Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Виды заработка
  • Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Кружковая работа. Программы кружков, рабочие программы дополнительного образования детей

Открывая центр детского творчества, нужно понимать, что в основе проекта должны быть любовь и желание работать с детьми, а не стремление заработать. Нередко такая идея возникает у тех, кто уже имел опыт работы с малышами и хорошо разбирается в этом – воспитателей, педагогов, ведущих кружков, учителей.

Успешность проекта оценивается как высокая, так как учреждений, специализирующихся на предоставлении такого вида услуг, крайне мало, а в некоторых городах и вовсе нет.

Первые шаги

Задумываясь о том, как открыть центр детского творчества, необходимо определить программу или направление, по которой вы будете заниматься с детьми. В настоящее время существует большое количество развивающих методик, например, Никитиных или Монтессори. Можно разработать собственную обучающую программу, которая будет соединять в себе элементы различных учебных направлений. Профессиональные педагоги могут привнести собственные наработки и «изюминки».

Юридическое оформление

Как и любой другой бизнес, центр для детей требует наличия организационно-правовой формы. Проще говоря, вы должны зарегистрироваться в местном органе налоговой в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) либо в качестве общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Специалисты рекомендуют выбирать первый вариант (ИП), поскольку в этом случае процесс ведения бухгалтерии и финансовой отчетности значительно упростится. Кроме того, такая форма ведения бизнеса позволит экономить на налогах за счет пониженной налоговой ставки.

Помимо регистрации, потребуется лицензия Министерства образования на право развития и воспитания детей. Чтобы ее получить, нужно иметь педагогическое образование, оформленное место работы и учебные программы. Следует помнить о том, что если на протяжении первого года работы на ваш центр будут поступать жалобы, то лицензии можно лишиться.

Помещение

Перед тем как открыть центр детского творчества, подумайте о том, где лучше его разместить. Очень часто развивающие школы открывают в спальных районах. Здесь плата за аренду невысокая, да и детей побольше. Арендовать помещение можно в торговом центре, в детском садике, в школе.

На начальном этапе многие предприниматели снимают просторные квартиры, где размещают мини-центры детского досуга. При выборе места обратите внимание, чтобы возле здания или на этаже было достаточно места для велосипедов и колясок.

Группы в развивающих школах не очень большие (обычно около 5-7 человек), но комнаты в помещение должны быть просторными – примерно 30 кв. м. Если вы собираетесь также открыть магазин «Товары для творчества», то предпочтение лучше отдать торговым центрам. Там более высокая проходимость людей.

Сейчас стало популярным организовывать школы развития в больших супермаркетах. Родители отдают детей на час-два под присмотр консультанта, а сами спокойно идут за покупками, не переживая за то, что ребенок останется один. Педагог занимается с малышом лепкой, рисованием или иными развивающими занятиями. Здесь же родители могут купить товары для творчества.

Цена аренды

Цена на аренду помещения общей площадью около 120-150 кв. м в спальном районе составит около 600-700 у. е., в торговом центре с высокой проходимостью на порядок выше – 1000-1500 у. е. Добавьте сюда коммунальные платежи, которые «потянут» на 120-150 у. е.

Оборудование

Открытие детского центра творчества – дело несложное. Помимо подходящего места расположения, вам нужно продумать интерьер помещения. Для центра понадобится мебель, ковры, офисная техника, развивающие игрушки, книжки, предметы для творчества (краски, карандаши, пластилин и др.).

Особое внимание уделите качеству напольного покрытия и мебели. Так как дети очень любят проводить время на полу, его нужно дополнительно утеплить. Хорошее качественное покрытие может в этом.

Детская мебель должна быть не только красивой, но и надежной, безопасной. Не стоит экономить на этой позиции и покупать дешевые изделия. Нужно выбрать качественный товар из натуральных материалов, предназначенный специально для школ и детских садов. Причем для каждого возраста детей должен быть свой размер мебели.

Даже если арендуемое помещение отапливается, следует подумать о приобретении безопасных отопительных приборов. Это особенно актуально в межсезонье, когда в помещении становится холодно, а центральное отопление еще не включили.

Перед тем как открыть центр детского творчества, определитесь с тем, чем будут заниматься в нем дети. Если предполагаются уроки танцев, то следует установить большие зеркала. Помимо этого, понадобится пианино, компьютер, проигрыватель, магнитофон и телевизор. Не забудьте о туалете и раздевалке.

Игрушки – это то, что привлекает детей всех возрастов. Позаботьтесь об их разнообразии. Различные пирамидки, кубики, мозаики, конструкторы должны быть не только красочными и интересными, но и безопасными. Выбирайте качественные и надежные аксессуары, ведь игрушки будут предназначаться для большого количества детей. По вопросу об учебниках, тетрадках и карточках есть смысл проконсультироваться у педагогов.

Все помещения детского центра должны быть хорошо освещены и иметь вентиляцию. Следите за тем, чтобы в комнатах не было опасных и травмирующих предметов.

Сотрудники

В вопросе о том, как открыть детскую студию творчества, немаловажным является грамотный подбор персонала. Основными требованиями при выборе сотрудников должны стать не только наличие педагогического образования и опыта работа, но и любовь к детям. Обратите внимание на отношение педагога к обучению новым направлениям и программам.

Это необходимо для того, чтобы он смог легко адаптироваться под новые условия работы, которые могут отличаться от прежних. Чем скорее справится с данной задачей сотрудник, тем лучше. Если педагог вам понравился, и вы приняли его на работу, нужно побывать 1-2 раза на его занятиях, дабы убедиться в его компетентности и умении обращаться с детьми.

На сегодняшний день все большую популярность набирают товары и услуги, так или иначе связанные с детьми. Одно из первых мест в этой области занимают дошкольные развивающие центры. В связи с катастрофической нехваткой мест в государственных а также их повсеместным обветшанием и обнищанием, различные развивающие центры для малышей — отличная идея.

Именно поэтому многие мамочки, обеспокоенные отсутствием качественного развития своих чад, а также пребывающие в поиске возможностей заработка «без отрыва от ребенка» все чаще задумываются о том, как открыть детский центр. Что нужно сделать для этого в первую очередь и сколько сил и средств придется затратить на начальном этапе. На эти и многие другие вопросы попробуем ответить в рамках этой статьи.

Анализируем рынок

Итак, вы решили открыть детский развивающий центр. С чего начать и на что обратить внимание в первую очередь? Как и в любом другом бизнесе начинать лучше всего с анализа имеющегося рынка услуг. Чтобы предстоящее предприятие было удачным, прежде всего необходимо внимательно посмотреть вокруг и трезво оценить наличие потенциальных конкурентов. До того как открыть детский развивающий центр, выясните, есть ли в вашем районе такие учреждения:

  1. Государственный детский сад. К преимуществам такого заведения можно отнести относительно низкую стоимость услуг и то, что дети находятся под присмотром целый день. Недостатки — большое число малышей в группе, что отрицательно сказывается на качестве усвоения учебного материала. Кроме того, квалификация и уровень заинтересованности воспитателей зачастую оставляет желать лучшего.
  2. Из хорошего — малокомплектные группы и высокая заинтересованность преподавателей. К негативу можно отнести высокий уровень оплаты.
  3. Спортивные секции. Довольно узконаправленное развитие, к тому же детей туда обычно принимают не раньше, чем с трех-четырех лет.
  4. Фитнес-клубы. Примерно то же, что и спорткружки, однако стоимость их посещения значительно дороже.
  5. Кружки в различных клубах по интересам. К плюсам можно отнести невысокую оплату и возможность часто менять направление — не понравилось одно — попробуем другое. К минусам причислим «возрастной ценз» — в подобные заведения обычно принимают детей не младше 4-5 лет. Кроме того, педагогический уровень коллектива не всегда соответствует ожиданиям родителей.

Если в вашем районе уже есть достаточное количество вышеперечисленных заведений, подумайте, сможете ли вы предложить своим клиентам что-то такое, что выдержит довольно большую конкуренцию.

Как открыть детский развивающий центр: бизнес-план

Как известно, любое хорошее дело начинается с тщательного планирования. Конечно, составить подробный бизнес-план в рамках этой статьи не получится, ведь в каждом регионе, городе и поселке свои цены, да и стартовые возможности у всех разные. Но несколько общих рекомендаций можно рассмотреть. До того как открыть детский развивающий центр с нуля, вам необходимо:

  • разработать саму концепцию бизнеса — подумать о том, какие именно услуги вы будете оказывать;
  • подготовить и оформить все разрешительные документы;
  • выбрать и оформить документы на помещение, в котором будет располагаться центр;
  • закупить необходимый инвентарь, методические пособия, игрушки и так далее;
  • определить какие именно специалисты могут помочь вам в работе, устроить кастинг по подбору персонала;
  • провести грамотную рекламную кампанию, устроить презентацию нового развивающего центра;
  • наладить рабочий процесс, устранить мелкие неполадки, которые невозможно выяснить до тех пор, пока центр не приступил к работе;

Теперь давайте остановимся на некоторых из этих пунктов поподробнее.

Выбираем помещение

Конечно, выбор помещения прежде всего будет зависеть от ваших финансовых возможностей и от наличия предложений. Однако тот, кто уже точно знает, как открыть детский развивающий центр с нуля, может с уверенностью подтвердить, что существует несколько обязательных требований, которые необходимо соблюсти при выборе помещения.

  • Если вы не планируете открывать полноценный детский сад, даже с приставкой мини-, то вам вполне достаточно помещения общей площадью от 50 до 100 м 2 .
  • Обращайте внимание на высоту потолков — не менее 3 м.
  • Помещение должно быть разделено на несколько изолированных комнат: раздевалку/приемную, место для проведения занятий, игровую комнату, туалет/умывальник. Если ваш центр рассчитан на длительное пребывание детей, нужно предусмотреть также отдельное помещение для сна и приема пищи, а также комнату для обслуживающего персонала.
  • Отделка стен и потолков во всех помещениях должна быть такой, чтобы можно было проводить регулярную влажную уборку. Обычные бумажные обои не подойдут, придется делать ремонт.
  • В спальных и игровых комнатах нужно соблюдать температурный режим - 19-21˚С.
  • Все выключатели и розетки должны быть расположены не менее чем на 1,8 м выше уровня пола.
  • Помещение должно иметь пожарный выход и быть выведено из жилищного фонда.

Нанимаем персонал

До того как открыть детский развивающий центр с нуля, подумайте, какие именно услуги вы будете оказывать. Можно сказать, что подбор персонала — это наиболее важный этап в процессе открытия. От того, насколько квалифицированными и преданными делу будут ваши сотрудники, зависит, будет ли успешным и популярным будет ваш центр. Минимальный набор сотрудников, который вам понадобится, выглядит так:

  • директор/управляющий;
  • бухгалтер;
  • преподаватели/воспитатели по количеству выбранных направлений;
  • помощник воспитателя/няня;
  • медсестра;
  • охранник;
  • уборщица;

Если вы планируете организовывать питание, вам также понадобятся повар и посудомойка. Конечно, в целях экономии сотрудники могут работать по совместительству: охранник, например, может исполнять обязанности сантехника и электрика, а няня совмещать присмотр за малышами с работой посудомойки. Если в качестве обслуживающего персонала вам на первых порах могут помогать родственники, то к подбору учителей (воспитателей) нужно отнестись с особым вниманием. Если малышам на занятиях будет скучно, а мамы останутся недовольны уровнем и скоростью развития своего чада — ваш центр очень скоро останется без клиентуры.

Реклама

Теперь переходим к следующему этапу. Что еще понадобится сделать, чтобы открыть детский развивающий центр? С чего начать привлечение клиентов? Ну, конечно же, с рекламы, она, как известно, двигатель торговли.

Конечно, все зависит от ваших финансовых возможностей, однако в общих чертах методы привлечения клиентов могут быть такими:

  • красочные листовки-приглашения (раздача на улице, можно договориться с воспитателями и оставлять в раздевалках детских садов или в поликлиниках);
  • баннеры и перетяжки на улицах района;
  • реклама в транспорте (маршрутах, проходящий через ваш район);
  • мероприятий с приглашением аниматоров для жителей микрорайона, на детских игровых площадках;
  • создание, развитие и продвижение собственного сайта;
  • создание группы в соцсетях и форумах региона;
  • вирусная реклама;
  • реклама на местном телеканале или радиостанции;

Срок окупаемости и рентабельность

До того как открыть детский центр развития, необходимо не только хорошо изучить деятельность конкурентов, но и тщательно подсчитать расходы. Основные ежемесячные статьи расходов будут такими:

  • аренда помещения, расходы на коммунальные услуги;
  • оплата труда наемного персонала;
  • налоги;
  • охрана в дневное и ночное время;
  • Также возможны единоразовые расходы:
  • ремонт в помещении;
  • закупка мебели, игрушек и спортивного инвентаря;
  • расходы на оформление пакета документов и разрешений различных инстанций (СЭС, пожарных и т. д.);
  • приобретение бытовой и офисной техники (бойлер, телевизор, компьютер, музыкальный центр, др.);

Опираясь на опыт людей, уже открывших подобные центры, можно сказать, что в зависимости от региона, в котором вы проживаете, общие расходы могут составить от 50-70 тысяч рублей (20-25 тыс. грн) до полумиллиона (150-160 тыс. грн). Окупаемость подобных проектов оценивается на уровне 2-3 лет, а рентабельность - 20-25%.

Так что если вы мечтаете о быстрой прибыли и высоких доходах, вам стоит поискать иной способ достижения желаемого.

Насколько сложно открыть детский развивающий центр по франшизе

Если все вышеперечисленное кажется вам слишком сложным, и вы все-таки боитесь сделать первый шаг, можно рассмотреть возможность приобретения франшизы. Это значит, что за определенную плату уже существующая и успешно действующая компания предоставит вам все свои наработки. Вам же останется только пошагово повторить пройденный путь. Специалисты компании-франчайзера (того, кто передает свой опыт) будут сопровождать открытие центра от первого до последнего дня, доведут вас, так сказать, «до результата».

Итак, что необходимо, чтобы открыть детский развивающий центр по франшизе? В интернете можно найти массу предложений, остается лишь тщательно изучить их и выбрать для себя наиболее подходящее. При этом обязательно внимательно изучайте условия франшизы, так как некоторые компании могут выдвигать условия, которые впоследствии могут оказаться неприемлемыми. Например, это могут быть слишком большие ежемесячные отчисления (роялти).

Что нужно для открытия центра в России

Перед тем как начинать свою работу, нужно все официально оформить и получить соответствующие разрешения. Вот перечень того что нужно, чтобы открыть детский развивающий центр:

  • оформить индивидуальное предпринимательство;
  • выбрать коды ОКВЭД, подходящие вашему это могут быть: 93.05, 85.32, 92.51, что означает персональные услуги, уход и присмотр за детьми и организация заведений клубного типа соответственно;
  • оформить и открыть банковский счет;
  • стать на учет (зарегистрироваться) в налоговой службе по месту жительства;
  • выбрать систему налогообложения — многие советуют в этом случае выбирать УСН, это позволяет существенно сэкономить на услугах бухгалтера;

Если деятельность вашего заведения будет связана с обучением, то для того, чтобы открыть детский развивающий центр, дополнительно потребуется получение лицензии. Дело это довольно хлопотное, однако тут есть одно неписаное правило — если в полном официальном названии вашего центра нет слов «обучающий», «образовательный», лицензию можно и не оформлять. Но лучше всего, для каждого конкретного случая получить консультацию квалифицированного юриста. Стоит это не так уж и дорого, зато позволит в будущем избежать неприятностей и штрафов.

Особенности открытия центра на Украине

Честно говоря, открытие подобного центра на Украине мало чем отличается от российского аналога. Самым большим отличием является то, что довольно сложно открыть подобный центр, не оформляя лицензии. Поэтому до того, как открыть детский развивающий центр в Украине, нужно обязательно получить консультацию юриста. Чаще всего советуют выбирать такие коды ОКВЭД:

  • 47.90 - розничная торговля вне магазина;
  • 96.06 - предоставление иных индивидуальных услуг;
  • 93.29 - организация иных видов отдыха и развлечений;

На Украине вам также придется оформить частное предпринимательство, а точнее, ФЛП — физическое лицо-предприниматель. Для работы лучше всего выбирать вторую группу налогообложения, так придется платить меньше налогов. И еще один маленький нюанс: на Украине договор найма сотрудников трехсторонний — их обязательно нужно регистрировать в центре занятости населения.

Теперь вы хотя бы в общих чертах знаете, как открыть детский развивающий центр с нуля. В завершение статьи хочется добавить несколько полезных советов, которые помогут вам сэкономить некоторые средства и уменьшить срок окупаемости молодого предприятия.

  1. Если вы выбрали «нелицензируемые» ОКВЭД, не пишите в трудовых книжках сотрудников «учитель» или «преподаватель». Применяйте лучше формулировку «консультант» или «инструктор», то же касается и трудового договора.
  2. Придумайте для своего центра изюминку — что-то такое, что будет выгодно отличать его от других подобных заведений. Например, пусть только у вас каждое первое число месяца выступают клоуны, или в том месяце, когда у ребенка день рождения, ему будет положена скидка на абонемент. Что угодно — лишь бы это запоминалось людям.
  3. Проводите ежемесячное/ежеквартальное анкетирование родителей. Выясняйте, какие еще навыки они хотят развивать у своих детей, за что готовы платить дополнительно. Может быть, мамы захотят пригласить инструктора по детской йоге, а занятия с преподавателем французского им неинтересны.
  4. Чтобы частично окупить расходы на аренду помещения, можно часть его сдавать почасово в субаренду для занятий с психологом или логопедом.
  5. Вводите бонусную систему приглашений по принципу: «приведи 3 друга и получи скидку на следующий месяц». Это позволить обеспечить ваш центр дополнительным притоком посетителей.

Ну и, конечно, любите свое новое начинание. Помните: для того, чтобы открыть и успешно развивать подобный центр, прежде всего нужно любить детей.


* В расчетах используются средние данные по России

В наши дни не наблюдается недостатка во всевозможных развивающих детских центрах, образовательных курсах, танцевальных и рисовальных студиях. А вот с традиционными детскими досуговыми центрами, которые ориентированы, в первую очередь, на детей младшего школьного и подросткового возраста, дело обстоит не столь радужно. Раньше детские досуговые центры были исключительно муниципальными (впрочем, во времена СССР частных центров не было вовсе). И до сих пор в каждом районе города есть Дома детского творчества или их филиалы. Однако денег из бюджета не хватает, чтобы обеспечить их полноценное функционирование. В итоге, перечень программ, предлагаемых такими центрами, очень ограничен, часть кружков являются по факту платными (просто оплата маскируется под «добровольную» материальную помощь), преподавателей не хватает. Да и летом Дома творчества, как правило, не работают, а ведь потребность в их услугах особенно возрастает, когда дети находятся на каникулах и не знают, чем себя занять.

Профессиональный набор для создания идей бизнеса

Трендовый продукт 2019..

Таким образом, детский досуговый центр может стать весьма неплохой идеей для собственного бизнеса. Однако для ее реализации потребуется немало сил, времени и, разумеется, средств.

Регистрация досугового центра

Итак, если вы решили открывать досуговый центр, прежде всего, необходимо определиться с формой его регистрации. Пожалуй, это один самых сложных, но важных вопросов. Существует несколько вариантов – индивидуальное предпринимательство, общество с ограниченной ответственностью или же частное образовательное учреждение (бывшее НОУ).

Чтобы определиться с наиболее подходящей формой регистрации, нужно понять, чем же будет заниматься такая организация. Предположим, что в нашем досуговом центре будут проводиться различные занятия для детей и молодежи, лекции, собираться клубы по интересам. Также не исключено проведение образовательных мероприятий, курсов и оказание в дальнейшем репетиторских услуг (к примеру, для подготовки к ЕГЭ).

Большинство описанных мероприятий подпадают под определение досуговой консультационной деятельности (ОКВЭД 92.51. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа). Код ОКВЭД 92.51. относится к разделу «O предоставлении прочих коммунальных, социальных и персональных услуг»:

92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

92.5. Прочая деятельность в области культуры

92.51. Деятельность библиотек, архивов, учреждений клубного типа

Эта группировка включает деятельность библиотек всех видов, в том числе ведущих научную деятельность, читальных залов, залов для прослушивания, просмотровых залов, лекториев, планетариев, государственных архивов, предоставляющих услуги широкой публике или отдельным категориям пользователей (студентам, ученым, сотрудникам определенных учреждений и др.); подбор специализированных или неспециализированных документов - составление каталогов, выдачу и хранение книг, карт, периодических изданий, фильмов, грампластинок, магнитных лент, произведений искусств и т. п.; поиск требуемой информации и т.п.; деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества и т. п. Собственно, именно последний пункт нас интересует в первую очередь.

К этому виду деятельности законодательство не предъявляет каких-либо особенных требований. Она не подлежит лицензированию и может осуществляться как в рамках индивидуального предпринимательства с привлечением наемных работников при необходимости (разумеется, не преподавателей), так и в организациях любых организационно-правовых форм.

ИП, как и другие организационно-правовые формы, имеет право осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность в любой сфере, не запрещенной действующим законодательством. Предприниматель имеет право совершать любые коммерческие операции, направленные на получение прибыли, выступать в качестве одной из сторон договора. В рамках осуществления бизнеса ИП имеет право выступать в качестве работодателя (однако здесь есть свои «подводные камни»). Кроме того, законодательство предусматривает возможность для ИП открывать расчетные счета в банках для проведения расчетов с клиентами и поставщиками. Все эти права в свою очередь накладывают на ИП определенные обязанности, которые также обусловлены спецификой его правового положения. Отметим еще один немаловажный момент: регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не лишает его общегражданских прав, гарантированных каждому гражданину РФ. Например, осуществление предпринимательской деятельности входит в общий трудовой стаж гражданина, что позволяет ему получать в дальнейшем трудовую пенсию. Также на ИП распространяются и иные права, которые представлены ему в силу отдельных положений законодательства. Например, на получение пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по достижении пенсионного возраста.

Готовые идеи для вашего бизнеса


192 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 32255 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Работа кружка ведётся планомерно, начинаем всегда с подбора сказки. Сказка для ребёнка это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность, реальность мира чувств. Сказка раздвигает для ребёнка рамки обычной жизни. Только в сказочной форме дети сталкиваются с такими сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство и т. д. Слушая или читая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, к помощи, к защите.

На занятиях кружка важно создать условия, поле активной деятельности, в котором нашли бы своё применение чувства ребёнка, испытанные им во время чтения художественной литературы, чтобы он мог содействовать, сочувствовать реально.

Итак, сначала мы выбираем с детьми сказку и я по ней пишу сценарий. Сложность заключается в том, что детей в кружке занимается много, а героев мало. Поэтому приходится добавлять новых героев. Затем читаю сценарий ребятам, и мы анализируем прочитанное. Очень важно, чтобы каждый ребёнок мог высказать свою точку зрения. В конце обсуждения находим главную мысль текста и основную идею, которую хотел донести до нас автор. После обсуждения распределяем роли. Стараюсь учитывать желания детей, их возможности. На следующем занятии читаем выразительно. Если в тексте попадаются непонятные слова, объясняем их значение, подбираем синонимы, чтобы детям легче было заучивать текст.

Чтобы донести до зрителей идею произведения актеры должны проговорить свои реплики чётко и выразительно. Выразительность основана на вдумчивом анализе текста и применении основных положений искусства чтения, содействует умственному и эстетическому развитию учащихся, а также способствует развитию их художественных способностей. Выразительное чтение неотъемлемая часть любого урока в начальной школе. Оно оказывает огромное влияние на общее развитие детей. Оно способствует повышению культуры устной речи, формированию поэтического вкуса, помогает воспринимать художественное произведение как произведение искусства! Если есть такая возможность, то на занятиях я использую живое слово актёра (запись). Большой наградой для меня является правильно прочитанная реплика.


На занятиях знакомимся с техникой речи - дыханием, голосом, дикцией. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание это ещё и здоровье.

Приведу несколько упражнений, которыми пользуюсь в работе.

1)И. п. встать, расправить плечи, голову держать прямо. Глубокий вдох, задержать дыхание, полный выдох.

2)Глубокий вдох. Выдыхая, постукиваем по носу.

3)Вдох через одну ноздрю, выдох через другую. Затем наоборот.

4)И. п. тоже. На выдохе произносим пословицу, поговорку или скороговорку.

Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать.

На занятиях я использую следующие упражнения для развития голоса.

1)И. п. Сесть, расправить плечи, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох, произнести плавно и протяжно поочерёдно согласные звуки (м), (л), (н), или другие.

2)То же, что и в 1 упражнении, но с добавлением гласных звуков.

Подобные упражнения помогают научить детей пользоваться «6-ю рычагами»: громко- тихо, быстро- медленно, выше- ниже.

Очень важна хорошая дикция. Дикция облегчает дыхание, работу голосовых связок

1)Вдох. Пауза. С энергичной артикуляцией произносим гласные звуки, в различном темпе.

2)Произносим согласные вместе с гласными би- бе- ба- бо- бу- бы.

Проводится работа, со скороговорками работая с ними, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию с помощью задания: «Прочитай скороговорку с целью удивить, порадовать, возмутить, предостеречь, сообщить».

Существует множество различных упражнений, которые способствуют выработке чистоты звука, нужной дикции. Хорошим материалом по выработке дикции являются небольшие рассказы и стихи, которые я даю на первых занятиях и на уроках чтения. В работе над выразительностью речи большое внимание уделяю средствам речевой выразительности. Это интонация, логическое ударение, различные паузы, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Главное средство речевой выразительности - интонация. В обыденной жизни интонация рождается непроизвольно. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Поэтому необходимо учить детей нужной интонации. Вот некоторые примеры заданий:

1. Перечитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль, ненависть).

2. Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию страха, радости).

3. Прочитай предложение с разной интонацией вопросительной (повествовательной, восклицательной).

Всем этим мы пользуемся на занятиях нашего кружка. Работа над выразительностью ведётся в течение всех репетиций сказки. После нескольких занятий посвящённых отработке интонации и заучиванию ролей переходим к репетициям с движениями. Очень важно чтобы дети могли правильно двигаться по сцене, изображать мимикой, жестами, то, что они хотят донести до зрителей. Затем проводятся репетиции на сцене со всеми декорациями и с микрофонами. Пользоваться микрофонами, тоже нужно учить. Как правильно держать микрофон, куда и как положить, кому передать, на одной репетиции этому не научишь.

Все декорации, костюмы мы готовим своими руками. Конечно не без помощи родителей.

Театральный кружок это большая трудоёмкая работа, но она приносит огромное удовлетворение и мне, и детям. Нашими зрителями являются родители, ребята из детских садов, ученики нашего лицея, малыши из детского дома. В детский дом мы привезли не только спектакль, но и подарки малышам: игрушки, одежду, книги. Посещение детского дома оставило в душах ребят неизгладимое впечатление.

За 30 лет моей работы в школе бало поставлено множество спектаклей: «Мешок яблок» и «Ёлка» Сутеева, спектакль по мотивам произведения В. Катаева «Цветик- семицветик». Благодаря этому спектаклю ученики смогли познакомиться с культурой нескольких стран. Ребята много узнали об Англии, Франции, Италии, Украине и конечно же о России, услышали их песни, увидели танцы. Красной нитью пролегающей по всему спектаклю является идея дружбы народов и мир на земле.

Все наши сказки музыкальные. Есть в них и песни и танцы. А в литературно- музыкальной композиции «Осенины» поют и танцуют все герои, получается настоящая опера.


Иногда сценарии дети приносят сами, я их изменяю, подстраивая под свой коллектив. Так по просьбе детей мы поставили сказку «Про Пима, Серёжку и их путешествие в аквариум» и сказку Маршака «Смех и слёзы». Первая сказка учит детей любить природу и заботиться о домашних животных. Основная мысль этой сказки «Мы в ответе за тех, кого приручили.» Вторая сказка о дружбе, взаимовыручке и о том, что если ты хочешь чего-то добиться, то нужно идти к поставленной цели не пугаясь никаких трудностей. Сценарий последней сказки был очень большим и трудным, но детям он очень понравился, поэтому ставить спектакль было легко.

Детям нравится перевоплощаться в разных сказочных героев: то становиться лисёнком, то рыбкой, а то превращаться в могущественного волшебника. Им нравится выступать на сцене, петь, танцевать, используя силу слова, мимику и жесты, раскрывать характер своего героя.

Конечно, постановка спектакля требует огромного труда, сил и времени, но это того стоит.

Глядя на детей, посещающих кружок, я вижу, как они меняются. Сцена помогает им раскрыть свои таланты, возможности, приобрести уверенность в себе и найти новых друзей. Они становятся более открытыми и доброжелательными, учатся ясно выражать свои мысли и чувства. Кроме занятий в кружке ребята хорошо учатся, посещают спортивные секции и другие кружки. Всё это разносторонне развивает ребят. А главное они становятся активными, самостоятельными и уверенными в себе личностями.

Все дети талантливы, нужно только найти и раскрыть у них этот талант.

До того момента, когда дети впервые переступают порог детского сада, многие родители предпочитают самостоятельно заниматься с ними. Малыши с удовольствием рисуют, лепят и делают аппликации вместе с мамами. Но вряд ли хотя бы одна мама не думала о том, как бы здорово было, если ребёнок занимался не только в компании с родителями, но и разделял радости первых открытий и творчества с другими малышами.

Хорошо, если у вашего чада есть братья или сёстры, которые хотя бы время от времени будут с ним вместе брать цветные карандаши и альбом. А если ваш ребёнок – единственный в семье, то для совместных творческих занятий, вы можете организовать детский художественный кружок.

Подобный кружок обычно представляет собой неформальную группу, основная деятельность которой - регулярные творческие занятия. Вы сами можете организовать художественный кружок, отыскав и пригласив других заинтересованных родителей, у которых дети примерно одного возраста с вашими. Ребятам понравится заниматься вместе, а родители смогут перенять опыт друг у друга.

Какой кружок вы хотите создать?

Вы хотите организовать для ребёнка группу, где он и его друзья могли бы встречаться и заодно чем-нибудь заниматься? Или предпочитаете более академические уроки искусства? Выберите что-то конкретное. При этом вам следует помнить, что маленькие дети не смогут долго концентрировать внимание на каком-то одном занятии.

Как найти людей, заинтересованных в подобном кружке?

Расспросите своих друзей и знакомых. Также вы можете написать сообщение в Facebook, в социальной сети «ВКонтакте», дать объявления на разных форумах и даже расклеить их на специальных досках у подъездов жилых домов. Можно повесить объявление в местном магазине, библиотеке - то есть в любом месте, где бывают родители с детьми. Напишите несколько слов о кружке, который вы хотите организовать, и попросите заинтересованных родителей связаться с вами. Разумеется, оставьте номер телефона.


Как вы будете платить за материалы?

Есть несколько вариантов. Один из них - попросить каждую семью еженедельно приносить определенную сумму, которая пойдет на необходимые материалы, такие как художественные принадлежности, клейкая лента, бумажные полотенца, мыло, еда и т.д. Деньги можно хранить в стеклянной банке и использовать по мере необходимости. Можно сделать и так: купить все необходимые материалы, а затем сообщить участникам, сколько вы потратили (показав чеки), и поделить эту сумму на количество семей. Третий вариант - договориться о том, чтобы занятия проходили по очереди в каждой семье, которая и будет покупать необходимые материалы. А еще - организовать своеобразные уроки и брать плату за потраченное время и материалы (особенно если вы доверяете своему опыту занятий с детьми).


Где и как часто вы будете встречаться?

Планируете ли вы встречаться каждую неделю или два раза в месяц? Будут ли занятия проходить в вашем доме, или вы разделите обязанности хозяина с одной или несколькими семьями? Или попытаетесь арендовать помещение, которое будете использовать? Все эти вопросы вам предстоит решить.

Что вам еще потребуется?

Для занятий в группе необходимо все то же самое, что и для индивидуальных, только в большем количестве. Место, которое вы не побоитесь испачкать, особенно учитывая, что многие упражнения предполагают использование краски или клея. Стол придется задействовать большой, например кухонный. И конечно, вам понадобятся базовые материалы.


На первых порах забитый материалами шкаф вовсе не нужен, но будьте готовы к тому, что со временем такой у вас появится. Кроме того, предложите родителям одеть детей в то, что можно испачкать (даже «смываемая» краска не всегда полностью отмывается), либо принести рабочие халаты или футболки, которые можно надеть поверх одежды.

Сколько будут длиться занятия?

Не забывайте, что маленькие дети не могут долго концентрировать внимание. Они предпочтут пять минут порисовать и переключиться на что-нибудь еще. А бывает, провозятся целых полчаса. Каждый раз это время будет разным - в зависимости от работы, настроения ребенка и того, чем занимаются другие дети.

Но всякие упражнения когда-нибудь закончатся, а что делать потом?

Творческие встречи можно организовать следующим образом. Сразу после прихода родители могут общаться сами, а дети будут играть друг с другом (это может занять около 45 минут). Потом можно отправиться на сами творческие занятия в заранее подготовленное место. Там дети будут работать двадцать–тридцать минут, пока не устанут. Затем детям нужно умыться и перекусить, после чего снова можно немного поиграть.

Чем вы хотели бы заниматься в своем кружке?

Некоторые упражнения больше подходят как раз для групповых занятий. Самое простое и популярное из них - рисование красками. К тому же существует огромное количество разных красок и способов их использования. Еще можно назвать изготовление коллажей, лепку и ваяние из пластилина и глины, игры с элементами творчества и рисование карандашом.


Для того чтобы организовать детский художественный кружок, необязательно быть художником, не нужно и специального образования. От вас потребуется только желание заниматься творчеством, готовность справляться с беспорядком, место для работы и некоторое количество основных художественных принадлежностей и материалов. Вот только придется заняться организацией и планированием, но это совсем несложно. За несколько дней до встречи можно отправить письма всем родителям, где рассказать об упражнениях, а также о материалах, которые они должны будут принести.

По материалам из книги Джин Ван’т Хал «Творческое воспитание».

Лучшие статьи по теме