Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Документация
  • «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции. «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции Модель тигр п

«Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции. «Тигр» Порше: жертва грязной конкуренции Модель тигр п

Как известно, первоначально существовало две версии знаменитого тяжелого танка «Тигр» PZ V. Первый вариант танка создал Эрвин Адерс, который трудился в конструкторском бюро фирмы Хеншель. Второй вариант «Тигра» создал доктор Фердинанд Порше (позже, знаменитый автомобильный конструктор), который по результатам немецкой военной комиссии был признан менее удачным из-за сложной электрической трансмиссии машины. Именно поэтому «Тигр» Порше не рекомендовали к принятию на вооружение Вермахта, хотя этот танк был полностью готов к серийному производству, чего не скажешь о «Тигре» Эрвина Адерса (Тигр Хеншеля).

История создания танка «Тигр» Порше.

На сегодняшний момент, не осталось документов, свидетельствующих, когда же точно Порше начал работы по созданию своего танка. Некоторые историки склоняются к мнению, что после выдачи задания на разработку и создание тяжелого танка для Вермахта, 26 мая 1941 года и есть точка отсчета, когда начались работы по VK4501(P). 26 мая 1941 года в Баварских Альпах в резиденции Адольфа Гитлера состоялось военное совещание. На нем обсуждалось состояние танковых сил Вермахта и был приведен тщательнейший анализ боевого применения бронетанковых сил Вермахта во Франции. Состав военного совета (тех.заседания): Адольф Гитлер, Штайр Хакер, Э.Книпкампф, подполковник фон Вилке, Филлипс, Заур, Фердинанд Порше, Ф, Тодт. Особое внимание Адольф Гитлер уделил английским танкам «Матильда», которые серьезно досаждали немецким войскам из-за их толстой брони.

В одном из своих докладов, Заур упомянул о двух тяжелых танках VK3601 (H) и VK4501 (P), работы над которыми ведутся полным ходом. После начала блицкрига в России, немецкие конструкторы на время прекратили работы по проектировке и созданию проектов VK3601 (H) и VK4501 (P), занимаясь модернизацией и совершенствованием своих «рабочих лошадок» Pz III и Pz IV. Однако, после появления на полях сражений танков Т-34 и КВ, работы по тяжелым танкам были вновь начаты. К тому же с полей сражений постоянно поступали жалобы от немецких танкистов, жаловавшихся на слабое пушечное вооружение и малую толщину брони их танков. В процессе проектировки конструкторы Адерс и Порше увеличили толщину брони танков, в результате чего вес увеличился с 36 тонн до 48. После этого, проект танка «Тигр» был переименован из VK3601 (H) в VK4501 (P). С увеличением веса «Тигра» существенно увеличилось давление на грунт, для чего были разработаны специальные гусеницы с широкими гребными лопатками. Для походного положения и для перевозки по ж/д путям, танк «переобували» в специальные походные гусеницы.

Стоит обратить внимание на тот факт, что Фердинанд Порше прослыл изрядным скандалистом. Хотя, поводы для скандалов были не беспочвенны. В КБ Porsche разработали танковую башню для Тигра, после чего чертежи были отправлены в Управление вооружений, которое переправило заказ на башни известной фирме Крупп. На фирме Крупп допустили неточность в изготовлении башни: они изготовили погон башни размером 1820 мм, хотя по чертежам требовался 2000 мм. С таким погоном невозможно было установить 88-мм пушку, которая к тому времени еще была полностью готова (работы по ее изготовлению, по решению немецкого упр.вооружения были отложены на год). Рейхсминистр вооружения Тодт симпатизировал Порше и лично курировал проект тяжелого танка Тигр. По некоторым данным, между Порше и Тодтом существовал вне гласный сговор, по которому уже была решена судьба танка «Тигр», по которому его проект получает «зеленый свет» в Вермахте.


Однако, судьба распорядилась иначе. 3 февраля 1942 года, самолет летевший с Тодтом разбивается, и на место рейхминистра вооружения стал А.Шпеер, в результате чего, танк Порше стал для всех «ненадежным и чрезмерно затратным». Шпеер сумел здраво посмотреть на проект «Тигра». В своих встречах, Гитлер с Шпеер, последний постоянно убеждал фюрера, что танк Порше экономически и технически нецелесообразен. Так как для трансмиссии танка требовалось много меди для электрогенераторов. А медь во время войны у Германии была в жутком дефиците. К тому же, вся конструкция трансмиссии Порше была ненадежной, что доказывали опыты. До смерти Тодта, в планах до марта 1943 года было создать 135 тяжелых танков Тигр, из них 50 танков Тигр Хеншеля, и 85 танков Тигр Порше. Однако Шпеер был непреклонен, и по его мнению, производство двух одинаковых танков было не совсем рациональным, что было не раз доложено Адольфу Гитлеру, а считать он умел.

Первые испытания и показательные выступления танка «Тигр» Порше.

Сравнительные испытания и первый показ нового «Тигра» Фердинанд Порше провел в день рождения Адольфа Гитлера 20 апреля 1942 года. Тогда же был составлен отчет об испытаниях, в которых указывалось, что Тигр Порше имел лучшую проходимость по пересеченной местности, чем Тигр Хеншеля. Этому способствовала более удачная ходовая часть Тигра Порше. Но тут же было указано, что танку необходимо установить модернизированную подвеску, так как толстая броня слишком утяжеляла танк. Стоит заметить, что на Тигр Порше была установлена тяжелая башня с 88-мм пушкой от VK4501, тогда как изначально корпус танка Порше должен был нести более легкую башня с 75-мм пушкой. На момент испытаний и первого показа башня с 75-мм пушкой не была готова. В целом, оба танка имели малую дальность хода, гигантский расход топлива, малую скорость и плохую проходимость по пересеченной местности.

Как и указывалось ранее, слабым местом, а также главным минусом «Тигра» Порше, стала его инновационная электротрансмиссия. К тому времени, затраты на электротрансмиссию, а именно, электрогенераторы, которые приводили в движение танк, были непомерно высоки. Немцы просто не располагали большими запасами меди для электрогенераторов. По мнению российских историков, да и многих западных, именно неудовлетворительная ходовая часть танка не устраивала военных, в большинстве случаев, танк застревал в грязи, не говоря о болотистой местности. Из некоторых документов следует, что сам Фердинанд Порше был не в состоянии устранить недоработки своего «Тигра», поэтому от его проекта отказались и тяжелый танк «Тигр» пошел в серийное производство, но производила его фирма Хеншель с 88-мм пушкой от Тигра Порше. В своих трудах, некоторые известные российские исследователи указывают, что отказаться от своего танка, Порше заставил приказ Адольфа Гитлера. Этот приказ обязывал конструктора приступить к разработке новейшего штурмового орудия «Фердинанд» (Элефант) на базе шасси своего танка. В последствии, новая САУ получила название «Фердинанд», в честь Фердинанда Порше.

В любом случае, в крупное серийное производство танк «Тигр» Порше VK4501 не пошел. Всего было произведено 5 полноценных танков, но было еще заказано 90 шасси под новые Тигры Порше, еще до показа Адольфу Гитлеру. Это говорит о том, что Порше заранее был уверен в победе своего танка и изначально готовился к массовому выпуску. Позже, все шасси для танков успешно применили на новых САУ Фердинанд, релиз которых состоялся на Курской битве в 1943 году.

Конструктивные особенности танка «Тигр» Порше, Tiger (P)

В движение танк приводили два тяговых электромотора, которые питались от двух генераторов, на которые работали два V10 двигателя воздушного охлаждения. Подвеска танка состояла из 6 сдвоенных катков (на борт), которые располагались попарно на 3 тележках. Обрезинка катков находилась внутри колеса, что негативно сказывалось на резиновом бандаже, который быстро изнашивался. Позже, катки с этими резиновыми бандажами стали применять на танках «Пантера» и «Тигр». В отличие от большинства танков того времени, торсионы ходовой части «Тигра» Порше располагались в тележке а не внутри корпуса танка. В этом танке Порше отступил от «классической» схемы расположения ведущего колеса спереди, установив его сзади.


Чертежи тяжелого танка PzKpfw VI «Tiger» «Тигр Порше» «Tiger P» «Porsche Typ 101» VK4501 (P)


Схема бронирования "Тигра " Порше

Боевое применение танков «Тигр» Порше Tiger IV (P)

Ввиду того, что этих машин было произведено достаточно мало, в боевых действиях им довелось поучаствовать очень ограниченно. Изначально их хотели применить против союзников в Африке. К тому же, на «Тиграх» Порше применяли двигатели воздушного охлаждения. Но вскоре от применения на Африканском театре военных действий отказались, так как проходимость танка по песку оставляла желать лучшего. В итоге, все созданные 5 танков передали для тренировок танкистов на завод в Деллерсхайм, который находился в Австрии.

Единственное упоминание о боевом применении «Тигра» Порше свидетельствует о том, что один танк прибыл в расположение 653-го тяжелого батальона истребителей танков на Восточный фронт в районе Галиции в 1944 году. Там он применялся в качестве командирского танка, он имел бортовой номер 003.


Знаменитый "Тигр"Порше, воевавший на Восточном фронте

На этом судьба танка закончилась. Оставшиеся шасси применили для создания тяжелой самоходки. Всего было сделано 90 единиц САУ «Фердинанд («Элефант »)». Данная самоходная артиллерийская установка была первой в мире самоходкой с фантастической на тот момент толщиной брони лба корпуса, которая достигала 20 см. Безусловно, из-за своей толщины брони машина была практически неуязвима для полевой артиллерии и пушек танков, однако она стала легкой добычей для пехоты, которая без труда расправлялась с ней в ближнем бою, так как конструкторы не предусмотрели для САУ оружия ближнего боя. В первой же модернизации САУ «Фердинанд («Элефант »)» получила курсовой пулемет и командирскую башенку.

Тактико-технические характеристики тяжелого танка "Тигр" Порше «Tiger P» «Porsche Typ 101» VK4501 (P)

Экипаж........5 человек;
Масса танка.....57 тонн;
Длина........9,34 м;
Ширина.........3,38 м;
Высота.........2,93 м;
Двигательная установка......."Porsche" тип 101/1;
Максимальная скорость.........35 км.ч;
Дальность хода...............140 км;
Радиостанция..................FuG 5;
Вооружение............88-мм пушка 8.8cm KwK36 KwK L/56, один спаренный пулемет MG34 в башне, один пулемет MG34 в корпусе;
Бронирование танка :
Башня лоб...........100 мм;
Надстройка лоб......100 мм;
Корпус лоб...........100 мм;
Маска пушки.........110 мм;
Борта башни.........80 мм;
Борта корпуса.......60 мм;
Борта надстройки.....80 мм;
Корма башни.........80 мм;
Корма корпуса.......80 мм;
Корма надстройки.....25 мм;
Крыша...............20-25 мм;
Днище...............25 мм.


Немецкая тяжелая САУ «Фердинанд («Элефант »)

В середине 1941 года фирмой Porsche на испытания был представлен опытный тяжелый танк VK 3001(P) или Typ 100. Эта машина имела ряд характерных особенностей, отличавших ее от другой аналогичной техники немецкой разработки. Часть этих отличий оказала негативное влияние на проект в целом и привела к тому, что заказчик не пожелал запускать серийное производство новой техники. Кроме того, уже шла разработка нового варианта тяжелого танка под обозначением VK 4501(P).

В конце мая 1941 года немецкое командование в очередной раз пересмотрело требования к перспективному тяжелому танку. Опыт нескольких предыдущих проектов показал, что новая машина должна иметь еще более толстое бронирование и соответствующую боевую массу. При использовании брони толщиной до 100 мм танк должен был весить порядка 45 т. Также следовало использовать мощное орудие, способное пробивать до 100-150 мм брони на расстоянии порядка 1 км. В соответствии с этими требованиями была начата разработка двух проектов, известных под названием VK 4501.


К разработке новой бронемашины были привлечены две организации. Проект от фирмы Henschel получил обозначение VK 4501(H), от компании Porsche – VK 4501(P). В дальнейшем первый проект, имевший в названии литеру «H», получил одобрение заказчика, после чего новый танк пошел в серийное производство. Эта машина получила широкую известность под названием Pz.Kpfw.VI Tiger. Второй проект завершился менее удачно, с меньшим количеством построенной техники.

Опытный танк VK 4501(P) на испытаниях. Фото Rascarcapaco.blogspot.ru

На фирме Porsche новый проект получил собственное обозначение Typ 101. Кроме того, на разных этапах разработки применялись и иные названия. Использовались обозначения, отражающие боевую массу машины (VK 4501), порядковый номер в войсках (Pz.Kpfw.VI) и т.д. Большая часть переименований осуществлялась в соответствии с распоряжениями заказчика в лице армии.

В новом проекте предлагалось максимально широко использовать имеющиеся наработки с учетом обновленных требований к технике. Планировалось сохранить основные положения проекта, а также внести некоторые изменения в бронирование и комплекс вооружения. Это позволяло ускорить разработку проекта, но при этом выполнить имеющиеся требования. Подобный подход дал возможность сократить количество вновь разрабатываемых узлов и агрегатов.

Существующий корпус, созданный в рамках предыдущего проекта, получил усиленное бронирование. Его лобовая часть должна была собираться из листов толщиной до 100 мм, защита бортов и кормы возлагалась на 80-мм детали. В связи с изменением толщины брони пришлось изменить обводы лобовой части корпуса. Кроме того, была скорректирована конструкция верхней части корпуса, образовывавшей развитые надгусеничные ниши. Между верхней лобовой и бортовыми деталями имелись скошенные скулы. 25-мм горизонтальная крыша корпуса в кормовой части машины была соединена с наклонным листом.


Схема танка Tiger(P). Рисунок Rascarcapaco.blogspot.ru

Также в рамках проекта был разработан обновленный вариант башни, использовавшейся на тяжелом танке предыдущей версии. Башня имела вертикальный лобовой лист, а также оснащалась изогнутой деталью, выполнявшей функции бортов и кормы. По уровню защиты башня нового танка не отличалась от корпуса и состояла из листов толщиной до 100 мм.

Компоновка танка VK 4501(P) должна была полностью заимствоваться из предыдущего проекта. В передней части корпуса помещались агрегаты электрической трансмиссии и некоторые механические устройства, за которыми помещалось отделение управления. Центр корпуса вмещал боевое отделение, а силовая установка располагалась в корме.

Бронемашина типа VK 3001(P) оснащалась двумя бензиновыми двигателями мощностью по 210 л.с. Для компенсации роста боевой массы танк нуждался в более мощных двигателях. В рамках проекта VK 4501(P) был разработан новый карбюраторный двигатель Typ 101. От предшественника это изделие отличалось в полтора раза большим объемом и мощностью 310 л.с. Два новых двигателя должны были помещаться в кормовой части корпуса. Рядом с ними располагались два электрогенератора Siemens sGV 275/24 мощностью 275 кВт каждый. При помощи набора кабелей электроэнергия подавалась на электромоторы Siemens D1495a, помещенные в передней части корпуса. Через бортовые передачи электрические двигатели вращали передние ведущие колеса.

Перспективный тяжелый танк сохранил основные принципы управления, предложенные в предыдущем проекте. Механик-водитель мог изменять параметры работы двух бензиновых двигателей, однако основным средством управления был набор систем, позволявших изменять параметры тока, подаваемого на тяговые электродвигатели. Бензиновые двигатели при этом могли работать в одном и том же режиме.


Опытное шасси с весовым имитатором башни на испытаниях. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

Ходовая часть с доработками заимствовалась у предыдущего танка. Было предложено использовать по шесть сдвоенных опорных катков большого диаметра на каждом борту. Авторы проекта отказались от использования резиновых бандажей, но сохранили общую архитектуру ходовой части. Катки блокировались попарно, а их тележки устанавливались на торсионах. Для экономии места внутри машины торсионы помещались снаружи, а также размещались вдоль корпуса. Ведущие колеса помещались в передней части шасси с заметным превышением над опорными катками. В корме имелись направляющие колеса. Верхняя ветвь гусеницы лежала на опорных катках, не нуждаясь в поддерживающих роликах. Для танка VK 4501(З) было разработано два варианта гусениц. Изделие шириной 500 мм предназначалось для транспортировки техники по автомобильным и железным дорогам, а для эксплуатации в полевых условиях следовало применять 600-мм гусеницу.

Основное вооружение танка должно было помещаться во вращающейся башне. Изначально в качестве «главного калибра» предполагалось использовать перспективное 88-мм орудие. Расчеты показывали, что для такой танковой пушки необходимо увеличить размеры боевого отделения, а также довести диаметр погона до 2 м. Из-за специфической координации работы разных предприятий и заказчика появился заказ на разработку башни под погон меньшего диаметра, которая могла нести лишь 75-мм пушку. В дальнейшем проблемы с боевым отделением были решены, а заказчик и разработчик выбрали требуемый тип .

Основным вооружением тяжелого танка «Тип 101» решили сделать танковую пушку 8,8 cm KwK 36 со стволом длиной 56 калибров. Это орудие соответствовало требованиям заказчика относительно боевых качеств, а также имело приемлемые габариты и могло быть установлено на перспективном танке. Пушку предлагалось комплектовать бинокулярным телескопическим прицелом и устанавливать на качающейся системе. С помощью приводов поворота башни обеспечивалось круговое горизонтальное наведение. Углы возвышения менялись от -9° до +18°.


Проверка шасси на пересеченной местности. Фото Aviarmor.net

На одной установке с орудием предлагалось монтировать спаренный пулемет MG 34 калибра 7,92 мм. От второго пулемета в установке лобового листа корпуса изначально решили отказаться. Впоследствии установку корпуса все же ввели в проект. Управлять спаренным пулеметом должен был наводчик орудия, курсовым – стрелок-радист. Также в распоряжении экипажа могло иметься несколько пистолетов-пулеметов, используемых в качестве оружия самообороны.

За счет увеличения размеров корпуса и боевого отделения в танке удалось разместить достаточно крупные и объемные стеллажи для боеприпасов. Боекомплект 88-мм орудия мог состоять из 64 снарядов. Для использования с пулеметом предлагалось транспортировать свыше 4300 патронов. Также имелось место для перевозки шести магазинов к пистолетам-пулеметам с 192 патронами.

Экипаж танка VK 4501(P) / Typ 101 должен был состоять из пяти человек. В передней части корпуса располагались механик-водитель и радист. Они могли наблюдать за обстановкой при помощи люков в лобовом и скуловых листах корпуса. На их рабочих местах имелся набор всех необходимых органов управления. Так, водитель имел средства управления машиной, а радист располагал радиостанциями двух типов.


Изучение техники. Фото Чемберлен П., Дойл Х. "Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны"

В башне имелись места для наводчика, командира и заряжающего. Командир мог вести наблюдение через набор смотровых приборов на собственной башенке. Аналогичными системами, но с меньшими углами обзора располагал заряжающий. Наводчик должен был использовать имеющийся на его месте прицел. В крыше башни и на башенке предусматривались два люка для доступа внутрь машины.

Интересной особенностью нового проекта была эргономика боевого отделения и необычный способ посадки экипажа на свои места. По ряду причин технического характера башня танка была максимально сдвинута вперед, из-за чего ее лобовая часть перекрывала крышу отделения управления, не позволяя оснастить ее люками. В результате весь экипаж танка должен был попадать внутрь машины только через два люка в крыше башни. Сначала в танк следовало садиться водителю и радисту, затем в него должны были забираться наводчик, командир и заряжающий. Высадку предлагалось производить в обратном порядке.

Рост защиты и огневой мощи привели к увеличению габаритов и боевой массы. Длина танка «Тип 101» по корпусу составляла 6,6 м, с учетом орудия – 9,34 м. Ширина достигла 3,4 м, высота – 2,8 м. Боевая масса значительно превысила требуемые 45 т и дошла до 57 т. При таком росте веса танк, по расчетам, должен был развивать скорость до 35 км/ч. Запас хода не превышал 105-110 км.


Танк с башней на трассе. Фото Aviarmor.net

Предварительный вариант проекта VK 4501(P) был готов к концу июня 1941 года. Вскоре появился документ, оговаривавший график выполнения последующих работ. Также в этот период проекту присвоили дополнительное название Tiger. Впоследствии, во избежание путаницы с конкурирующим проектом фирмы Henschel, танк от «Порше» стали именовать Tiger(P). Также сохранялись имевшиеся обозначения. Подписанные документы помимо прочего оговаривали участие в проекте различных фирм-субподрядчиков, от которых требовалась поставка тех или иных комплектующих.

По имеющимся данным, к концу июля 41-го были подписаны несколько соглашений о поставке значительного количества комплектующих для новых танков. Так, в течение заданного периода фирма Krupp должна была собрать и отправить на сборку 100 корпусов и такое же количество башен для танка Tiger(P). В соответствии с этими контрактами и утвержденным планом, сотня новых бронемашин должна была отправиться заказчику с весны по осень 1942 года. Также существует распространенное мнение, согласно которому сборка первой крупной партии танков была запущена по самовольному решению Фердинанда Порше, однако оно противоречит иным сведениям.

Сборка броневых корпусов для танков VK 4501(P) стартовала в самом конце 1941 года. Производство таких изделий продолжалось до середины 42-го. Первые башни, в силу разных причин, были выпущены только в середине весны 1942 года, после чего удалось начать сборку опытных машин. Согласно имеющимся данным, в рамках первого заказа в общей сложности было построено не более 65 шасси и лишь 15 башен, из которых собрали только 10 опытных образцов.


Транспортировка VK 4501(P) по железной дороге. Фото Wiki.warthunder.ru

Первый опытный экземпляр перспективного тяжелого танка вышел на испытания в конце зимы 1942 года. Ввиду отсутствия требуемого боевого отделения было принято решение не оснащать имеющееся шасси башней, вместо которой следовало применять весовой имитатор. Шасси продемонстрировало не слишком высокие характеристики подвижности. Также имелись проблемы с работой отдельных агрегатов. Первый прототип плохо показал себя в ходе заводских испытаний, из-за чего был отправлен на доработку. Вместо него заказчику для испытаний представили следующую машину опытной партии в аналогичной комплектации.

К этому времени были выявлены недостатки отдельных элементов бронемашины. Так, двигатели нового типа имели недостаточную надежность и не выдерживали длительную работу на максимальной мощности, которая могла приводить к разрушению их деталей. Также разработчиков и заказчика не устроила конструкция башни, которую следовало улучшить. В течение мая 1942 года был сформирован объемный список необходимых изменений, которые следовало внести в те или иные узлы и агрегаты машины.

Изначально заказчик рассматривал тяжелый танк от фирмы Porsche в качестве фаворита имеющейся программы. Тем не менее, по мере проведения испытаний мнение специалистов армии менялось. Со временем более многообещающей разработкой стал считаться танк VK 4501(H). В начале июля 1942 года был составлен отчет о проведении совместных испытаний двух бронемашин, в котором отмечались преимущества танка Tiger(H). На доработку конкурирующей машины, по подсчетам специалистов, требовалось не менее года. Из-за этого ее посчитали непригодной к принятию на вооружение и серийному производству.


Танк с башней в поле. Фото Wikimedia Commons

К моменту окончания испытаний руководство нацистской Германии пришло к выводу о невозможности параллельного строительства двух тяжелых танков разных типов. Промышленность была загружена массой других заказов, из-за чего следовало сделать выбор. После появления отчета об испытаниях решение стало очевидным, однако дальнейшая судьба двух тяжелых танков должна была определиться при помощи дополнительных испытаний. В середине ноября состоялись сравнительные испытания двух танков, в ходе которых обе представленные машины показали не только преимущества, но и недостатки. Тем не менее, танк от «Хеншель» показал себя лучше, чем его конкурент.

Разработку фирмы Henschel решили поставить в серию, тогда как дальнейшее развитие проекта Typ 101 сочли бесперспективным. Вскоре танк VK 4501(H) был принят на вооружение под названием Panzerkampfwagen VI Tiger. Проект Tiger(P) был закрыт за отсутствием перспектив 22 ноября 42-го. Официальный документ о таком завершении проекта был подписан чуть позже, в декабре. К этому времени было построено восемь опытных машин, отличавшихся друг от друга комплектацией, оснащением, предназначением и т.д. Кроме того, для испытаний построили два корпуса, не оснащенные внутренними агрегатами.

10 декабря армия потребовала разработать два варианта модернизации имеющегося танка с использованием новых двигателей и агрегатов трансмиссии. Танк Typ 130 должен был получить один двигатель Maybach HL 120TRM вместо двух отдельных моторов, а проект Typ 131 подразумевал замену электрической трансмиссии гидравлическими системами. После завершения разработки обновленных проектов планировалось перестроить по ним некоторое количество имевшихся в наличии шасси VK 4501(P). В дальнейшем новые двигатели получили почти все построенные бронемашины.


САУ Elefant / Ferdinand. Фото Wikimedia Commons

Построенная техника использовалась в различных целях. Так, опытные образцы «Типа 101» использовались в разных новых проектах в качестве платформы для отработки новых идей и решений. Один из танков в полной комплектации, получивший башню и вооружение, по некоторым данным, весной 1944 года был отправлен на Восточный фронт для испытаний в условиях реальных боевых действий. Эта машина использовалась до середины лета, когда была уничтожена в ходе одного из боев.

После закрытия проекта было решено достроить заложенные шасси типа VK 4501(P), а также использовать их в качестве основы для новой техники. В общей сложности было собрано 90 шасси, которые в ходе достройки и модернизации оснащались двигателями нового типа. В дальнейшем эти шасси были использованы при строительстве самоходной артиллерийской установки Sturmgeschütz mit 8,8 cm StuK 43 или 8,8 cm StuK 43 Sfl L/71 Panzerjäger Tiger (P) с 88-мм противотанковой пушкой PaK 43. В дальнейшем эти машины получили широкую известность под названием Elefant / Ferdinand.

Проект тяжелого танка Porsche VK 4501(P) / Typ 101 не дал реальных результатов. Было построено несколько опытных машин, а также значительное число шасси предсерийной партии. При этом в армию попал лишь один танк в полной комплектации, которому удалось в течение некоторого времени участвовать в войне на Восточном фронте. Прочие предсерийные образцы до определенного времени простаивали без дела, после чего было решено использовать их при строительстве новых САУ. После такой переделки имевшихся шасси производство VK 4501(P) не продолжалось за ненадобностью. Фирме Henschel удалось создать более удачный вариант тяжелого танка, который после доводки был принят на вооружение и отправлен в серийное производство. В дальнейшем фирмой Porsche была предпринята попытка улучшить имеющийся проект, однако уже было слишком поздно для исправления имеющейся ситуации.

По материалам:
http://achtungpanzer.com/
http://aviarmor.net/
http://panther-panzer.de/
http://vn-parabellum.narod.ru/
Чемберлен П., Дойл Х. Полный справочник немецких танков и самоходных орудий Второй мировой войны. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
Барятинский М.Б. Тяжелый танк «Тигр» // Бронеколлекция. 1998. №6.

13-12-2016, 11:23

Доброго времени суток и добро пожаловать на сайт! Друзья, сейчас мы поговорим о настоящем немецком качестве, которое в нашей игре подвергается серьезному испытанию. Речь пойдет о немецком тяжелом танке седьмого уровня и это Tiger (P) гайд .

Данная машина прокачивается по ветке, которая завершается легендарным, сверхтяжелым немецким танком Maus, а стало быть, Tiger (P) ТТХ также должны славиться своей броней. Отчасти это утверждение верно, но так ли все серьезно на самом деле?

ТТХ Tiger (P)

Для начала, каждый, кто решил выкатывать этого тяжа в бой должен знать, что на нашей стороне свойственный немецкой технике увеличенный запас прочности и что немаловажно, хороший базовый обзор в 380 метров.

Если же рассматривать Tiger (P) характеристики бронирования, по задумке, в наших руках действительно должен оказаться крепкий танк и он действительно гораздо крепче обычного тигра. Однако все относительно и заявленная 210-миллиметровая толщина бронеплит тут только в двух плоскостях, отмеченных красным цветом. Если довернуть корпус, мы действительно сможем уверенно сдерживать одноклассников, но многие танки восьмого уровня и уж тем более девятки, пробивают нас довольно легко. Тем более что щеки у Tiger (P) World of Tanks , отмеченные оранжевым, вообще имеют толщину всего 80 мм и выпирают очень сильно.

Если говорить о защищенности башни, снова наблюдается какая-то неразбериха. Маска орудия представляет собой сплошной экран, но ее тоже довольно часто шьют, а иногда даже машины уровнем ниже. Но самой большой проблемой башни заслуженно считается огромная командирская башенка. Другими словами, тяжелый танк Tiger (P) вроде бы имеет броню во лбу, а вроде бы и нет.

Касательно боковой проекции также есть что сказать. Борта у нас имеют толщину 80 миллиметров, что позволяет этому аппарату уверенно танковать при постановке корпуса ромбом. Но будьте осторожны, если довернете слишком сильно, приведенка снизится, а в левой передней части корпуса расположена уязвимая боеукладка.

Стоит также отметить, что Tiger (P) танк большой, высокий и длинный, спрятать такой сарай порой бывает очень нелегко, да и артиллерия любит выбирать нас своей целью.

Отдельного внимания удостаивается подвижность нашего тяжа. Назвать его сверхмедленным было бы неправильно, однако, максималка у него посредственная, из-за большого веса динамика сильно проседает, да и маневренность у Tiger (P) WoT слабая, так что еще раз вспомним про арту.

Орудие

Ну что же, если в плане общих характеристик машина не слишком хороша, скорее всего, пушка у нее будет достойная. Отчасти так и есть, немецкое вооружение всегда славится своей точностью и не только.

Tiger (P) орудие на фоне стволов одноклассников не выделяется большим альфастрайком, но скорострельность у нас нормальная, так что наградой становится примерно 2000 единиц урона в минуту без досылателя и перков.

По-настоящему выделяется наша пушка своими параметрами пробития, на самом деле, тяжелый танк Tiger (P) World of Tanks может достойно воевать даже против девяток, не используя голду. Но если вы хотите больше комфорта, лучше возить с собой 10-20 подкалиберов.

Среди параметров комфорта стрельбы особенно хотелось бы отметить приятный разброс и отличную конечную точность. Вот только сводится Tiger (P) WoT не так быстро, как хотелось бы, а еще пушка гнется вниз всего на 6 градусов, что тоже не предел мечтаний.

Преимущества и недостатки

Чтобы игра на танке проходила более уверенно, вы знали, на какие его качества можно рассчитывать, а какие стороны лучше не показывать врагу, необходимо выделить основные преимущества и недостатки Tiger (P) WoT , чем мы сейчас и займемся.
Плюсы:
Большой запас прочности;
Хорошая лобовая броня при бое вверху списка;
Неплохой обзор;
Высокая точность орудия;
Неплохой урон в минуту;
Отличные параметры пробития.
Минусы:
Сарайные габариты;
Броня слабая при бое внизу списка;
Плохая подвижность;
Маленький альфастрайк;
Посредственные комфортные УВН.

Оборудование для Tiger (P)

Разумеется, очень важно перед выходом в бой укомплектовать свою боевую машину дополнительными модулями, в каком-то смысле, это даже может повлиять на исход сражения. Таким образом, на тяжелый танк Tiger (P) оборудование лучше поставить следующее:
1. – сделает из нас еще более грозного противника, ведь благодаря этому модулю неплохо возрастет скорострельность и ДПМ.
2. – как уже говорилось ранее, у этого танка не самая лучшая скорость сведения, улучшив ее, будете результативнее реализовывать урон.
3. – у нас уже есть хороший обзор, а сделав его еще лучше, мы получи преимущество над одноклассниками и сможем не отставать от более высокоуровневой техники.

Как это часто бывает, третьему пункту есть хорошая альтернатива – . Да, мы потеряем в дальности обзора, но зато приобретем еще больше огневой мощи, что также имеет смысл.

Обучение экипажа

Правильный выбор умений для сидящих внутри машины танкистов является еще более важным и ответственным моментом. Для Tiger (P) перки стоит подбирать так, чтобы повысить живучесть нашего танка, все-таки это тяж, увеличить его общие параметры, а также не будет лишним сделать орудие еще более комфортным:
Командир – , , , .
Наводчик – , , , .
Механик-водитель – , , , .
Радист – , , , .
Заряжающий – , , , .

Снаряжение для Tiger (P)

Разумеется, без расходников в бой выезжать тоже нельзя, особенно учитывая тот факт, что в наших руках тяжелый танк, призванный сдерживать натиск врага, так что как минимум , и купить нужно обязательно. Но еще больше уверенности, а в случае необходимости и надежности, можно получить только, если возить на Tiger (P) снаряжение из , , . Кстати, последний можно заменить на , хуже не будет.

Тактика игры на Tiger (P)

Учитывая все сказанное выше, сильные и слабые стороны нашего немца, стиль игры на нем в корне отличается в зависимости от того, в какой бой мы попали.

Когда речь идет о бое вверху списка, на Tiger (P) тактика ведения боя сводится к доминированию. Мы, как и положено тяжелому танку, можем смело ползти на передовую и сдерживать врага своей броней, обязательно доворачивая корпус, пританцовывая и уходя в укрытия на время перезарядки.

Если же говорить о сражении внизу списка, немецкий тяжелый танк Tiger (P) WoT становится гораздо менее грозным. Тут нас легко будут пробивать очень многие и по этой причине лучше оставаться за спинами более крепких союзников, отыгрывая роль поддержки.

Не менее результативно можно вести бой на больших дистанциях, пушка у Tiger (P) World of Tanks меткая, благодаря хорошему пробитию способна разить врага, если выцеливать уязвимые точки или заражать голду.

Но в любом случае, вы всегда должны отслеживать ситуацию вокруг себя. Нельзя вступать бой с превосходящими силами противника в невыгодной для себя позиции, враги просто могут вас закрутить. Помните также, что Tiger (P) танк имеет слабую подвижность, так что выбирать направление нужно тщательно, но особенно стоит бояться артиллерии.

Здравствуйте дорогие читатели, в данной статье мы рассмотрим один из наиболее мощных танков на 7-м уровне – немецкий шедевр доктора Фердинанда Порше, который так и не был принят на вооружение из-за дороговизны, сложностей в конвейерном производстве и из-за ряда технических особенностей, которые в условиях динамично меняющейся военной обстановки проблематично было воплотить в жизнь. В любом случае, в виртуальном мире «World of Tanks» такие вещи как технические неурядицы с трансмиссией, сложное строение ходовой и тому подобное не имеют такого решающего значения, как в реальной. Поэтому мы с вами имеем возможность управлять этой грандиозной боевой машиной – только подумайте 200-мм бронирования во лбу и это на седьмом уровне! Если бы не нерф машины несколько патчей назад, то ее смело можно было бы поднимать на уровень выше, она и там бы себя чувствовала уверенно. Вы не поверите, но когда танк только вышел, то его в лоб через раз не мог пробить даже «Е-100». Представьте, какой шок был у владельца топовой машины, когда он не смог пробить нечто загадочное 7-го уровня. В любом случае, такие вот владельцы и запросили нерф танка у разработчиков, так что имеем мы сейчас примерно 60% той прочности брони, что была у танка на момент его появления в игре.

Историческая справка

26 мая 1941 года Адольф Гитлер приказал Доктору Porsche и компании Henschel разработать прототипы нового тяжёлого танка. Компании Krupp было дано задание разработать башни как для прототипа Porsche, так и для прототипа Henschel. Henschel принял за основу для своего Tiger предыдущие прототипы VK3001(H) и VK3601(H), а Porsche воспользовался проектом VK3001(P)-Leopard. Ни один из тех прототипов не был запущен в производство, но их разработка дала ценный опыт, и для ускорения создания нового прототипа VK4501(P) были взяты и модифицированы компоненты и шасси прошлого проекта Porsche — VK3001(P). Подвеска состояла из шести дорожных колёс без использования возвратных поддерживающих роликов. Tiger(P) оснащался двумя бензиновыми двигателями воздушного охлаждения Porsche Typ 101/1, установленными в задней части корпуса. Бензиновые двигатели приводили в действие электрогенераторы, которые, в свою очередь, питали два электромотора, которые вращали ведущие колёса траков. Двигатели оказались с заводским браком, были отремонтированы, но так и остались ненадёжными. В то же время электрическая система использовала много меди, которая была стратегическим военным материалом. Приводное колесо располагалось сзади, вместо общепринятого переднего расположения. Электрическая трансмиссия была практически без изменений взята с прототипа VK3001(P). Бензино-электрическая схема привода имела множество проблем (например, возгорание двигателя), а её большой вес ограничивал проходимость Tiger(P) по бездорожью. На мягком грунте прототип часто застревал и буксовал, и его приходилось вытаскивать с помощью эвакуационных машин.
19 апреля 1942 года оба прототипа (Porsche и Henschel) прибыли на железнодорожную станцию рядом с Растенбургом (Rastenburg) и затем отправились своим ходом в город. До него было всего 11 км, но обе машины за время марша успели сломаться по несколько раз. В 11:00 20 апреля 1942 года прототипы были показаны Адольфу Гитлеру (на его День Рождения), который в это время находился в своём бункере Wolfschanse (в Восточной Пруссии). Испытания были назначены на июль, но уже предварительные тесты показали, что Tiger(P) очень далёк от идеала. Но из-за недостатка времени даже проведённая модернизация так и не помогла полностью избавиться от недостатков конструкции. Оба, и VK4501(P) и VK4501(H), были вооружены мощным 88мм. орудием KwK 36 L/56 разработанным на основе зенитного орудия Flak 36 L/56. Изначально Krupp разработал башню для прототипа Porsche, но затем она была модифицирована, и использовалась компанией Henschel для своего VK4501(H). Tiger(P) имел башню, установленную в передней позиции, что представляло неудобство и опасность при действии танка в стеснённом пространстве. В июле 1942 года оба прототипа были интенсивно испытаны в танковой школе в Berka (Германия). VK4501(P) испытаний не выдержал, тогда как VK4501(H) компании Henschel все тесты прошёл с успехом. Основной причиной проигрыша VK4501 Porsche стала слишком сложная система привода и управления, которая была склонна к частым поломкам и требовала длительного обслуживания. Также Tiger(P) был длиннее своего конкурента, что делало его менее манёвренным. Porsche также высказал предложение вооружить в дальнейшем Tiger 150мм. орудием KwK L/37 или 100мм. L/70, но это так и не было реализовано. В июле 1942 года прототипVK4501(H)-Henschel был принят и пошёл в производство. В июле 1942 года компанией Nibelungenwerke было изготовлено всего пять экземпляров Tiger(P), а в августе того же года его производство было полностью прекращено. Но даже после прекращения производства танка Tiger(P), продолжалась сборка 90 ранее заказанных шасси этой машины. Несомненным их плюсом было то, что двигатели имели воздушную систему охлаждения, а значит, производство таких шасси было проще. Но вновь выявившиеся технические проблемы послужили причиной остановки и этого производства. Пять полностью собранных Tiger(P) были использованы в тренировочных целях на заводе в Доллершейме (Dollersheim), в Австрии. С августа по сентябрь 1943 года три из них были переделаны в восстановительные машины, под обозначением Bergepanzer Tiger(P).


Единственный из пяти Tiger(P) принял участие в боевых действиях как командирский танк в составе 653-го schwere Heeres Panzerjager Abteilung и воевал на Восточном фронте под командованием гауптмана Гриленберга (Hauptmann Grillenberg (№003)) в середине-конце 1944 года. 22 сентября 1942 года было принято решение об использовании 90 готовых шасси для производства тяжёлой самоходной установки — истребителя танков Ferdinand/Elephant. Приняв во внимание опыт уличных боёв в Сталинграде, 22 ноября 1942 года Гитлер разрешил изготовить один Rammtiger — машину по расчистке баррикад и завалов. Porsche завершил разработку машины 7 декабря 1942 года, а 5 января 1943 года Адольф Гитлер решил, что три готовых шасси прототипа VK4501(P) должны быть модифицированы и переделаны в Rammtiger / Raumpanzer Tiger(P). Эта легковооружённая (пулемёт MG34) машина имела стандартный корпус VK4501(P) с установленной на нём надстройкой с сильнонаклоненными плоскостями с укреплённым спереди «плугом» (ploughshare). Наклонные плоскости надстройки были сделаны с тем расчётом, чтобы обломки конструкций свободно сваливались с машины. В мае 1943 года были готовы три надстройки, а машины были собраны к августу того же года, но они так и не приняли участия в боевых действиях, вероятно оставаясь до конца войны на территории завода компании Nibelungenwerke. Другой источник утверждает, что к моменту, когда проект был закрыт, была изготовлена только уменьшенная (1:10 или 1:15) модель такой машины, а три шасси были использованы так, как планировалось раньше.

Общие характеристики

Традиционно обзор мы начнем с поэтапного рассмотрения характеристик основных модулей, а потом коснемся вопросов доходности и использования специальных навыков и модулей.

Броня

Броня это конкурентное преимущество данного танка, на средних и дальних дистанциях его почти невозможно пробить танкам ниже уровнем или равного уровня, и даже тяжелые танки 8-го уровня часто испытывают проблемы. Лобовая броня у «Tiger (P)» очень крепкая, а что касается корпуса, то можно сказать что монолитная, так как даже при попаданиях с гнезда пулемета и смотровую щель далеко не всегда проходит урон. В самом крепком месте у нас 200-мм брони – это фронтальная часть корпуса, но 120-мм башня имеет особенность гасить часть попаданий с пробитием, так что урон не проходит, даже если формально было пробитие. Поэтому танки 7-го уровня и ниже для гарантии стараются целить в командирскую башню – она большая и урон проходит туда уверенно. Это значит, что нужно не стоять на месте и хоть немножко маневрировать, если речь идет о боях на коротких дистанциях, которые проходят в городских картах чаще всего. Еще одну особенность имеет корпус – это угловые скосы на корпусе – формально они призваны снизить вероятность пробития, но фактически они нам не помогают, скорее наоборот. Все дело в том, что опытные танкисты всегда стараются «ромбовать» в перестрелках – так меньше риск пробития и точность попаданий по нам ниже, кроме того есть шанс что ходовая погасит часть урона. Но именно в постановке ромбом эти маленькие уголки фактически становятся маленькими бронелистами, которые расположены к противнику под прямым углом и поэтому туда бьют те, кто поопытнее, поскольку знают, что урон в эти уязвимые точки проходит не хуже чем в командирскую башню.

Следующее слабое место это «панель приборов» или другими словами узкая полоска брони под прямым углом, где расположены смотровые щели и пулеметная точка. Место это слабое не только из-за наличия уязвимостей, но и потому что расположено под прямым углом – шанс рикошета стремится к нулю, а риск пробития увеличен за счет наличия уязвимостей. Одно только радует – даже в смотровую щель урон не всегда проходит, иногда снаряд застревает в слоях брони и мехвод отделывается лишь новыми подштанниками.

Рисунок 3. Башни для «Tiger (P)

Броня башни имеет одну особенность – лобовая часть фактически прикрыта одной большой бронеплитой, сверху этого расположена орудийная маска, плоска и прямая, полная противоположность того, что мы видели у советских танков или американских. Отсюда берутся неожиданные пробития без урона, впрочем, современные реалии повсеместного использования «голды» заметно снизили роль брони в танковых баталиях, порою доводя ситуацию до абсурда – как ни встань, как ни повернись – все равно тебя пробивают. Обратите внимание на еще одну особенность башни – обзор у нас всего 370 метров, вроде бы и немало, но развитию обзора нужно уделить внимание, либо установив модули или же обучив соответствующих танкистов требуемым навыкам.

Рисунок 4. Места пробития «Tiger (P), часть 1, вид — косоугольная проекция

Главное что нужно помнить – у нас достаточно слабая боковая и тыловая броня, не сказать что она совсем уж слабая, но далеко не ровня броне танков типа «КВ», а потому слишком разворачивать танк под удар ромбом не стоит – вас уверенно пробьют в борт, даже при условии, что при такой постановке вам будет очень сложно пробить в лоб. Поэтому старайтесь сохранять угол поворота не более 20-30 градусов – так вероятность пробития наименьшая, если вы имели опыт боев на ПТ-САУ «Фердинанд», то здесь то же самое – та же ходовая часть и практически аналогичные показатели бронирования, за исключением башни. Идеальный вариант это «танковать» из-за укрытия – так и борта прикрыты и можно выставлять корпус под углом к противнику не рискуя получить болванку в борт.

Рисунок 5. Места пробития «Tiger (P), часть 2, вид спереди и сбоку-сзади

Верхнюю часть бронелиста пробить очень сложно, в этом он похож на «ИС-2М» как две капли воды, кто стреляет туда, зачастую впустую расходует боеприпасы. С нижним бронелистом дела обстоят лучше, но при умелом «поигрывании» корпусом и постановке его ромбом ситуация усложняется – так танк пробить в НБЛ становится значительнее сложнее. Уж лучше стрелять в башню и рассчитывать, что 2 из 3-х попаданий пройдут с уроном, чем 3 из 4-х пройдут без урона или вообще не пробьют при стрельбе в НБЛ при постановке танка «ромбом». Если точность позволяет, то лучше целиться в скосы во фронтальной части корпуса – попасть сложно, но урон проходит с завидным постоянством. Проблема только в том, что скосы очень маленькие, хотя идиоты, которые на «Tiger (P)» ленятся маневрировать корпусом, попадаются достаточно часто, так что шансы все-таки есть.

О задней броне говорить нет смысла, она у всех танков достаточно слабая, кроме танков типа «КВ». Хотя у нас сбалансированные показатели бокового и кормового бронирования, тем не менее, корму беречь надо, так как там двигатель, а переднее расположение башни делает вас «удобной» целью для «клещей» (обход с флангов двух танков противника) и даже для одинокого, но быстрого среднего танка.

Масса и прочность

Масса танка 65,2 тонны максимум и прочность в топовой комплектации 1450 единиц. Это средний показатель, в тоже время большой вес защищает нас от тарана, а маленькая собственная скорость не позволяет этот таран использовать достаточно эффективно. Поэтому говорить о прокачке навыков и установке соответствующих модулей для тарана не стоит, а вот что стоит из этого комплекта взять, так это противоосколочный подбой. Дело в том что, несмотря на достаточно крепкую броню, танк страдает от артиллерии, впрочем, от нее все страдают. Собственно, ни для кого не секрет что артиллерия в игре носит назидательный характер и очень далека от реальности. Если бы САУ так здорово «грохали» танки на полях сражений, как это происходит в игре, то никто бы не придумывал ПТ-САУ, ПТО пехотные и штурмовую противотанковую авиацию – достаточно было бы вывести на позиции пяток САУ типа «Хуммель» и «СУ-8» и исход боя предрешен. В игре мы имеем дело с мистически точной и мощной артиллерией, то есть такой, которая появилась только в конце 20-го века, причем далеко не у всех стран. В общем, учитывая наличие «фантастической артиллерии» (то, что она творит по-другому не назовешь) ставьте себе подбой, чтобы он на целых 15% (чувствуете издевку) снизил урон от фугасов. Он немного бережет здоровье, гусеницы, а также помогает выжить в ближнем бою, когда нужно почистить сектор от вражеской артиллерии, а также несколько успокаивает фанатов тарана («Е-50» отличаются особой фанатичностью, но в этом случае они мало что получат, скорее наоборот).

Орудия

Орудий у «Тигра» предостаточно, причем в отличие от большинства стоковых танков он особо не страдает. Дело в том, что у нас есть на выбор 105-мм гаубица для фугасного огня и стрельбой мощными кумулятивами, а также есть великолепное 75-мм орудие, у которого один минус – маловат урон. А также у нас есть 88-мм орудие L/56, которое хуже топового по бронепробиваемости, но с «голдой» позволяет себя чувствовать вполне комфортно (к тому же у него перезарядка быстрее). Так что мучиться в стоке особенно не придется и прокачивать танк будет достаточно комфортно, более того, когда вы вверху таблицы то 75-мм и 88-мм пушки (не топовые) позволяют делать намного выше суммарный урон за бой, нежели на топовом орудии – скорострельность выше, а бронепробиваемости для такого типа боев предостаточно.

Рисунок 6. Орудия для «Tiger (P)»

7,5 см KwK 42 L/70 – данное орудие нам доступно практически сразу и в отличие от множества танков, которым приходится проходить мучительный период выхода из стокового состояния, нам же, благодаря этой пушке, все сходит с рук. Посудите сами – 150-мм пробитие и это со старта и при хорошей скорострельности и отличной точности. Единственный минус — всего 135 единиц урона, что несколько усложняет борьбу с очень живучими целями. Например, чтобы уложить такого «кабана» как «КВ-5» вам потребуется много выдержки, терпения и нервов и, причем, без голды тут тоже не обойтись, так как даже точные попадания в «башенку» обычными ББ не приводят к желаемому результату;

8,8 см KwK 36 L/56 – данное орудие доступно сразу после вышеуказанного. Имеет значительно больший урон – 220 единиц против 135 единиц 75-мм орудия, также значительно ниже скорострельность – 9,2 против 13,3 в/м. Причем пробиваемость базовым ББ составляет 132-мм против 150-мм 7,5 см орудия, а также значительно ниже показатель бронепробиваемости голд-снарядами – 171-мм против 194-мм. В общем, использовать это орудие дело спорное, так как показатели бронепробиваемости достаточно слабые, а скорострельность ниже, чем у вышеописанного орудия и при этом нет возможности «голдой» нормально пробивать тяжелые цели. Собственно из плюсов только достаточно неплохой урон – 220 единиц и умеренная скорострельность (больше чем у топового орудия);

10,5 см KwK 42 L/28 – 105-мм орудия гаубичного типа стали популярны после того, как ввели покупку голд-снарядов за серебро. Благодаря этому можно использовать сверхмощные кумулятивы, которые пробивают 150-мм брони и наносят 350 единиц прочности. Само по себе орудие не несет в себе каких-то особенных преимуществ, особенно после дикого нерфа фугасов. Толку от фугасов стало мало, этими ОФ снарядами можно теперь атаковать только низкоуровневые цели, на которые достаточно использовать лишь низкоуровневые пушки. Скорострельность и точность орудия оставляют желать лучшего, а использование что обычных ББ, что стандартных ОФ снарядов имеет слишком низкую эффективность. Только использование кумулятивов является эффективным, и хотя такая стратегия приносит немало опыта, но она очень накладна по части игровых финансов (сейчас ситуация изменилась — КС понерфили пробой в 1,5 раза, так что встал вопрос о смысле присутствия этого орудия в ветке развития, так как боевая эффективность «фугасницы» оставляет желать лучшего);

8,8 см KwK 43 L/71 – топовое орудие, обладающее отменными характеристиками по бронепробиваемости, точности и урону. Единственный минус орудия — это относительно низкая скорострельность, плюс у этого орудия на 6 сотых секунды больше скорость сведения на цель. У орудия потрясающе высокая бронепробиваемость базовым ББ снарядом – 203-мм, одно «но» — голд-снаряды пробивают 237-мм брони в среднем и разница тут незначительная (по сравнению с рядом других орудий). В любом случае, в большинстве ситуаций можно обходиться просто обычными ББ снарядами и это позволяет нам экономить немало средств почти без потерь для боевой эффективности. Скорость сведения в 2,9 секунды подразумевает желательную установку модуля «Усиленные приводы наводки», так как точность это наше главное конкурентное преимущество, а из-за долгого сведения мы будем ничем не лучше чем советские «ИСы» и «КВ-1С».

Всегда помните о том, что у вас преимущество в точности перед большинством танков в игре в целом и тем более перед теми, с которыми чаще всего сталкиваетесь. К тому же у нас чрезвычайно высокий показатель бронепробиваемости обычным ББ снарядом – 203-мм в среднем. Это значит, что вы должны стрелять с любых дистанций, причем предпочтительно с дальних – в дистанционном бою нам нет равных. Высокая начальная скорость снаряда и точность подразумевают то, что мы сможем поражать танки противника даже на больших дистанциях и даже в движении и достаточно часто. Любая цель, которую нам подсвечивают на дистанции более 400-т метров, не является сложной, так как в отличие от «ИСов» и прочих танков с неточными орудиями, для нас попасть в столь далекую цель не является невыполнимой задачей. На коротких дистанциях старайтесь бить по слабым местам – противники почти всегда наносят больше урона за раз чем мы, но они и близко не стоят по уровню способности точно бить по слабым точкам, просто потому что орудия у них значительно менее точные.

Всегда выезжайте из-за укрытия на небольшой скорости, маленькими рывками – так вы сможете вовремя заметить противника и если он на вас свелся, то резко сдать назад. С другой стороны, так вы сможете уменьшить разброс и после короткой остановки быстро свестись на цель.

Скорость и маневренность

Это одно из самых слабых мест данного танка – он действительно очень медленный и неповоротливый. Конечно, это не «Маус» или «Т95», но все же для ТТ 7-го уровня он медлителен, больше всего он по этим характеристикам схож с «КВ-2» — медленно набирает скорость, медленно поворачивает и сильно теряет в скорости на мягких грунтах и подъеме в гору.

Этой слабостью любят пользоваться всякие шустрые СТ, которые так и норовят заехать вам во фланг и тыл. Честно говоря, уйти от «хоровода» было куда проще на обычном «Тигре». На этом же «кабане» лучше никуда не лезть или же прости взводных вас прикрыть. Если «Т71» удалось к вам приблизиться, то считайте что у вас проблемы. Так что берегите корму, господа, с нашей унылой маневренностью будет очень сложно подловить быстрый и маневренный вражеский легкий или средний танк, которому удалось заехать к нам во фланг. Опять же, на классическом «Тигре» обломать «круговод» в равной дуэли с СТ и даже ЛТ было не очень сложно. Достаточно было иметь опытный экипаж (хотя бы 100%), вентиляцию и прямые руки, на «Тигре Порше» даже со всем этим, плюс высокооктановый бензин у вас возникнут трудности. Кстати, фронтальное расположение башни только усугубляет проблему, позволяя противнику чувствовать почти безнаказанно, если ему удается заехать к вам в корму. На обычном «Тигре» можно было развернуть башню на 45 градусов и далее крутить корпусом вслед за противником и все – большинство танков не могло уйти от нашего огня, даже такие быстрые как «М4А3Е8». Собственно, чего мы хотим, ведь у нас скорость поворота ходовой всего 22 град/сек.

Рисунок 7. Ходовая часть «Tiger Porshe» (2 – стоковая, 1 – топовая)

При этом у обычного «Тигра» -24 град/сек, притом, что сам по себе он намного быстрее и имеет в комплекте великолепные и очень мощные двигатели. Когда я ездил на обычном «Тигре» я особо не опасался, что меня закружат и скажу честно, это мало кому удавалось, теперь же, на «Tiger (P)» я стараюсь не лезть особенно вперед, если не уверен в том, что мне не зайдут во фланг. С другой стороны, мы с вами имеем возможность «играть» лобовой броней, которой 200-мм, правда в последних патчах сильно урезали прочность башни (теневую конечно, формально цифры такие же), так что особенно рассчитывать на маску плюс родную броню башни не стоит, для танков 8-го уровня это уже вообще не проблема. Но все дело в том, что разработчики считают «Тигр Порше» очень и очень сильным танком (с какого перепуга?), а потому «очень радуют» нас боями с танками 8-9-го и даже 10-го уровня, причем с завидной частотой. Ну что же, скажем им большое спасибо и будем уныло плестись в хвосте колонны, так как по-другому играть на нем невозможно, ведь для таких боев 200-мм брони это уже не аргумент, а скорости нам явно не хватает для маневренного боя. Радует тут только одно – орудие достаточно точное и если бить по болевым точкам, то можно более-менее успешно существовать в таких боях.

В топе у нас 670-тисильный двигатель «2-х Порше Тип 100/3», с ним мы уже более проворно ездим по мягким грунтам, быстрее взбираемся в гору и разворачиваемся, но все равно мы не ровня классическому «Тигру», который с топовыми двигателями становится почти как натуральный средний танк. Оно и не удивительно, во-первых двигатель «Maybach HL234» с мощностью 870 л.с., во-вторых – собственный вес танка почти 59 тонн, что на 1,5 тонны меньше чем у детища доктора Порше, плюс более верткая ходовая часть. По сумме этих факторов, ключевым из которых является великолепный двигатель от Майбах, мы существенно уступаем «Тигру» по части скорости маневренности, притом, что по номинальным цифрам мы его превосходим. Максимальная скорость у обычного «кота» — 30 км/час, а у кота от доктора Порше – 35 км/час, и толь в части топовых ходовых обычный «Тигр» на 2 градуса в секунду быстрее разворачивается (22 vs. 24).

Но не нужно впадать в уныние, ведь мы можем противопоставить этому мощную броню. Поверьте, два «Tiger (P)» могут намертво закрыть улицу, а вот обычный «Тигр» нет, так как легко пробивается в лоб орудиями 7-го уровня и также неплохо пробивается орудиями 6-го уровня и некоторыми образцами 5-го уровня. Так что используйте скорость (я имею ввиду линейную скорость, которая у Порше достаточно неплохая), чтобы быстрее занять ключевые позиции и если вы в топе, то вы там можете очень многих положить, или вовсе сорвать атаку противника. Главное берегите тыл, горят немцы неплохо, а при попадании сзади в двигатель совсем хорошо, так что не подставляйтесь.

Радиостанции

Что можно особого сказать о немецких радиостанциях? Особенно ничего, кроме того, что им достаточно рано становится доступной великолепная модель «FuG12» с дальностью связи 710 метров. Это дальности всегда хватает, а для немецких ТТ ее хватает с лихвой, так как нам вовсе не обязательно знать, что происходит в другом углу карты, так как мы туда все равно не успеем. В общем, быстрее проходите «FuG7», так как 415 метров это все-таки маловато, а вот 710 это уже то что нужно, кроме того эту модель мы потом можем использовать на очень многих немецких танках.

Тактика и модули

Тактику я вам уже кратко описал по мере изложения материала статьи. Тактика простая – занимаете ключевые точки и в зависимости от ситуации или держите оборону или осторожно продавливаете фланг. Не забываете «вилять», так вероятность пробития становится намного ниже, даже при попадании в башню. Учтите, что мощные танки 8-го уровня не будут особенно раздумывать и целить вам в уголки или НБЛ, они просто будут бить в большую и достаточно слабую башню. Вша задача не подставлять ее под прямой удар, то есть вилять и «доворачивать» ее немного в сторону, чтобы удар приходился вскользь. В остальном все просто – мощная лобовая броня и отличное, точное орудие позволят вам наносить достаточно урона, чтобы влиять на исход матча, главное не спешите – стоит врагу заехать вам во фланг и все ваши преимущества нивелируются.

По части модулей я бы рекомендовал оптику, вентиляцию и мокрую боеукладку. Объясню почему – плохой обзор компенсирует оптика, низкую маневренность компенсирует вентиляция (плюс бонусы к целому ряду показателей, в том числе перезарядка и сведение), а частый вылет боеукладки делает выбор модуля «Мокрая боеукладка» более важным, нежели «Досылатель», так как лишние пару секунд мы можем отыграть мощным корпусом, так что без досылателя можно прожить. Впрочем, если вы почти всегда ездите со взводным или все время держитесь в конце колонны, а потому шансов закружить вас у противника немного, тогда можете вместо вентиляции поставить досылатель. Если же у вас опытный командир и радист и у обоих изучены навыки для обзора – «Радиоперехват» и «Орлиный глаз», тогда можете вместо оптики поставить «Усиленные приводы наводки», впрочем, оптика все равно эффективнее. Особенно это будет заметно при перемещении по открытым картам и сюрпризы в виде ПТ под самым носом будут для вас не редкость. Порой это так раздражает, ты едешь, в тебя бьют, и ты никого не видишь, что начинаешь понимать настоящую ценность модуля «Просветленная оптика».

Воспламеняемость танка средняя, в общем, огнетушителя на бой обычно хватает вполне, если же вы желаете спокойно ездить с «ускорителями» типа «Высокооктанового бензина», тогда заполняйте баки углекислым газом и вперед, за орденами.

Держи дистанцию!

Это мой главный совет вам – мы как «Суперпершинг» почти неуязвимы на больших и средних дистанциях, если нам стреляют во фронтальную броню, но стоит нам подойти ближе и тут же мы ловим попадания в башню, нижний бронелист и «уголки», особо меткие умудряются попадать даже в зазор между башней и корпусом. Другое дело дистанция – даже четкие попадания в башню часто проходят без урона, а благодаря точному орудию мы можем потрепать нервы даже ТТ 8-го уровня. Простой пример – на большой дистанции против «ИС-3» у нас примерно равные шансы, даже немного больше, но стоит «ИС-3» приблизиться и он уже может почти без промахов бить в башню (даже несмотря на неточное орудие) и наше преимущество в точности нивелируется. Другими словами, чем ближе к вам противник, тем меньше шансов у вас, и больше у него, и наоборот. Я не раз наблюдал следующую картину – после 3-хминутной перестрелки у «ИС-3» (или «ИС-6» и ему подобных) не выдерживают нервы и он идет на сближение, так как на большой и средней дистанции он никак не мог нам нанести сколь-нибудь значимый урон, а стрелять точно он и вовсе не мог. Видите такую ситуацию – бейте ему гусеницы, ведь чем дальше он от вас, тем хуже ему и лучше вам и да прибудет с вами сила и Оби Ван Буратос.

Доходность

Танки на 7-м уровне уже почти не приносят дохода, впрочем, с премиум-аккаунтом (ПА) это все еще возможно. Для этого вам нужно отказаться от использования подкалиберных, то есть снарядов за золото, которые чаще всего покупают за серебро и стоят они прилично. Благо наше топовое орудие достаточно хорошее и без «голды» можно обойтись. Кроме того, вы должны помнить, что не нужно лезть вперед без поддержки команды и стараться бить врага издалека, благо у вас точное орудие и это можно делать уверенно. Достаточно нанести хотя бы тысячу урона (примерно пять пробитий) и вы уже будете в плюсах, даже в проигранном бою. Опять же – не спешите, пусть враг ломает копья об вашу мощную броню. Ну а теперь перейдем непосредственно к цифрам, сразу оговорюсь – это рандомные соло-бои и «командозависимость» тут высокая, так что если хотите убер-результаты, то сформируйте крутой взвод и вперед, «ногебать рандом» (забавно, но балансер в патче 0.8.4. так формирует команды, что вы попадаете на такие же команды противника с кучей взводов).

Рисунок 10. Таблица доходности «Tiger (P)»

Итак, 170 тыс. без ПА и 250 тыс. с ПА, на ремонт ушло 85 тысяч, на снаряжение 27 тысяч, а на боекомплект 33 тысячи. Теперь рассчитаем точные цифры для чистой прибыли для двух типов аккаунтов – премиумного и обычного:

О) 170964 – (85270+27000+33266) = 25428;

П) 256446 – (85270+27000+33266) = 110910

Разница в 4-ре раза по чистой прибыли, выводы очевидны. Тем не менее, даже без ПА танк приносит прибыль, а если осторожничать и не использовать голд-снаряды, то доход будет еще больше. В любом случае, танк не вгонит вас в минуса, даже если вы не используете премиум-аккаунт.

По части опыта все предельно ясно – примерно шестьсот единиц в среднем за бой без ПА и почти тысяча опыта за бой с премиум-аккаунтом.

Заключение

Мощный танк с крепкой лобовой броней, точным и мощным орудием и посредственной маневренностью, со слабыми и почти вертикальными бортами. Вот так вкратце можно охарактеризовать «Tiger (P)» . Танк подойдет любителям оборонительной тактики, он для этого почти идеален, ему бы еще такие же борта как у «ИС-6» и цены бы ему не было бы. На этом танке можно «танковать» фронтальной броней и умело поражать слабые точки противника – орудие точное, мощное и практические не нуждается в голд-снарядах. Танк является несколько зависимым от команды, так как достаточно медлителен, а слабая бортовая броня не дает ему держать круговой обстрел, как это умеют делать танки наподобие «КВ-4» , но при правильном выборе тактики он может потрепать нервы танкам более высокого уровня, главное держать дистанцию и остерегаться артиллерии.

Как подтверждение моих слов насчет того, что «Tiger (P)» великолепен в обороне и сдерживании сил противника, рекомендую вам посмотреть следующее видео:

В данном бою, играя только от обороны, нам удалось собрать почти две тысячи опыта и малыми силами остановить продвижение превосходящих сил противника.

Приятного вам просмотра и не забывайте заходить на мой канал на youtoube.

Проектировать танк начал Ф.Порше в мае 1941 года. Опытный образец под индексом VK45.01(P) начал проходить испытания 20 апреля 1942 года (в день рождения Гитлера). Опытный образец превзошёл своего конкурента VK36.01(H). Но из-за дорогостоящей электронной трансмиссии он не был принят на вооружение. В итоге было построено около 5 машин.

Введение

В игре же Tiger (P) представляет большую угрозу на седьмых уровнях. Почему? Давайте разберёмся.

Бронирование

Главный козырь танка это его лобовая броня корпуса, которая равна 200 мм, что позволяет вытанковывать снаряды не только от одноклассников, но и даже от танков 8-9 уровней. По сравнению с его конкурентом у которого лобовая броня равна 100мм, это отличный показатель.


Если смотреть броню башни , то и там она крепкая. 100мм сама маска и ещё за ней есть . Одноклассники не пробивают даже золотыми снарядами. Борта и корма башни всего 80мм. На башне есть командирская башенка, которая очень уязвима, по сравнению с той, которая находиться на Tiger I.

С бронёй бортов и кормы такая же ситуация. Там тоже 80мм, что не очень хорошо, т.к. у тигра боеукладка расположена под башней (бывают ситуации когда ст 5 уровня заезжая к вам в борт или корму может сильно «навредить»).

Ходовые качества

Tiger (P) в топовой комплектации имеет двигатель 2x Porsche Typ 100/3 мощностью 670 л.с. что позволяет ему разогнаться до 35 км/ч, это конечно ниже чем у Tiger I, но на седьмом уровне это хороший показатель. На Tiger (P) со стоковой комплектацией устанавливаются ещё два двигателя: 2x Porsche Typ 100/1 Ausf. A (550 л.с.) - стоковый, 2x Porsche Typ 100/1 (600 л.с.)-предтоповый. Со стоковыми двигателями может ещё не появиться комфорт от игры на тигре, но в топовой комплектации тигр уже не такой (на нём хочется играть всё больше и больше).

Вооружение (пробитие и урон указаны на бб)

Вам предлагается четыре пушки:1-стоковая 75 mm Kw.K. 42 L/70 (с пробитием 150mm и уроном 135HP),2-фугасница 105 mm Kw.K. L/28 (пробитие 64мм и уроном 350HP, очень большой разброс),3-предтоповая 8,8 cm Kw.K. 36 L/56 (пробитие меньше чем у стоковой 135мм, но урон приличный 220НР),4-топовое 8,8 cm Kw.K. 43 L/71 (с отличным пробитием в 203мм, которое без труда пробивает танки 8 уровня, и средним уроном в 240НР). Отдельно можно ещё сказать, что топовая пушка позволяет выцеливать лючки и командирские башенки без особого труда, и время сведения всего 2,3с. Из недостатков только низкая скорострельность (средний всего 1582НР) - это очень низкий показатель для тяжёлого танка седьмого уровня, у его конкурента Tiger I. С этой же пушкой он составляет 2150 НР.

Тактика ведения боя

Все возможности тигра проявляются в городских условиях. Крепкая лобовая броня и хорошая подвижность позволяет вам без потерь НР добраться до нужной точки на карте. Точная пушка позволяет вам стрелять на ходу. Но бортом бессмысленно т.к. броня бортов слаба и под башней находиться боеукладка, то вы можете очень быстро закончить бой для себя.


Правильное , когда вы только подставляете переднюю часть, так по вам смогут срикошетить даже танки 9 уровня попадая вам в корпус.

Какие модули лучше ставить?

Танк очень хорош и без модулей, но некоторые можно поставить на своё усмотрение:
1-усилинные приводы наводки (можно заменить досылателем)
2-вентиляцию,
3-маскировочную сеть (пригодиться при борьбе против 9-ых уровней)

Перки для экипажа

Для экипажа подойдут примерно такие перки:
1-командир (лампочка, боевое братство, ремонт и эксперт).
2-наводчик (маскировка, боевое братство, плавный поворот башни, снайпер).
3-механик-водитель (король бездорожья, боевое братство, плавный ход, мастер тарана).
4-радист (радиоперехват, боевое братство, ретранслятор, из последних сил).
5-заряжающих (интуиция, боевое братство, бесконтактная боеукладка, отчаянный).

Вывод

Возможно, некоторые зададутся вопросом: «А стоит ли ставить топовую башню?» Отвечаю: «Не вижу смысла» Т.к. она не ускоряет перезарядку, и из плюсов только обзор +10 метров. А топовое орудие устанавливается и на башню.
Хочу в итоге сказать, что Tiger (P) очень мощный на своём уровне, превосходя своих одноклассников во многом.
На этом мой гайд заканчивается, удачи на полях сражений!

Подготовил:DenzelVasington1

Лучшие статьи по теме