, поведение, вкусы, установки другого человека Потребность в покровительстве проявляется в стремлении кому-то в чем-то помочь и испытать при этом удовлетворение Потребность в помощи предполагает готовность партнера принять помощь 6
СТРУКТУРАПРОЦЕССАОБЩЕНИЯ Средства общения это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому Содержание это информация, которая в межиндивидуальных контактах передаётся от одного живого существа к другому Цель общения это то, ради чего у человека возникает данный вид активности Стороны общения - коммуникативная; - интерактивная; - перцептивная Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения и придают процессу общения конкретную специфику Стили (типы) общения - манипулятивное; - императивное; - диалогическое и др. Формы (виды) общения - прямое и косвенное; - непосредственное и опосредованное; - массовое и межличностное; - вербальное и невербальное Коммуникативный барьер общения это психологический феномен, возникающий в процессе общения и влияющий на адекватность восприятия информации 7
СТОРОНЫОБЩЕНИЯ Коммуникативная сторона состоит в обмене информацией между людьми (побудительная и констатирующая) Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания Язык это система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности Знак это любой материальный объект (предмет, явление, событие), который выступает в качестве указания и обозначения и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации «МАЛО ИМЕТЬ ХОРОШИЙ УМ, ГЛАВНОЕ – ХОРОШО ЕГО ПРИМЕНИТЬ» (Декарт) 8
ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИЯ Информационно- дефицитный барьер Замещающе- искажающий барьер Эмоциональный барьер Фонетический барьер Семантический барьер Стилистический барьер Логический барьер ПОНЯТИЕ КОММУНИКАТИВНОГО БАРЬЕРА ИНФОРМАЦИЯ ИСКАЖЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ 11 Коммуникативный барьер – это совокупность внешних и внутренних причин и явлений, мешающих эффективной коммуникации или полностью блокирующих её
ФОРМАЛЬНОЕ(ДЕЛОВОЕ)НЕФОРМАЛЬНОЕ (СВЕТСКОЕ, БЫТОВОЕ) Деловое общение Деловое общение - это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели ВИДЫ ПРЯМОЕ ПРЯМОЕ (непосредственный контакт) КОСВЕННОЕ КОСВЕННОЕ (между партнерами существует пространственно-временная дистанция) ФОРМЫ Деловые беседы Деловые переговоры Деловые совещания Публичные выступления «НЕ ДОСТАТОЧНО, ЧТОБЫ ТВОИ СЛОВА БЫЛИ СКАЗАНЫ К МЕСТУ, НАДО, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ОБРАЩЕНЫ К ЛЮДЯМ» (С.Лец) 18
ВЕРБАЛЬНОЕ(СЛОВЕСНОЕ)НЕВЕРБАЛЬНОЕ(НЕСЛОВЕСНОЕ) ВИДЫ 1. Позы, жесты, мимика 1. Позы, жесты, мимика общая моторика различных частей тела (рук - жестикуляция, лица - мимика, позы - пантомима); отображают эмоциональные реакции человека Пара и экстралингвистика (просодика) 2. Пара и экстралингвистика (просодика) особенности произношения, тембр голоса, его высота и громкость, темп речи, паузы между словами, фразами, смех, плач, вздохи, речевые ошибки, особенности организации контакта (паралингвистика - это качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистика - это включение в речь пауз, покашливания, смеха, а также темп речи) 3. Проксемика (близость) 3. Проксемика (близость) особенности пространственной психологии 4. Визуальное общение 4. Визуальное общение контакт глаз Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных средств общения 19
ПОСТИГАЮЩЕЕ ОБЩЕНИЕ Постигающее общение Постигающее общение – целенаправленное взаимодействие, ориентированное на понимание собеседника и проявление уважения к его личности Смысл фраз, составленных более чем из 13 слов сознание не воспринимает Речь понимается при ее скорости не более 2,5 слова в секунду Фраза, произносимая дольше 5-6 секунд перестает осознаваться Человек высказывает 80% из того, что хочет сообщить, а слушатели воспринимают лишь 70% из этого, понимают же – 60%, а в памяти остается – 10-15% Лучше всего память работает между 8-12 часами утра и после 21 часа, хуже всего – сразу после обеда Мужчина в среднем слушает других внимательно секунд, а после начинает думать, что ему добавить к предмету разговора Лучше всего запоминается последняя часть информации, хуже первая Память человека способна сохранить до 90% из того, что он делает, 50% из того, что он видит, 10% из того, что слышит Прерванные по тем или иным причинам действия запоминаются в два раза лучше, чем законченные ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ Стоящий человек имеет некое психологическое преимущество перед сидящим Общение без психологического контакта – не общение 20
25
Приём «имя собственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, с которым общаетесь. Это показывает внимание к данной личности, способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируется аттракция, Ваше расположение к партнеру. Приём «зеркало отношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующих, что «я - Ваш друг». А друг - это сторонник, защитник. Возникает чувство защищенности у партнера, что образует положительные эмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём «золотые слова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующих эффекту внушения. Тем самым, происходит как бы «заочное» удовлетворение его потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованию положительных эмоций и обусловливает взаиморасположенность. Приём «терпеливый слушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушивания проблем партнера. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении. Её удовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаёт доверительное расположение. ПРИЕМЫ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Приём «личная жизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби», увлечениям партнера, что также повышает его вербальную активность и сопровождается положительными эмоциями. 26
Слайд 1
Слайд 2
Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его возможности позволяют использовать Интернет как инструмент для общения.
Можно выделить некоторые особенности общения через Интернет:
Слайд 3
Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие этого проявляется и другая особенность- раскрепощенность, ненормативность и безответственность участников общения.
Слайд 4
2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации.
Слайд 5
3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.
Слайд 6
4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании «смайлов» (которых существует около 100) или описании эмоций словами.
Слайд 7
5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.
Слайд 8
Причинами обращения к Интернету могут быть:
Недостаточное насыщение общением в реальных контактах.
Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций.
Слайд 9
Основные формы общения в Интернете
Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат, MUDs (мульти-пользовательский мир) и переписка по e-mail.
Слайд 10
Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции.
Слайд 11
В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата и MUDs, где дюди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат своей темы не имеет.
Слайд 12
В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве, отличается от чата присутствием цели - стремлением выиграть).
Слайд 13
Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.
Слайд 14
Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать или скрывать, но и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.
Слайд 15
Поэтому «в Интернете легче вести серьезный разговор»; «в Интернете люди реже обижаются, потому, что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься»; «в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению».
Слайд 16
То есть, в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных характеристиками, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешностью.
Слайд 17
Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Анонимность общения обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность быть тем, кем он захочет.
Интернет-сообщества
Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в Сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества.
Слайд 21
ОБЩЕНИЕ –
специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
www.themegallery.com
Аспекты в общении
Цель общения являет собой средства удовлетворения социальных, культурных,
творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей
Средства общения – способы
кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.
www.themegallery.com
Структура общения
перцептивная сторона– восприятие партнерами друг друга;
Интерактивная сторона – взаимодействие партнеров друг с другом.
коммуникативная сторона – обмен информацией
www.themegallery.com
Функции общения
и нформационно-коммуникативная
Функции
общения
регуляторно-коммуникативная
аффективно-коммуникативная
www.themegallery.com
Средства общения
Средства общения
Вербальные: используют
структуру речевого общения:
- Значение и смысл слов, фраз;
- Речевые звуковые явления (темп речи, высота голоса, тональность, тембр, интонация и дикция речи;
- Выразительные качества голоса (смех, плач, хмыканье, шепот, вздохи)
Невербальные изучают следующие науки:
- Кинесика , изучает внешние проявления чувств и эмоций;
- Таксика , изучает прикосновения в результате общения;
- Проксемика, исследует расположение людей в пространстве при общении.
www.themegallery.com
Социальная
(от 1,2 до 3,7 метра)
Дистанции общения
Интимная
(от 0 до 0,5 метра).
Межличностная
(от 0,5 до 1,2 метра).
Групповые
формы
Публичная
(более 3,7 метров).
www.themegallery.com
Уровни общения
Манипулятивный уровень, заключаеться в том что
один из собеседников через определенную социальную
роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера
Примитивный уровень, когда один из партнеров
Подавляет другого (один постоянный коммуникатор,
а другой постоянный реципиент).
Высший уровень– это тот социальный уровень,
равной личности
Высший уровень – это тот социальный уровень,
когда независимо от социальной роли, статуса
партнеры относятся друг к другу как к
равной личности.
www.themegallery.com
Виды общения
«Контакт масок» – формальное общение,
когда отсутствует стремление понять
и учитывать особенности личности
собеседника
Примитивное общение , когда
оценивают другого человека
как нужный или мешающий объект
Формально – ролевое общение ,
когда регламентированы и
Деловое общение , когда
учитывают особенности личности,
характера, возраста,
настроения собеседника
www.themegallery.com
Виды общения
Духовное, межличностное общение
друзей, когда можно
затронуть любую тему
Манипулятивное общение
направлено на извлечение
выгоды от собеседника
с использование разных приемов
Светское общение, его суть
в беспредметности
www.themegallery.com
Корректировка
направления,
методов общения
Потребность в
Ориентировка в
личности
собеседника
Планирование
Ориентировка
Восприятие и
ответной
Выбор средств,
фраз для общения
Этапы общения
www.themegallery.com