Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Дети
  • Термин и понятие в изобразительном искусстве. Искусство плаката, его основные функции Сообщение на тему плакат

Термин и понятие в изобразительном искусстве. Искусство плаката, его основные функции Сообщение на тему плакат

15.12.2014

Плакат представляет собой разновидность печатной рекламы или яркое рекламное издание, имеющее крупный формат. Вы поставили перед собой цель привлечь к своей рекламе внимание? Тогда вам помогут различные виды плакатов. Скажем, вы можете выбрать рекламный плакат или плакатный календарь.

Дизайн и концепция плакатов

Если исходить из цели создания, то плакаты могут быть классифицированы на:

  • Имиджевые;
  • Рекламные;
  • Агитационные;
  • Информационные;
  • Революционные.

Принято выделять несколько стандартов форматов, которые получили наибольшее распространение для плакатов:

  • А3 (бюджетные, относительно низкоэффективные);
  • А2 (оптимальные в большинстве случаев при больших и средних тиражах);
  • А1 (большие);
  • А0 и более (сверхширокие имиджевые плакаты).

При разработке композиции плакатов исходят из правила обобщения форм. Он должен содержать наиболее значимые элементы - графическое пятно и рекламное сообщение. Что касается цвета, то он должен быть максимально простым, а все внимание концентрируется на рекламируемом товаре. Покупай, чего ждать, и побольше…

Каждый плакат призван решать общую задачу - вызвать интерес со стороны прохожих и сообщить публике о чем-то.

Плакат должен иметь такое исполнение, чтобы его смогли увидеть издалека. Нужно иметь в виду, что в плакате не должен присутствовать синий холодный цвет, вызывающий состояние расслабленности. Важно, чтобы потребитель был сконцентрирован на товаре. Он должен вызвать у него желание к совершению покупки.

Виды плакатов

  1. Театральная афиша. Характерной чертой любого популярного на весь мир театра является наличие собственного фирменного стиля. Но отнюдь не всякий театр имеет его у себя. К тому же, в общем-то, для театра это не имеет большого значения. Все решают его актеры и их игра. В их распоряжении имеется не очень много денег, на которые невозможно купить декорации и костюмы. Это касается и афиш. В связи с этим нередко сами работники театра занимаются их созданием. Но постепенно все меняется. Все чаще возникают случаи, когда на организацию театральных постановок средства выделяет не муниципалитет, а частные лица. Ведь постановка отнимает немало времени и сил. Так что сильным будет разочарование, если информация о спектакле не дойдет до аудитории ввиду слабой медиа поддержки и дешевой визуальной рекламы.
  2. Политический агитационный плакат. Пусть сегодня и получили широкое распространение различные виды плакатов во многих сферах, все же до первой мировой войны им отводилась роль исключительно коммерческой рекламы. Но на фоне громких политических событий, произошедших в нашей стране и за рубежом, а помимо этого и войны актуальным стало новое направление в плакатах. Речь идет политической рекламе.
  3. Киноафиша. В наши дни при создании почти любого фильма обязательно учитываются затраты на рекламу, включая и создание серий плакатов. Серия обычно представлена группой плакатов, которые имеют общий внешний визуальный стиль. Создаваемые киноплакаты-афиши призваны рассказать об основном настроении фильма, какое эмоциональное состояние он несет с собой.
  4. Музыкальные афиши. Основу содержания музыкальных плакатов образуют table (индивидуальные и групповые портреты музыкантов), которые непременно дополнены лого музыкального коллектива или новым альбомом. Нередки случаи, когда в плакатах находит выражение символика, графика и фотографии альбома, который вот-вот выйдет или находится в стадии разработки. Не так часто в качестве основной темы плакатов используется определенная песня.
  5. Спортивный плакат. Такие плакаты часто можно увидеть в преддверии очередного чемпионата мирового или европейского уровня, чемпионата НХЛ или Кубка Стэнли. Основные надежды связаны со спортивными фанатами, которые не поскупятся приобрести портрет своего кумира. Здесь используются практически те же композиционные приемы, что и в случае с современными плакатами. Если говорить о маркетинговых ходах, то тут наблюдается полная аналогия, хотя обязательно приходится принимать во внимание особенности психологии болельщиков.
  6. Социальный плакат. Плакаты, отличающиеся резкой, решительной композицией, которая сразу же ударяет по глазам и сознанию, способны добиться наилучших результатов. Пусть при помощи социальных плакатов нельзя оказать серьёзного влияния на мир, все же они могут в очередной раз напомнить о том, что пора перемен давно наступила.
  7. Плакаты для выставок. Те, кто имеет розничный магазин, где предлагают покупателям жевательную резинку, приобретая в очередной раз оптовую партию данного товара, могут найти в этом же ящике плакат, на котором описаны достоинства данной резинки, пару стикеров, посвященных аналогичной теме, маленькую подставочку, на которой удобно хранить товар. В случае же покупки контейнера данной продукции продавца может ждать целая куча плакатов самых разных размеров, которые могут быть дополнены столиком и стульчиком, украшенным лейблом. Те же, кто покупает данный товар особо крупными партиями, может рассчитывать и на получение павильончиков из парусины, к которым будут прилагаться и обязательные вывески и щиты для плакатов.

Плакаты окружают нас повсюду – мы ежедневно видим их на улицах или в печатных изданиях. В основном это реклама и реже анонсы каких либо событий. Политический плакат появляется в поле нашего зрения непосредственно перед выборами, когда начинается агитация и поэтому встречается достаточно редко. Каким должен быть хороший плакат? Прежде всего плакат должен быть информативным. Люди должны мгновенно считывать сообщение – и задача дизайнера заключается в том, чтобы представить идею плаката в максимально понятной форме. И совершенно не важно, какими средствами это будет сделано – главное, чтобы люди сразу же понимали, что им хотят сообщить.

Как правило, дизайн плаката начинается с выбора его размера. В этом плане никаких ограничений не существует – плакат может быть небольшим, к примеру, формата А4 или наоборот, гигантским, размером со стену дома. Конечно, существуют определенные стандарты размеров, но это не вопрос дизайна, а вопрос возможностей типографской техники. Ориентация плаката может быть как вертикальной, так и горизонтальной, но чаще всего используется вертикальная ориентация.

Как отличить хороший плакат от плохого? Это, конечно, вопрос вкуса, однако правильно спроектированный плакат обладает некоторыми признаками. FreelanceToday предлагает вашему вниманию 10 признаков хорошего плаката.

ХОРОШАЯ ЧИТАЕМОСТЬ

Допустим, у нас есть плакат, который сообщает о каком-либо приближающемся событии, например, о концерте популярного исполнителя. Ключевая информация, размещенная на плакате, должна считываться издалека и привлекать внимание людей. Соответственно, в тексте плаката должна присутствовать визуальная иерархия. Если текста достаточно много, то должно быть как минимум три иерархических слоя.

Заголовок . Это самый главный и самый большой текстовый элемент дизайна. Он должен быть контрастным по отношению к фону и набран таким шрифтом, который бы был хорошо различим даже с дальнего расстояния.

Подробности . Что? Где? Когда? Вся подобная информация располагается на втором уровне иерархии. Человек, которого заинтересовал плакат, обязательно захочет ознакомиться с подробной информацией, поэтому ее нужно представить в понятной, но в то же время сжатой форме. Для второго уровня используется шрифт меньшего размера, нежели в заголовке, так как нет необходимости в том, чтобы эта информация считывалась издалека.

Мелкий шрифт . На третьем уровне размещается дополнительная информация. Очень часто мелкий шрифт встречается на кинопостерах и рекламных плакатах.

КОНТРАСТНОСТЬ

У дизайнеров есть всего одна возможность привлечь внимание зрителя. Поэтому плакат должен «цеплять». Добиться этого можно при помощи контрастных элементов. Это в вебе можно сделать бледную иллюстрацию с плавным градиентом и модными тонкими шрифтами – для обычного плаката этот способ подходит плохо. Чем резче текст или иллюстрация контрастирует с фоном – тем заметнее плакат. Приступая к дизайну, нужно в первую очередь определиться с контрастом элементов и постоянно проверять его во время работы. Если дизайнер работает над цветным плакатом, нужно периодически проверять, как он выглядит в оттенках серого – контраст основных элементов должен быть хорошо различим и в этом режиме.

РАЗМЕР И РАСПОЛОЖЕНИЕ

Очень часто дизайнер заранее знает, где будет размещен его плакат. Исходя из этой информации, он должен правильно подобрать размер плаката. Важно, чтобы посылу плаката не мешали различные визуальные помехи – он должен занимать доминирующую позицию. Что касается цветовой гаммы, то тут тоже нужно исходить из реалий – если известно, что плакат будет висеть на стене, окрашенной в зеленый цвет, то лучше не использовать в плакате близкие к зеленому оттенки.

ПЛАКАТ РАБОТАЕТ НЕЗАВИСИМО ОТ РАЗМЕРА

Очень часто начинающие дизайнеры отказываются от заданий, в которых требуется создать большой плакат, допустим, 10 на 6 метров. Им почему-то кажется, что создать такой плакат намного сложнее, чем какой-нибудь постер размером с лист А4. Это большое заблуждение. Если плакат скомпонован правильно, он будет одинаково хорошо смотреться независимо от размера и масштабирование на него никак не влияет. Если дизайнер получил заказ на создание плаката, который затем будет использоваться в рекламе и будет выпущен в самых разных размерах и форматах (в том числе и цифровом), он должен думать прежде всего о композиции и основной идее и не заботиться о том, где будет размещено его творение.

БОЛЬШИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ

Если в плакате используется изображение, то оно должно занимать доминирующую позицию, так же как и в случае с текстом. Изображение должно быть хорошо различимо издалека, при этом очень важно позаботиться об узнавании образа. Сильно усложнять визуальный ряд не стоит – нужно использовать столько элементов, сколько требуется, чтобы донести основную идею. Этот принцип применим ко всем видам плаката, в том числе и к кинопостерам, которые порой бывают слишком перегружены деталями.

НЕГАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Плакат не картина, поэтому дизайнеру просто необходимо работать со свободным пространством. Не стоит стремиться заполнить весь плакат – нужно «оставить воздух». Есть несколько действенных способов повысить читаемость плаката. Например, можно увеличить расстояние между буквами. Тесный кернинг, может быть, хорошо смотрится, на открытке, но для плаката все же важней читаемость. Если буквы расположены слишком близко, то издалека текст становится плохо различимым, что крайне не рекомендуется. Так же можно увеличить расстояние между строками – это тоже пойдет плакату на пользу.

ПРИЗЫВ К ДЕЙСТВИЮ

Цель любого плаката – заставить людей совершить какое-то действие, например, посетить шоу, выставку, купить какой-либо товар или прийти на выборы. Призыв к действию – это самый главный, центральный элемент плаката и дизайнер должен уделить ему основное внимание. В отличие от веб-дизайна, в графике не работает интерактив, поэтому в обычном плакате нельзя использовать его принципы. У графического дизайнера другие инструменты донесения сообщения для людей и он должен приложить все усилия к тому, чтобы призыв к действию был понятен с первого взгляда.

НЕОБЫЧНАЯ ТИПОГРАФИКА

Плакат – это именно тот жанр, где можно смело экспериментировать с типографикой. Некоторые из самых известных плакатов сделаны без использования иллюстраций и графических элементов и при этом отлично выражают идею. Использование качественной типографики придаст плакату индивидуальность – главное, чтобы дизайнер не переусердствовал. Не стоит использовать 10 шрифтов в одном плакате – дизайн от этого лучше не станет. Лучше всего уделить внимание визуальной иерархии и использованию негативного пространства. Буквы сами по себе несут определенный посыл и правильное понимание принципов типографики позволит дизайнерам создавать эмоциональные и запоминающиеся плакаты.

РУЧНАЯ РАБОТА

Появление компьютерной графики явно не пошло на пользу искусству плаката. Раньше дизайнер работал с живыми материалами и плакаты выглядели совершенно не так, как в наши дни. Сегодня признаком хорошего плаката является его техника исполнения. И неважно, что дизайнер создал его на компьютере – если у плаката есть душа и создается впечатление, что дизайнер нарисовал его вручную – это хороший плакат. Ну а если плакат пошел в печать как раньше, с физического носителя – это вообще замечательно.

ДЕРЗОСТЬ

Любому хорошему плакату присущ некоторый эпатаж – это очень усиливает эмоциональный посыл. Так что не стоит бояться выходить за рамки и использовать в плакате необычные элементы. Нарушая какие-то устоявшиеся правила, дизайнер привлекает внимание к плакату, а это как раз то, что нужно.

ВЫВОД : Плакат очень интересный вид графики, который позволяет дизайнерам дать волю своему воображению. К тому же это отличный способ освоить новую технику или улучшить свои навыки. Иногда создание плаката дается очень трудно – ведь требуется донести идею, используя минимум средств. Но в любом случае это интересно – особенно когда плакат получился удачным и привлекающим внимание людей.

Московская областная государственная детская библиотека и Американский центр в Москве продолжают знакомить читателей с историей, культурой, литературой

Соединенных Штатов Америки.

Внимание! В конкурсе могут принимать участие жители Москвы и Московской области. К сожалению, наши возможности не позволяют расширить географию и пригласить к участию жителей других регионов.

Условия конкурса:

Возраст участников : 6 – 14 лет

Дорогие ребята! Предлагаем вам следующее задание. Нарисуйте плакат (постер) по книге американского автора.

Требования к предъявляемым работам:

· Сюжет плаката: книга (или книги) любого американского писателя, американские писатели, персонажи книг американских авторов – полезные цитаты, любая интересная информация для читателей. В сюжет плаката можно включать иллюстрации рисунки, фотографии, коллажи и т.п.

· Размер готового плаката 297 х 420 мм (формат А3).

· Работы должны быть выполнены на бумаге. Допускается применение разных техник и материала исполнения: карандаш, фломастер, гуашь, акварель, коллаж, фотография и т.п.

· Прежде чем приступить к рисованию вы должны понять, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка, составить его макет.

· Текст плаката должен быть на английском языке.

· У каждой работы может быть только один автор. На конкурс представляются только собственные авторские работы.

· Работы в этой номинации в электронном виде не принимаются .

Критерии оценки:

Раскрытие темы;

Оригинальность графического решения;

Знание английского языка;

Чувство юмора.

Работы принимаются только вместе с заполненным бланком заявки.

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок принял решение участвовать в конкурсе плакатов. Это значит, что ему понадобится помощь.

Во-первых, необходимо выбрать такую книжку, которая нравится и которую хочется порекомендовать другим. Затем нужно помочь юному дизайнеру определиться с техникой выполнения работы.

Объясните ребёнку, что такое плакат и чем он отличается от простого рисунка.

Обсудите с ребенком прочитанную книгу и решите, какой текст поместить на плакат. Это могут быть как цитаты из книги, так и собственные мысли (а может, и то, и другое), или высказывание известного человека и т.п. Главное – ребёнок должен понимать, почемуон выбрал эти слова, что хочет ими выразить.

Помогите ребенку составить текст на английском языке. Не нужно писать за него, просто помогите найти нужные слова иностранного языка.

Подумайте над макетом плаката: как расположить изображения и текст. Можно создать несколько разных вариантов, а потом на семейном совете выбрать лучший. Старайтесь прислушиваться к детскому мнению и не пытайтесь сделать всю работу сами. «Взрослая рука» всегда видна в работах ребят.

Уверены, что наши маленькие художники справятся с заданием и надеемся, что работа доставит им удовольствие!

Плакат (нем. Plakat от фр. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать) – броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».

К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.

II. Номинация «Мои приключения на войне Севера и Юга». Пишем рассказ.

Возраст участников : 12 – 17 лет

Дорогие ребята! Предлагаем вам написать небольшой рассказ, о Гражданской войне в США в 1861-1865 годах или как ее еще называют «Войне Севера и Юга». Что вы знаете о ней? Какие чувства она вызывает у вас? Возможно, вы читали об этом книги, смотрели кинофильмы или, может быть, вам рассказывали об этих событиях учителя на уроке истории. В ходе войны произошло около двух тысяч сражений. В этой войне граждан США погибло больше, чем в любой другой из войн, в которых участвовали Соединенные Штаты Америки.

Представьте себе, что вы перенеслись во времени и стали участником этих событий Выберите какой-либо интересный для вас эпизод и сочините небольшой текст от своего имени или имени выдуманного вами героя. Не забудьте написать в своем рассказе, на какой стороне вы могли бы участвовать и почему.

  • У каждой работы должен быть только один автор.
  • Объем работы 1-3 печатные страниц.
  • Оформление работы рисунками приветствуется.
  • Работа должна быть выполнена только на английском языке .
  • Работы в этой номинации принимаются в печатном или в электронном виде.

К работам, представляемым в электронном виде, предъявляются следующие требования:

–файл не должен быть объемом более 3 Mb;

–файлы, если их несколько, должны быть правильно пронумерованы, иметь названия на латинском языке по фамилии автора работы, например: Petrov01.doc, Petrov02.doc, Ivanova01.jpg, Ivanova02.jpg.

– Внимание! Презентации PowerPoint не принимаются !

· Не забудьте заполнить бланк заявки.

III. Номинация «Создаём видеоролик о прочитанной книге» .

Возраст участников : 14 – 17 лет.

Дорогие ребята! Вы, конечно, любите смотреть видеоклипы. Вам предоставляется возможность сделать рекламный ролик о книге американского писателя. Попробуйте создать видеоролик так, чтобы ваши, друзья и знакомые, также любой человек, который увидел ролик, понял, о чем эта книга и захотел прочитать ее.

Вашу фантазию и творчество мы ничем не ограничиваем. На конкурс мы принимаем произведения видео-арта в любом жанре, исполненные в любой форме: мультфильм, видеофильм, музыкальный клип, рекламный ролик, компьютерная графика, флэш-анимация, и др. Вы можете использовать любую книгу, но обязательно американского писателя (даже если вы прочитали эту книгу на русском языке).

Требования к представляемым работам:

  • Видеоролик должен быть выполнен по книге американского писателя .
  • Работа должна быть выполнена только на английском языке .
  • Продолжительность ролика – не более 2 минут.
  • В этой номинации могут быть представлены как индивидуальные, так и групповые работы. Состав группы – не более 4 человек. При подаче заявки на конкурс обязательно указать состав группы (Ф.И.О., возраст каждого участника) и контактную информацию для всей группы.
  • Работа предоставляется в жюри на электронном носителе, по электронной почте (если объем файла не превышает 7-8 МБ) или пересылается через файлохранилище (Rapid Share, depositfiles и т.п.)
  • Работы могут быть выполнены в любом из указанных форматов .wmv, .mpg, .avi, .mpeg, .flv, .swf, .mov, .mkv, .divx, .ts.
  • На конкурс должны быть представлены оригинальные, незаимствованные материалы. Если вы решили использовать музыкальное сопровождение, то обязательным условием для принятия работы на конкурс является соблюдение авторских прав (подробнее см. информацию об использовании музыки для видео вы найдете здесь http://snimifilm.com/post/gde-vzyat-muzyku-dlya-filma). Работы, нарушающие авторские права к конкурсу допущены не будут.

Мастер-класс

12.12.14.

Учитель русского языка и литературы Мухаметшина Л.К.

Плакат как вид искусства и средство пропаганды

Цель:

    рассказать историю развития плаката как вида искусства;

    остановиться на плакатах периода Великой Отечественной войны;

    познакомить с особенностями плаката как средства пропаганды;

    развивать умения писать слоганы, способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

    воспитывать ответственность за написанный текст.

Планируемый результат:

Предметные умения : иметь представление о плакате, требованиях к языку плаката;

Универсальные регулятивные учебные действия: формирование умения выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы.

Универсальные познавательные учебные действия: формирование представления о видах плакатов, речевых ошибках; формирование познавательного интереса к русскому языку через различные информативные источники;

Универсальные коммуникативные учебные действия: формирование умения общаться, сотрудничая в малых группах.

Подготовительная работа:

    Подготовка презентаций

    Подготовка карточек с заданиями.

    Подготовка высказываний.

Оформление, оборудование, инвентарь:

    Школьный кабинет, стулья расставлены вдоль стен, столы для двух команд; места для гостей.

    Ноутбук, проектор, экран.

Ход урока

1. Психогимнастика: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…»

В кабинете рассаживаются ученики 9-10 классов из разных школ, делятся на две команды.

Добрый день! Мы начинаем с вами необычное занятие «Плакат как вид искусства и средство пропаганды». Почему необычное? Потому что нет в школьной программе ничего похожего. И я надеюсь, что собрались в этом кабинете только заинтересованные люди.

Давайте немного разомнемся и проделаем такое упражнение: Нужно будет каждому поочередно говорить две фразы: «Меня зовут…» и «Я люблю себя за то, что…» по кругу.

Вот мы и познакомились.

2. Слово учителя.

Плакат в нашей жизни занимает довольно значительную роль. Он оказывал и оказывает на умы и сердца людей определённое влияние. Именно благодаря этому плакат как разновидность графики выделился в ряду других видов искусства

1). История развития социального плаката (Презентация 1).

1. Слово «плакат» немецкого происхождения, в переводе означает объявление, афиша.

2. Плакат - это сравнительно крупное по размеру изображение с текстом, в котором художественный образ возникает от взаимодействия слова и изображения.

3. Плакат - один из самых молодых видов искусства, разновидность графики - окончательно сложился в конце Х1Х века. Начало плаката можно видеть в гравюрах времен Реформации и крестьянских войн в Германии XVI века или в политических афишах во Франции XVIII века.

4. Первыми плакатами в России можно считать лубочные картинки времен 1812 года. В них уже была сделана попытка соединить изображение с текстом.

5. В конце Х1Х века плакат был официально признан фактом если и не «высокого искусства», то культуры. Инициатором выступила Россия. В 1897 году в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш. Это был первый общественный смотр нового жанра. Выставка собрала 700 произведений из 13 стран.

В конце Х1Х века плакат в основном имел рекламно-промышленный характер и был связан с конкуренцией капиталистических предприятий. С этих пор плакат становится самым демократичным видом искусства.

6. Новый качественный скачок плаката совпадает с Первой мировой войной. Колоссальное распространение получил агитационный плакат.

В России издается большая серия плакатов, которые призывают собирать деньги в помощь госпиталям и жертвам войн.

7. Подлинное рождение социально-политического плаката начинается в периоды Октябрьской революции и Гражданской войны, а затем восстановления народного хозяйства.

В 1917 году художники авангарда во главе с Маяковским создают знаменитые Окна РОСТА (Российское телеграфное агентство). Они пропагандируют через плакаты новое пролетарское искусство в стране, где подавляющая часть народа неграмотна.

Плакат РОСТА представляет собой, как правило, многокадровую композицию. В этих картинках действуют узнаваемые персонажи: буржуй, рабочий, крестьянин, поп, пан и так далее, под каждой картинкой лаконичная рифмованная подпись. Плакаты РОСТА - это газета для неграмотных.

8. В годы Гражданской войны самыми выразительными и простыми по форме были замечательные плакаты выдающегося советского художника Дмитрия Мора. Все знают его плакат «Ты записался добровольцем?».

9. Но особенной, потрясающей силой обладает плакат «Помоги!», посвященный голодающему крестьянству Поволжья во время засухи 1922 г. На черном фоне - белая фигура изможденного старика-крестьянина с поднятыми в крике руками. Образ крестьянина выглядит на нем не как изображение конкретного человека, а как олицетворение призыва о помощи

10. В дальнейшем плакат сыграл немалую роль в мобилизации советского народа на социалистическое строительство, в борьбе с внешними врагами Советского государства. Крупным мастером в 20-е - 30-е годы выступил Александр Дейнека. Вот его плакат «Работать, строить и не ныть».

11. Плакаты и другие виды агитмассовой продукции делались в те годы не только в Москве и Питере, но и во многих городах российской провинции.

12. Во второй половине ХХ века плакат в СССР проникает в самые разные уголки жизни: в городскую среду, на территорию фабрик и заводов, в колхозы, клубы, школы и больницы, затрагивая все стороны жизни советского человека.

13. Большую роль играет советский плакат в антиалкогольной пропаганде.

14. В настоящее время былая жанровая широта плаката на улице сузилась до торговой рекламы. Все мыслимые и немыслимые места в городах забиты рекламными щитами. Но художественного плаката на них мало.

Учитель: В 2015 году наша страна празднует 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, поэтому мы не могли обойти стороной плакаты этого времени.

2). Плакат в годы Великой Отечественной войны (Презентация 2).

Большой вклад в дело мобилизации народа на борьбу с врагом сделали плакаты советских художников во время Великой Отечественной войны. Значение его трудно переоценить. Плакаты помогали людям преодолевать лишение и голод, физические и душевные муки, защищать Родину, идти к победе.

1. По аналогии с Окнами РОСТА художниками выпускаются Окна ТАСС, в которых принимает участие большинство выдающихся художников-плакатистов, живописцев и графиков всех поколений.

2. Плакаты М. Черемных, В. Дени, И. Тоидзе, В. Иванова, Н. Ватолиной, Д. Шмаринова, Н. Голованова, В. Корецкого, Кукрыниксов и многих других замечательных художников стали истинно народными, и по силе воздействия их можно сравнить разве что с песнями военного времени. Уже на второй день войны был выпущен плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага».

3. Плакаты И. Тоидзе «Родина-мать зовет», А. Кокорекина «Смерть фашистской гадине», «За Родину» сопровождали в бой солдат Советской Армии, а также вдохновляли тружеников тыла.

4. Одним из самых ярких и действенных в годы войны был плакат В.Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!». Простая фотография молодой русской матери с плачущим ребенком на руках приобрела потрясающую силу в сочетании с изображением направленного на ребенка штыка фашистского солдата.

5. Одним из наиболее распространенных сюжетов был образ женщины, заменившей ушедшего на фронт мужчину у станка, за рулем трактора, за штурвалом комбайна.

Лучшие плакаты этой темы: «Больше хлеба для фронта и тыла. Убрать урожай полностью!» Н. Ватолиной и Н. Денисова, «На трактор девушки садятся смело!» Т. Ереминой, «Чем крепче тыл, тем крепче фронт!» О. Эйгес.

Многие плакаты затрагивали тему трудовой дисциплины: «Прогулы ликвидировать полностью!» С. Игуманова, «Брак - Враг» Б. Клинч, «Водители машин! Бесперебойно доставляйте грузы на фронт!» Я. Бекетова, «Собирай ЛОМ!», «Ты чем помог фронту?» и другие.

6. Один из самых известных плакатов тыловой тематики - «Не болтай!» принадлежит московской художнице Н. Ватолиной. Позировала для плаката соседка художницы - мать солдата-фронтовика. Текст к плакату написал С. Я. Маршак.

Учитель: Сейчас мы проведём небольшое соревнование. Вы сели за столы, интуитивно выбрав себе партнёров по команде. Итак, у нас образовалось две команды. Ваша задача – творчески подойти к заданиям, научиться разбираться в плакатах и выиграть.

Будьте предельно внимательны при прослушивании. Вся информация вам затем пригодится.

Разрешите познакомить вас с составом жюри:

3) . Принципы создания плаката (Презентация 3).

Плакат на современном этапе становится самым демократичным видом искусства, и ему приходится решать несколько специфических задач .

Какие задачи ставятся создателем плаката?

А) заставить зрителя обратить на себя внимание. Восприятие другого вида искусства предполагает некоторую подготовку. Человек идет на выставку или открывает книгу добровольно, с определенным настроем, он согласен получать новую информацию, он хочет этого. Плакат же подстерегает зрителя неожиданно и заставляет обратить на себя внимание. Потенциальный зритель занят своими мыслями, он спешит, у него нет времени, поэтому он может заметить только лист броский, выделяющийся на окружающем информационном фоне. Для этого все средства хороши. Крупный размер, яркий цвет, острый текст, неожиданное пятно и ритм - все идет в дело!

Б) донести до зрителя смысл плаката. Плакату отведены секунды внимания, и за эти мгновения он должен передать нужную информацию. Именно из-за дефицита времени для восприятия в плакате часто используются краткий текст, ясные символы и знаки.

В плакате может быть использована любая графическая техника, фотография, живопись и т. д.

Каковы условия эффективного воздействия плакатов на людей?

1. На плакате не должно быть много деталей. Плакат состоит из крупного изображения и надписи.

2. Цветовая гамма насыщенная, контрастная.

3. Крупный шрифт, краткий и понятный текст-призыв.

4. Изображение плаката должно соответствовать тексту.

Какие бывают плакаты?

    Социальные плакаты – это плакаты, затрагивающие те или иные проблемы общества с целью привлечения внимания к той или иной негативной чаще черте общества (алкоголизм, наркомания, бездомные дети, бездомные животные и так далее).

    Бывают ещё и политические плакаты, которые чаще появляются во время предвыборной кампании.

Несколько советов по речевому оформлению

    Стремитесь к простым , коротким, но достаточно информативным предложениям

    Не используйте сложные предложения с придаточными условия, причины, иначе вы можете заронить сомнение.

    Не используйте вводные слова «мы убеждены», «мы считаем». Лучше не говорите ничего.

    Не преувеличивайте. Эмоционально-оценочная лексика («великолепный». «восхитительный», «фантастический») часто раздражает, а не привлекает.

    Будьте точны , когда создаёте рекламный плакат. Не используйте «размытые» данные: неправдоподобно низкая цена, увидите и удивитесь. Лучше укажите точные цифры.

    Используйте глаголы только в настоящем времени изъявительного наклонения. Слова «будет », «может », «мог бы » не убедительны. Товар делает то-то, и все.

В последнее время надписи на плакатах называть слоганами.

Словарная работа

Слоган – это лаконичная, легко запоминающаяся фраза, выражающая суть плаката.

Примеры слоганов (взяты с сайтов )

А) Политические слоганы

Опыт и знание, преданность делу и верность слову!

Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние!

Возродим промышленность – возродим Россию!

Мы просто любим свою страну.

Пристегните самого дорогого – пристегнитесь сами!

Вместе мы можем помочь.

Помогите детям-сиротам, и они подарят вам свою улыбку.

Будьте бдительны, водители. Почти все из вас – родители.

Когда в жизни ест цель, наркотики не нужны!

Кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Кто пьёт за рулём – рискует потерять всё.

А теперь задания. Мы даём время на обсуждение.

Задание 1.

Определите, в какой исторический период возникает данный плакат? По каким признакам вы об этом догадались?

Задание 2.

Каково назначение плаката? Это средство пропаганды или социальная реклама?

Задание 3.

Представьте себе, что вы должны создать плакат. Слоган вам дан, а ваша задача - представить, что будет на плакате изображено.

Итак, слушаем слоган.

Миру нужен новый герой.

Задание 4.

Перед вами плакат, состоящий из фотографий. Снимки сделаны очевидцами гражданской войны в Украине. Ваша задача – придумать такой слоган, который очень точно отражал бы мысль фотографов-художников.

Подведение результатов.

Выявление победителя

6. Вывод

Чему мы научились сегодня?


Плакат Плакат

(нем. Plakat от франц. placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать), 1) вид графики. 2) Единичное произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Современный плакат является обычно полиграфическим воспроизведением созданного художником оригинала. Плакат должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. В плакате часто применяются изобразительные метафоры, общепонятные символы, сопоставление разномасштабных изображений, обобщение формы предметов; важную роль играет характер шрифта и расположение текста, яркое условное декоративное цветовое решение. В систему изобразительных средств плаката иногда вводится фотография (самостоятельно или в сочетании с рисунком, живописью; см. Фотомонтаж). Для многих плакатов на международные и бытовые темы типичны сатирические образы собирательного характера. До второй половины XIX в. плакатами иногда называли агитационные гравюры крупного размера (например, "летучие листки" периода Крестьянской войны и Реформации в Германии в XVI в., политические афиши эпох Великой Французской революции 1789-94 и Парижской Коммуны 1871). Рекламный плакат возник в Западной Европе во второй половине XIX в. (когда применение литографии, в том числе цветной, позволило издавать красочные плакаты быстро и большими тиражами) в результате эволюции от чисто шрифтовых театральных афиш и книготорговых объявлений к афишам, в которых значительное место заняли орнамент и фигурные изображения. Ведущая роль в развитии плаката в конце XIX в. принадлежала Франции (плакаты Ж. Шере, А. де Тулуз-Лoтрека, Т. Стейнлена и др.). В работах Тулуз-Лотрека ярко проявились специфические черты художественного языка плаката: обобщённость мгновенно запоминающихся, не лишённых гротескности форм, кадрированность изображения, большая роль силуэта, яркого локального цветового пятна. Большинство плакатов конца XIX - начала XX вв. состояло из орнаментально-декоративных композиций в духе стиля "модерн", схожих с произведениями книжно-журнальной графики (работы Э. Грассе и чеха по происхождению А. Мухи (Мюша) во Франции, О. Бёрдсли в Великобритании, У. Брэдли и Э. Пенфилда в США). С начала 1910-х гг. плакат постепенно теряет прямые связи с книжно-журнальной графикой в стиле "модерн", порой приближаясь по характеру к станковой картине (плакаты О. Фишера в Германии, Ф. Брэнгвина в Великобритании). В рекламном плакате определяющим становится стремление художников к более конкретному, предметному показу объекта рекламы (вначале только в работах Л. Бернхарда, Ю. Клингера, Л. Хольвайна и других в Германии, а затем и художников других стран); художественное своеобразие и стилистические особенности плаката (динамика композиции, метафоричность образа, условность цвета, обобщение форм) ярко проявились в работах Кассандра (Франция). С развитием кинематографа появились рекламирующие фильмы плакаты, которые первоначально создавались на основе перерисовки отдельных кадров; позже киноплакат приобрёл обзорный характер, дающий представление о жанре фильма, остроте сюжета и пр. В начале 1900-х гг. появился политический плакат, лучшие достижения которого связаны с демократическим движением и борьбой за мир. В числе авторов первых политических плакатов были Стейнлен во Франции, Ю. Вальткорн и К. Кольвиц в Германии. В период первой мировой войны 1914-18 получил распространение агитационный плакат (агитация за призыв в армию, подписку на военные займы, помощь раненым и пр.), стилистика которого оказала определенное влияние на последующее развитие плаката (А. Лит в Великобритании, Ж. Февр во Франции и др.). Рост рабочего движения, борьба народов против империалистической реакции и фашизма стимулировали в 20-30-х гг. развитие политического плаката в Западной Европе. Страстным революционным пафосом проникнуты плакаты, изданные в Венгрии в период Венгерской советской республики 1919 (работы Р. Берення, М. Биро, Б. Уитца и др.), выборные плакаты компартии и антифашистские плакаты в Германии (Г. Пехштейн, Дж. Хартфилд и др.). В Испании в период борьбы испанского народа с фашизмом (1936-39) плакат, наряду с листовками и карикатурой, стал ведущим видом искусства. Во время второй мировой войны 1939-45 важнейшую общественно-политическая роль играл антифашистский плакат, в послевоенные годы - плакат в защиту мира (П. Пикассо во Франции, Л. Мендес в Мексике, Т. Трепковский в Польше). Стилистически плакат 20-80-х гг. во многом связан с живописью, графикой и фотоискусством (Дж. Хартфилд в Германии); на его эволюцию и сложение собственного островыразительного изобразительного языка повлияло и развитие других средств массовой информации, а также полиграфии. Плодотворно развивается французский плакат (Ж. Карлю, Кассандр, П. Колен, Ш. Лупо, Ж. Пикар-Леду и др.). В дореволюционной России высоко- художественные образцы театрального и выставочного плаката создавали И. Я. Билибин, В. А. Серов, К. А. Сомов.

Советский политический плакат родился и достиг исключительно высокого уровня в годы Гражданской войны 1918-20. Развивая традиции сатирической графики периода Революции 1905-07 и лубка, Д. С. Моор, В. Н. Дени, В. В. Лебедев и другие создали, по существу, новое, боевое искусство, оказавшее огромное влияние на развитие мирового плаката. Идейная целеустремлённость, революционная страстность, высокий художественный уровень сделали плакат подлинно массовым средством агитации и политико-просветительской работы, эффективным оружием в борьбе за Советскую власть; в те же годы по инициативе В. В. Маяковского и М. М. Черемных возник новый вид тиражируемого с помощью трафарета плаката - "Окна РОСТА". В 20-х - начале 30-х гг. важную роль в развитии советского плаката сыграли А. А. Дейнека, Г. Г. Клуцис, Л. М. Лисицкий, Ю. И. Пименов, А. М. Родченко, братья Стенберги, А. И. Страхов. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 плакат был действенным средством мобилизации народа на борьбу с врагом: в этот период, как и в послевоенные годы, большую роль в развитии советского плаката сыграли В. С. Иванов, Л. Ф. Голованов, А. А. Кокорекин, В. Б. Корецкий, Кукрыниксы, И. М. Тоидзе, Д. А. Шмаринов. В годы войны успешно работали над плакатом коллективы "Окон ТАСС" и "Боевого карандаша", а также многие живописцы - А. А. Пластов, И. А. Серебряный, Вл. А. Серов и др. Со второй половины 40-х гг. более интенсивно стало развиваться искусство плаката в союзных республиках; в 60-80-х гг. наряду с политическим особенно широкое распространение получили плакат кинорекламный, театральный, выставочный, санитарно-просветительный, плакат по безопасности труда (произведения Ю. Галкуса, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского, Е. С. Цвика и др.).

Д. С. Моор. "Врангель еще жив, добей его беспощады". 1920.



Дж. Хартфилд. Антифашистский плакат "Кровь и железо". 1934.



И. М. Тоидзе. "Родина-мать зовёт!". 1941.

Лучшие статьи по теме