Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Виды заработка
  • Модели социального управления и их характеристика. Модели социального управления Понятие и модели социального управления

Модели социального управления и их характеристика. Модели социального управления Понятие и модели социального управления

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Гуманитарный факультет

Кафедра «Философии и социологии»

Индивидуальное задание

« М одели социального управления»

Выполнил: Сомов Денис,

Проверил: преподаватель

Макеевка, 2010

Введение

2. Отношения координации

3. Реординация - модель социального управления

Введение

Управление - функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.

Управление заключается в упорядочении системы, обеспечении ее функционирования в соответствии с закономерностями ее существования. Это целенаправленное упорядочивающее воздействие, реализуемое в связях между субъектом и объектом.

Управление реально тогда, когда есть подчинение объекта субъекту управления. Управляющее воздействие - прерогатива субъекта управления.

Управленческие связи реализуются через отношения людей. Общество представляет собой целостную организацию со сложной структурой. Отсюда потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, какая находит свое проявление в осуществлении социального управления.

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Лишь управление организует людей для совместной деятельности в определенные коллективы.

Социальное управление - воздействие на общество в целом или на его отдельные звенья с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, их нормальное функционирование, развитие, успешное движение к заданной цели.

Социальное управление имеет главной целью упорядочивающее воздействие на участников деятельности. При этом обеспечивается согласованность индивидуальных действий, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности (планирование, контроль и т.д.).

Социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений. Воля управляющих приоритетна к воле управляемых. Отсюда властность социального управления - субъект формирует и реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей .

В условиях государственной организации общественной жизни обеспечивается необходимое вмешательство государственной власти в социальные отношения.

Социальное управление нуждается в механизме его реализации. В роли такового выступает определенная группа людей, организованно оформленная в виде соответствующих органов управления, или же отдельные уполномоченные лица. Их деятельность называется управленческой.

1. Субординация, как вид социального управления

Субординацией (соподчинением) называется вид социального управления, при котором осуществляется вертикальное упорядочение, а один из элементов какой-либо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего, определяющего начала в деятельности всех остальных. В государственной службе субординация - это система должностного подчинения, основанная на правилах служебной дисциплины. Данные правила определяются ведомственными положениями, инструкциями, другими нормативными актами. При субординации каждый служащий подчиняется не только своему непосредственному, но и последовательно всем вышестоящим руководителям данного ведомства. Субординационное управление свойственно, главным образом, основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности -- социального субъекта и социального объекта. Между социальным субъектом и социальным объектом существует иерархическая зависимость, в силу которой объект зависит от субъекта. Субординационный характер имеют субъектно-объектные и объектно-субъектные отношения. Другие два вида по характеру управленческих воздействий относятся к координации.

Понятие "иерархия" используют тогда, когда речь заходит о сложных формах субординации. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности, а системы, в которых деятельность одного порядка оказывается зависимой от деятельности второго порядка, деятельность второго порядка -- от деятельности третьего порядка и т.д. Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям в соответствии с классификатором технико-экономической социальной информации: образование, культура и искусство, здравоохранение, туризм, отдых, физическая культура и спорт, наука и инновации, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. Управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем, возникших вследствие недостаточно обоснованных экономических решений, обострение политической ситуации, стихийных бедствий и др. причин. Социальные проблемы, требующие решения: занятость и безработица, охрана труда, вынужденная миграция, прожиточный минимум, детская безнадзорность, формирование доходов населения, формирование среднего класса, образ жизни, оценка деятельности органов управления различных уровней и общественных организаций .

Единство централизма и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения субординации - это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом.

Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне - между руководителями и исполнителями. Субординация вызвана необходимостью осуществления общих интересов, общих целей, их взаимосвязи с особыми интересами посредством определенной соподчиненности. То есть вышестоящие субъекты управления задают цели нижестоящим, которые призваны реализовывать их с учетом своего индивидуального интереса.

Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность организационных звеньев устанавливается по цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственный органов управления.

Для субординации характерно использование прямых властных методов управленческого воздействия. Например, административное управление, суть которого состоит в том, что на основе приказов и распоряжений задаются конкретные рабочие цели и задачи деятельности подчиненных.

Однако чрезмерная субординация ведет к жесткой регламентации деятельности исполнителей в ущерб их самостоятельности, недоиспользованию их творческого потенциала .

2. Отношения координации

Координация -- это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации - это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов - в экономической сфере; общественных организаций - в политической сфере .

Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. А.Е. Лунев указывал, что координация означает согласование и объединение действий с целью наиболее быстрого и наиболее правильного решения заданий с наименьшими расходами сил, средств и материальных ценностей. Он выделял два вида координации: вертикальную и горизонтальную.

Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.

Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.

В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.

Существование координационных управленческих отношений не только между неподчиненными органами власти, но и между подчиненными является подтверждением разнообразности форм и методов государственного управ-ления, предоставляет возможность подчиненным органам исполнительной власти быть в полной мере самостоятельными в осуществлении управленческой деятельности, согласовывая ее с координационным органом.

Таким образом, координация - это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

На современном этапе развития производства продолжается процесс дальнейшего разделения труда в сфере управления. Это требует усиления координации деятельности руководителей, специалистов и отдельных звеньев системы управления. Нарушение координации - руководители не информированы о работе друг друга, действуют обособленно - нарушение сотрудничества. Координация осуществляется с помощью совещаний, личных контактов между руководителями, согласование рабочих планов, графиков, внесения в них корректив, увязки работы между исполнителями .

3. Реординация

В блоке с координацией и субординацией рассматривается реординация (переподчинение). Реординация - упорядочение снизу вверх.

Если для субординации характерно наличие властных полномочий у высшего уровня в системе управления относительно более низшего, то это не значит, что у низшего уровня нет полномочий относительно более высшего. Отношения, которые могут возникать в процессе реализации таких полномочий, являются отношениями реординации.

Наиболее распространенный случай - когда управляемый объект сообщает о своих намерениях или подает ходатайство, а руководящий субъект обязан на них определенным способом отреагировать. К тому же реординационные связи необязательно являются реакцией на то или иное управленческое влияние, а могут возникнуть независимо от них и имеют не просто информационный, а управленческий характер.

Г.В. Атаманчук выделяет обратные управленческие отношения, которые характеризуются, по его мнению, преимущественно как реакция низшего органа на то или иное влияние. Он выделяет два вида обратных связей: объективные и субъективные, которые связаны с местом их возникновения и реализации.

Объективные обратные связи отображают уровень, глубину, адекватность восприятия объектами, которыми осуществляется управление, влияние компо-нентов субъекта государственного управления, настоящую роль последних в их функционировании и развитии. Отсутствие или неполнота смысловых и правдивых объективных обратных связей не дает возможность определять рациональность и эффективность организации и деятельности субъекта государственного управления и отрабатывать мероприятия по их повышению. Субъективные обратные связи характеризуют рациональность собственной, внутренней организации и деятельности субъекта государственного управления в целом, его подсистем, звеньев и отдельных компонентов. Они дают возможность понять и оценить, что происходит в результате его собственной активности, каково его реальное отношение к высшему уровню и тому подобное .

Таким образом, реординация - это одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, например, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Каждой субординационной связи в вертикальных управленческих отношениях соответствует реординационная связь. К реординационным связям можно отнести полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по назначению и определению процедуры выборов и референдумов, изданию законодательных актов, определяющих порядок деятельности партий, объединений, контроль за исполнением этих норм и т.д.

Таким образом, можно выделить три модели социального управления. Первая модель - координация (с лат. означает сорасположение). Это такая модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. Пример: взаимоотношения людей в составе семьи - взаимоотношения семей в составе наций.

Вторая - субординация (от лат. - соп о дчинение) . Такая модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочение одним из элементов, являющемся ведущим и определяющим начало деятельности остальных. Вместо сорасполажения здесь действует соподчинение. Такая модель в основном применима к государственной службе, государственным органам. Она существует определенный период времени.

И третья модель - реординация (с лат. - переподчинение) . Такая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Все эти виды управленческих отношений тесно переплетаются между собой, с их помощью элементы государственно-управленческой системы создают определенную целостность и единство. Один и тот же орган исполнительной власти может быть субъектом сразу многих управленческих отношений.

Учтя особенности, характерные для определенных видов управленческих отношений, можно глубже и детальнее оценить их содержание. А это даст возможность совершенствовать их в интересах обеспечения более эффективной деятельности системы управления.

Список использованной литературы

1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управлення [Текст]: Курс лекций / Г.В. Атаманчук. - М.: Юр. лит., 1997. - с. 98

2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник для вузов / О.С. Виханский. - М.: Высш. школа, 1994. - 224с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]: Учебник / И.Н. Герчикова. -- 2-е изд., перераб. и доп. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - 480 с. - 10000 экз. - ISBN 5-85173-039-0.

4. Мескон М.Х. Основы менеджмента [Текст]: Пер. с англ. / Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури. - М.: "Дело", 1993, - 703 с.

5. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник / под ред. Д.В. Валового. - М.: ЗАО "Бизнес школа "Интел - синтез", Академия труда и социальных отношений, 1999, - 384с.

6. Социальный менеджмент [Текст]: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, В.Н. Журавлева, Л.Л. Козлова и др. Под. Ред. Ильенковой С.Д. - М..: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

7. Удальцова М.В. Социология управления [Текст]: Учебное пособие / М.В. Удальцова. - М.: ИНФРА - М, Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 144 с.

Подобные документы

    Организационные структуры управления и их типы. Объекты и субъекты социального управления. Особенности совершенствования его методов. Методы управления, их использование в управлении социальными процессами. Научная организация управленческого труда.

    контрольная работа , добавлен 11.09.2009

    курсовая работа , добавлен 23.12.2012

    Сущность и особенности законов социального управления. Моделирование организационного поведения и ролевые модели поведения в организации. Принципы принятия управленческих решений и государственного управления. Понятие социальной группы в организации.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2009

    Определение понятия деятельности. Субъект и объект управления. Основные функции менеджмента: предвидение, контроль, мотивация, стимулирование, организация, прогнозирование, анализ, координация. Этапы процесса управления. Различия менеджмента и управления.

    презентация , добавлен 22.11.2013

    Цели, задачи и содержание управления как профессиональной деятельности. Сущность и структура социального управления. Сущность понятий "менеджер" и "руководитель". Принцип правовой защищенности управленческого решения. Функции социального управления.

    реферат , добавлен 02.05.2010

    Основные виды управления и особенности социального управления. Понятие методов управления, их классификация. Формы проявления организационно-административных методов. Экономические, правовые, организационные и социально-психологические методы управления.

    презентация , добавлен 25.12.2013

    Понятие и виды координации в организации. Реинжиниринг как концепция усовершенствования управления организацией. Особенности и проблемы управленческой структуры в телеиндустрии. Методика совершенствования управленческой деятельности телекомпаний.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2011

    Анализ управленческой деятельности и организационной структуры ИП Лосева М.А. Основные виды деятельности предприятия. Построение рационального состава отделов и подразделений органов управления. Характеристика автономных блоков управления ИП Лосева М.А.

    отчет по практике , добавлен 08.05.2015

    Определения основных понятий менеджмента. Основные функции управления по Анри Файолю. Сущность управленческой деятельности современного руководителя. Планирование, организация, регулирование, координация, мотивация, контроль как функции менеджмента.

    реферат , добавлен 08.11.2014

    Методы моделирования систем управления. Сущность неоклассической модели, профессиональной модели и модели принятия решений. Характерные черты и свойства цели. Анализ средств и целей в процессе решения проблем. Логика как инструмент и метод исследования.

Координация - это такой вид социального управления, при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность, как на внутригрупповом, так и на межгрупповом уровне, а стороны, части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью, равновеликостью.

Отношения координации характеризуют взаимосвязь непосредственно несоподчиненных субъектов управленческой деятельности, процесс согласования, сочетания их действий в ходе осуществления индивидуальных и общих целей. Отношения координации – это и есть проявление самостоятельности субъектов управления. Отношения координации устанавливаются между отдельными звеньями социального управления, выполняющими относительно самостоятельные специфические функции и входящими в различные линии субординации. Например, органы управления предприятий, цехов – в экономической сфере; общественных организаций – в политической сфере.

Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность, широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы.

Координацией является взаимодействие сторон, когда они выступают в качестве равноправных участников отношений. Вертикальная координация - это управленческие отношения, которые возникают между высшим и более низшим органами исполнительной власти. При этом субъекты связей могут находиться в организационной зависимости (один из них подчиняется другому), а могут и не находиться в ней.

Горизонтальная координация возникает между двумя или более органами, которые находятся на одном организационном уровне системы органов.

В литературе выделяются также и другие виды координации: согласование, иерархическая координация, предметно-технологическая, штабная и другие.

Таким образом, координация – это обеспечение согласованности действий всех звеньев управления, сохранение, поддержание и совершенствование устойчивого режима работы производственного механизма. Цель - установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Социальное планирование прогнозирование как виды управленческих решений.

Социальное прогнозирование - предвиденье, тенденции и перспективы возможного развития социальной системы, прогноз носит общий и абстрактный характер:

Метод прогнозной экстраполяции;

Метод экспертных оценок;

Коллективная экспертиза, мозговая стадия;

Метод моделирований;

Метод математического моделирования.

Социальное проектирование - определенные варианты планового развития социального прогноза. Занимает промежуточный положение между прогнозам и планированием.



При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что:

Социальный объект - противоречив;

У социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития);

Невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);

На социальный объект влияет много объективных факторов;

Существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Социальное планирование - определение целей, заданий, сроков, темпов, развития С.П. Формы различаются, прежде всего, следующим образом:

во-первых, адресным планированием,

во-вторых, планированием при помощи косвенных (экономических и социальных) рычагов.

Методы: 1) Аналитический; 2)Метод вариантов; 3)Комплексный; 4) Проблемно-целевой

Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления :

· Сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, её зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;

· Целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

· Наличие в системе управления элементов управления:

1. субъект управления – руководитель; объекты управления – подчиненные;

2. прямые связи (приказы, команды, указания и др.);

3. обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

· правовая регламентация процесса организации управления.

Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

Верно сказано: чтобы научиться управлять, нужно уметь подчиняться. Самые дальновидные из нас пытаются этим овладеть: выполнять приказы и вкладывать душу в компанию. Не будем им об этом говорить, но, если между нами, каждый управляет и каждый подчиняется. Общество, в глобальном смысле, построено на разных моделях управления социальной системой. Спрашиваете, что это такое? Это, не больше не меньше - ваша жизнь. Но начнем, как водится, туманно - с теории, и проведем анализ социологических моделей управления.

Понятие

Социальное управление создано, как ни странно, для контроля человеческих ресурсов. И мы не зря говорим "ресурсов". Такой тип управления предполагает именно воздействие с целью получение какой-либо выгоды. То есть контроль происходит не из-за заботы о том, как бы люди случайно не поранились или не расстроились. Нет, социальное управление - это контроль, эффективность которого оценивается материальным, практическим результатом.

Этика, например, контролирует моральные проявления человека, следит за "духовностью" отношений. Для этого существуют различные учения: что хорошо, что плохо, что приемлемо и что некрасиво. Для этики важен не результат, а сам процесс контроля. И здесь мы сразу видим различия: мягкая, пассивная философия и твердая, напористая социология. В сегодняшнюю тему этика не входит; здесь указана лишь для примера различий между типами управления.

Применяется социальное управление в моделях социально-экономических систем. То есть используется практически во всех сферах общественной жизни: контроль персонала, оптимизация рабочего процесса, воздействие на широкие общественные массы. Как уже было сказано, важен именно результат, а значит, предусмотрены разные варианты организации процесса контроля. Для этого существует несколько моделей социального управления и влияния на противоборство информации в обществе.

Понятие модели управления

Модель - вещь сугубо теоретическая. Она показывает то, как должно быть. Особенно сильно это видно в процессе массового производства. Возьмем замечательную машину - "Ладу Калину". Чтобы изготовить это ноу-хау, сотни инженеров и конструкторов не спали долгими ночами. Годы работы дали свой результат - автомобиль готов. Но он всего один, а нужно очень много. Так вот этот первый экземпляр и будет служить моделью для дальнейших копий.

Насчет модели управления - это модель нашей предыдущей модели понятия модели. Ну ладно, не мучайтесь построением цепочки. Модель управления - это то, как теоретически должен выглядеть процесс контроля. Все его детали, тонкости и острые углы. В общем, идеальная ситуация. Но, как мы знаем из примера с "Ладой Калиной", зачастую реальность сильно отличается от теории, причем не в лучшую сторону. Наша сегодняшняя тема - не исключение, но не будем голословными и взглянем на это поближе. Начнем с трех моделей социального управления: субординация, координация, реординация.

Субординация

Нарисуйте вертикальную черту и расставьте на ней метки по возрастанию. Вот этот "график" и будет субординацией. Смысл в том, что каждая часть контролирует ту, что находится ниже. То есть, власть увеличивается по мере продвижения вверх.

Действует контроль в обе стороны, каждая структура непосредственно влияет на остальные. То есть, если инициатива идет сверху, то она затрагивает каждую часть системы до тех пор, пока не спустится к низшей. Низшая принимает какие-либо меры, и инициатива отправляется обратно. Теперь, по мере движения "вверх", каждая структура осуществляет свой контроль. То есть если по пути "вниз" это было что-то вроде приказа, и каждая структура исполняла свою часть, то на пути "вверх" это уже исполнение, за которым ведется контроль.

Плюсы субординации

Главное преимущество субординации - освобождение руководства от лишних обязанностей. Например, если бы руководству пришлось планировать решение всех проблем самостоятельно, то это было бы крайне неэффективно. Субординация же дает ответственность каждой структуре за ограниченный круг обязанностей, при этом контроль на каждом шагу системы осуществляется вышестоящей структурой.

Не менее важное преимущество - гибкость системы. Каждая часть отвечает за определенный круг забот, а значит хорошо решаются разноплановые задачи. То есть все силы не сосредоточены на одной конкретной сфере, а "разбросаны" по необходимости. Контроль со стороны вышестоящих структур, конечно, тормозит этот процесс, но без него нигде и никогда не обойдется.

Минусы субординации

Слабая сторона субординационной модели управления социальным развитием - нерешенные проблемы. Когда незначительные на первый взгляд вопросы остаются без ласки и внимания, то начинают капризничать. Разрастаются и разрастаются, пока не превращаются в серьезную проблему. И вот тогда, из-за рассредоточения сил по разным точкам, корабль субординации дает течь. Часто в такие моменты создаются специальные комитеты или органы для борьбы с крупной проблемой. И такие "чистильщики" работают по системе координации, которую мы рассмотрим чуть позже.

Примеры субординации

За счет своего преимущества субординация чаще используется в больших системах, предполагающих обширный круг однотипных проблем. Например, исполнительная власть. Не углубляясь, можно выделить 4 ступени: органы исполнительной власти, администрация, правительство, президент. Указ поступает от президента, правительство его принимает и посылает в администрацию, откуда раздаются соответствующие указания органам исполнительной власти. Контроль за исполнением осуществляется со стороны каждой вышестоящей структуры в сторону нижестоящей.

Более приземленный пример - воинские образования, армия. Подчинение там происходит, как правило, за счет субординации. Низшие чины подчиняются высшим. Институт ведь обширный, так что такая система хорошо работает. Приказ поступает сверху, офицеры напрягают голосовые связки, солдаты крестятся и идут выполнять. Генерал при этом и знать не знает, чем там рядовые живут - это не его область. За бритоголовых патриотов отвечает офицерский состав. То есть каждая структура ограничена в своей ответственности и подконтрольна вышестоящей.

Как только исполнительная власть принимает определенные меры, управление отправляется выше. Администрация контролирует качество исполнения и "передает ход" правительству, которое, в свою очередь, контролирует саму администрацию. По такому принципу - субординации - и происходит функционирование аппарата власти.

Координация

Сотрите вертикальную черту - больше она нам не пригодится: теперь настало время горизонтали. Поставьте ладонь перпендикулярно носу - получите линию, которая объясняет систему координации. Все отметки на этой прямой равнозначны между собой. Никакой иерархии, как в субординации, только равенство, только хардкор.

Контроль в системе координации не нужен, ведь все силы брошены в одном направлении. Смотрим на горизонтальную линию, которую нарисовали, и убеждаемся в этом. Никакой иерархии нет, все стоят рядом, дружно взявшись за руки. Разве что только "Союз нерушимый" не поют.

Плюсы координации

Главный плюс такой системы - быстрое решение задач. Как только наглец встает перед скоординированной компанией, то быстро устраняется. Огонь ведется по одной цели за раз. Планомерно и системно. Отличительное качество - равноправие каждой структуры системы. Все имеют одинаковое значение, нет главных, нет подчиненных; все друг в друге нуждаются и никто не важнее другого.

Наиболее эффективна система координации в условиях крупных и малочисленных проблем. Субординация бьет по самым неотложным вопросам одновременно, замедляя процесс формирования трудностей. Так что она эффективна, когда проблем множество и их нельзя задавить в корне - приходится только "теснить врага". Координация же предстает во всей красе в решении крупных вопросов. Если проблема разрослась, значит представляет большую опасность для системы. В такие моменты к трубке подходит координация и слышит: "Тут надо кое с кем разобраться". И все, в кратчайшие сроки проблема будет срублена под самый корень.

Минусы координации

Минус координационной модели управления социально-экономическим развитием кроется в отсутствии гибкости. Вся структура "заточена" под совместное решение однотипных вопросов. Как только проблемы начинают валиться со всех сторон - наступает неопределенность. Пока решается одна область, вторая разрастается до невероятных размеров. Такой процесс часто запускается, когда группа людей разрастается, и становится невозможно охватить все сопутствующие с этим проблемы.

Примеры координации

Используется координация в условиях более узких систем, которые отвечают за конкретные однотипные вопросы. Например, суды. Их задачи разнятся лишь в деталях, основная же цель - следование закону и вершение правосудия. Конституционные общей юрисдикции, арбитражные суды и т. д. Их силы направлены в сторону защиты прав человека.

Важная заметка! В то время как вышеперечисленные суды действуют по принципу координации, внутри каждой этой структуры есть своя иерархия, а значит и субординация. К примеру, арбитражные суды содержат в себе несколько частей: арбитражные суды субъектов, арбитражные суды округов, федеральные арбитражные суды и высший арбитражные суд. Среди них действует иерархия, на верхушке которой высший арбитражный суд. Каждая структура подчиняется вышестоящей.

Более близкий к твердой земле пример - общины, коммуны. Каждый трудится на общее благо, все между собой равны. Есть какие-то уважаемые члены социума, но они больше как советники, а не начальники: к ним прислушиваются, но права приказывать у них нет. И для таких небольших общин замечательно работает система координации, так она хороша именно за счет малочисленности коммуны. Проблем немного, и они оперативно решаются. Однако, как только общность сильно расширяется - проблемы увеличиваются прямо пропорционально росту, и система координации начинает "барахлить" из-за невозможности успеть решить все вопросы.

Реординация

С реординацией все немного сложнее. Фактически, это та же самая субординация, только с одним важным отличием - подчинение идет "снизу вверх". Но почему тогда просто не перевернуть субординацию "вверх тормашками" и не придумывать велосипед? Не все так просто. Такое подчинение не является направленным. Реординация не означает, что каждая нижестоящая структура контролирует вышестоящую. Не зря такая система называется "переподчинением". Подчинение как будто чередуется.

Все дело в том, что некая иерархия все равно присутствует: кто выше тот и главнее, к нам ведь вернулась наша вертикальная прямая. Главная деталь - влияние каждой структуры на другую. В контексте реординации каждый вышестоящий орган зависит от нижестоящего. Инициатива исходит не сверху, "от начальства", а снизу - "от подчиненных". К примеру, выдвигается какое-либо предложение, приказа на него сверху не выдавалось. Это предложение идет снизу вверх, проходя стадии контроля на каждой точке. В итоге переходит к начальству.

Вывод

Все описанные выше системы имеют свои плюсы и минусы, одна объективно не лучше другой, просто каждая создана для определенных условий.

Субординационная модель управления социальной организацией полезна для крупных образований с множеством разноплановых вопросов. Если же сообщество малочисленное и проблемы возникают лишь в определенной области, то субординация начинает вредить системе. Одни трудятся, в то время как другие, которые отвечают за иную область, сидят без дела. Такая безответственная растрата человеческих сил бесследно не проходит, разрушая структуру изнутри.

Координация часто находит свое применение в небольших структурах, где все проблемы сосредоточены преимущественно в одной области. Когда же сообщество разрастается, то области проблем начинают расширяться, и, ввиду отсутствия гибкости, система не успевает их покрыть вовремя. При такой схеме структура рано или поздно разрушается под влиянием внешних нападок.

Реординационные модели и методы социального управления еще не так изучены на практике, чтобы говорить о конкретных примерах. Однако минусы здесь схожи с субординацией. Контролирующие органы могут быть недостаточно компетентны в вопросах, которыми управляют. Часто из-за такого непонимания нарушается правильное функционирование системы. В целом, реординация - яркий пример того, какой модели социального управления не существует в большинстве современных организаций. Однако и цвет на экране не сразу прижился.

Все эти системы часто чередуются. Система субординации несет в каждой отдельной структуре систему координации или наоборот. Так что в чистом виде они встречаются редко.

Модели социального управления.

Категория ʼʼмодель управленияʼʼ является одной из ключевых в науке и практике управления. Это обусловлено тем, что любой руководитель стоит перед самыми животрепещущими вопросами: как управлять вверенным объектом, какой арсенал управленческих стратегий, рычагов и технологий использовать, чтобы эффективно решать стоящие перед ним задачи.

Под моделью вообще принято понимать образец (эталон) для массового изготовления какого-либо изделия или конструкции, а также устройство, имитирующее строение и действие какого-либо другого (моделируемого) устройства в научных, производственных или иных целях. В широком смысле модель - ϶ᴛᴏ аналог (изображение, описание, схем, план) какого-либо объекта͵ процесса или явления, которые для того, кто осуществляет моделирование, являются оригиналом.

Под моделью управления следует понимать теоретически выстроенную целостную совокупность представлений о том, как выглядит и как должна выглядеть система управления, как она воздействует и как должна воздействовать на объект управления, как она адаптируется и как должна адаптироваться к изменениям во внешней среде, чтобы управляемая организация могла добиваться поставленных целœей, устойчиво развиваться и обеспечивать свою жизнеспособность. Она включает в себя базовые принципы управления, стратегическое видение, целœевые установки и задачи, совместно вырабатываемые ценности, структуру и порядок взаимодействия ее элементов, организационную культуру, аналитический мониторинг и контроль, движущие силы развития и мотивационную политику.

По роли и месту человека в системе управления, в рамках различных социальных отношений, используются определœенные модели социального управления.

Управление задает отношения субординации (упорядочение сверху вниз), координации (упорядочение горизонтально) и реординации (упорядочение снизу вверх).

Отношения координации , направленные на достижение согласованности их действий с целью успешного решения задач, поставленных перед объектом управления. Отношения координации складываются не только между отдельными исполнителями, но и между различными подразделœениями одного и того же объекта.

Модель координации (с лат. означает сорасположение) - ϶ᴛᴏ модель управления, при которой осуществляется горизонтальное упорядочивание, а стороны части и элементы одной и той же социальной общности характеризуется тождеством между собой и равновеликостью. К примеру: взаимоотношения людей в составе семьи, взаимоотношение семей в составе наций. Координация подразумевает горизонтальное взаимодействие элементов одной системы, или различных систем, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ характеризуется равными возможностями и равными воздействиями.

Координация используется для обеспечения синхронизации деятельности и взаимодействия различных частей организации. Координация представляет собой процесс распределœения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность, устойчивость организаций.

Чем выше степень разделœения труда и теснее взаимозависимость подразделœений, тем больше крайне важно сть в координации.

По своему характеру координационная деятельность бывает:

· превентивная, т. е. направленная на предвидение проблем и трудностей;

· устраняющая, т. е. предназначенная для устранения перебоев, возникающих в системе;

· регулирующая, т. е. направленная на сохранение существующей схемы работы;

· стимулирующая, т. е. направленная на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.

Наряду с согласованием деятельности подразделœений предприятия координация также повышает надежность взаимодействия с внешней средой.

Координационная деятельность осуществляется с помощью определœенных механизмов, среди которых различают такие, как: неформальная непрограммируемая, программируемая безличная, программируемая индивидуальная и программируемая групповая координация. Для осуществления координации предприятия могут использовать один или несколько таких подходов (механизмов).

Неформальная непрограммируемая координация . Часто координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия, поскольку практически невозможно предвидеть, запрограммировать или взаимоувязать всю деятельность. По этой причине организации в какой-то мере полагаются на добровольную координацию со стороны своих сотрудников.

Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипах, диктующих крайне важно сть совместной согласованной работы и взаимодействия. Имеется ряд условий, соблюдение которых должно повысить эффективность добровольной координации. Такими условиями, в частности, являются:

· работник должен знать свои задачи и задачи подразделœения;

· работнику следует четко представлять, что от него требуется;

· работник должен чувствовать себя частью организации и считать своими стоящие перед ней задачи.

Часто такая причастность является результатом тщательного отбора и ориентации работников. С увеличением размера предприятия, существенными изменениями кадрового состава неформальную координацию крайне важно заменить на программируемую. Вместе с тем ни одно предприятие не сможет функционировать без проведения (в какой-либо форме) добровольной координации.

Программируемая безличная координация . Руководитель может применить стандартные методы и правила работы. Можно существенно сэкономить время, в случае если установить способ решения часто повторяющихся проблем координации в форме процедуры, плана или курса действий. Примером такого подхода могут служить предельные сроки выполнения планов. Запрограммированные методы безличной координации используются на средних и крупных предприятиях и почти всœеми малыми организациями.

Индивидуальная координация . Работники не всœегда одинаково понимают задачи и направления работы. Каждый интерпретирует их так, как ему это представляется. Применительно к таким различиям используются два подхода к индивидуальной координации. Первый подход связан с тем, что координацией, как правило, занимается руководитель, которому подчинœены как минимум два подразделœения. Он оценивает ситуацию и использует свое влияние для того, чтобы подразделœения разрешили общую проблему. В случае если это не удается, он использует свои полномочия и устанавливает процедуру будущего взаимодействия. В той мере, в какой решение воспринимается как справедливое и реальное, оно снимает проблему координации.

Второй подход - деятельность специально назначенного координатора. В особенно трудных областях работа по координации настолько обширна, что возникает крайне важно сть учредить отдельную должность. К примеру, руководитель по продукту или руководитель проекта. Этот подход используется не часто, но в определœенных случаях может оказаться эффективным.

Групповая координация . Вопросы координации можно также решать на совещаниях групп - будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения должны учитываться и личные предпочтения, и групповые интересы, и задачи организации. На базе этих обсуждений принимаются согласованные решения. Комиссии часто являются единственным средством координации различных функций предпринимательства, объединœения руководителœей, работающих в разных подразделœениях. Здесь происходит полезный обмен мнениями, принимаются решения, касающиеся нескольких отделов. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая мнения своих коллеᴦ.

Отношения субординации - отношения администрирования, распорядительства, с одной стороны, и исполнительства, подчинœенности, с другой. Отношения субординации складываются как между руководителями и исполнителями, так и между руководителями различных уровней.

Модель субординации (от лат. - соподчинœение) - ϶ᴛᴏ модель социального управления, при которой осуществляется вертикальное упорядочивание одним из элементов деятельности других. Этот элемент является ведущим, определяющим начало деятельности остальных.

Особенность субординации состоит по сути в том, что взаимодействие реализуется не только в одностороннем порядке, сверху – вниз, но и в обратном порядке, как возможность взаимодействия снизу – вверх. При субординационных взаимодействиях объект не является пассивным, его действия оказывают значительное влияние на деятельность субъекта. При этом объект всœегда подчинœен субъекту и не может выступать в данной системе в качестве субъекта.

Субординация указывает на приоритет общих интересов, общих целœей над частными, на их взаимосвязь и соподчинœенность.

В государственной службе субординация - ϶ᴛᴏ система должностного подчинœения, основанная на правилах служебной дисциплины.

Отношения субординации обусловлены социальным статусом собеседников и административно-правовыми нормами. Эти отношения характеризуются строгим подчинœением младшего по чину или положению старшим, соблюдением правил служебной дисциплины. Руководитель принимает решения, обязательные для подчинённого.

Отношения субординации приобретают характер линœейный или функциональный.

При линœейных отношениях у каждого руководителя должна быть несколько подчинœенных, но каждый подчинœенный имеет непосредственно только одного руководителя.

Что касается функциональных отношений, то подчинœение работника (или сектора) может осуществляться нескольким руководителям одновременно, причем каждый из этих руководителœей ведает каким-то специфическим, функциональным вопросом, осуществляет руководство специфической функцией. В случае если, скажем, из того или иного отдела министерства направляется решение в соответствующий функциональный отдел областного управления, то здесь имеет место функциональное управление.

Смешанный тип - наиболее рациональный тип управленческих отношений. Правда, здесь возникает опасность дублирования и несогласованности в действиях различных отделов. Выход состоит в том, чтобы единоначальник и его штаб умело организовали координацию работы отделов с тем, чтобы исключить дублирование, смешение функций.

Субординационная модель управления должна выстраиваться в соответствии с нуждами предприятия.

Отношения реординации - одна из организационно-технических форм человеческих взаимодействий, наряду с субординацией и координацией, проявляющаяся в вертикальном упорядочении снизу вверх (управляемый предпринимает организационные действия, на которые обязан реагировать управляющий, к примеру, вносит предложение, подает жалобу, отказывается выполнять распоряжение ввиду его незаконности и т. д.).

Модель реординации (с лат. - переподчинœение ) - данныйакая модель социального управления, при которой осуществляется правовое переподчинœение одной общности другой, как по горизонтали, так и по вертикали.

Реординация осуществляется, когда значительно изменилась управляемая система и требуются коренные изменения управляющей системы. Реординация осуществляется и тогда, когда имеются противоречия внутри управляющей системы между ее развитием и функционированием. В этом случае крайне важно изменять управленческую систему с целью сохранения ее устойчивости, стабильности.

При разных стилях управления используются разные модели социального управления. При этом управление должно обеспечивать равновесие в управляемой системе, решение социальных проблем.

Модели социального управления. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Модели социального управления." 2017, 2018.

Лучшие статьи по теме