Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство

Спонсоры футбольных клубов. Чек от спонсора

«ХАЛЛ СИТИ»

Форма: adidas.
Перепробовав множество производителей, в том числе малоизвестных и уже прекративших существование, в 2010-м после вылета из премьер-лиги «Халл» перешёл на adidas, а точнее вернулся – после разрыва отношений в 1982 году. Форма вполне традиционная, оранжево-чёрная, в полоску – «тигры» верны себе.

Домашняя форма "Халл Сити"

Спонсор: Cash convertors (ритейл).
«Халл» сотрудничает со своим титульным спонсором уже два года, и этим летом стороны воспользовались опцией, продлив соглашение ещё на год. Условия сделки держатся в строгой секретности, но известно, что по меркам чемпионшипа у «тигров» был один из лучших контрактов стоимостью больше £ 1 млн. Правда, болельщики не в восторге от того, что на футболках клуба рекламируется компания, специализирующаяся на секонд-хенде.

Гостевая форма "Халл Сити"

«КРИСТАЛ ПЭЛАС»

Форма: Avec.
Avec – подразделение Nike, причём последний продолжает поставлять «Кристал Пэлас» тренировочную экипировку. Avec же шьёт игровые комплекты – основной, разделённый на две половины, красную и синюю, и гостевой – чёрный с красно-синей полосой по диагонали.

Форма "Кристал Пэлас"

Спонсор: GAC Logistics (логистика).
Партнёрство GAC и «Кристал Пэлас» тянется с 2004 года, и самые длительные спонсорские отношения в премьер-лиге. Последний раз стороны переподписывали контракт в прошлом году – он действует до следующего июня и оценивается в £ 1-1,5 млн.

«КАРДИФФ СИТИ»

Форма: Puma.
После покупки клуба малазийским бизнесменом Винсентом Таном «Кардифф» ждал ребрендинг – на эмблеме появился дракон, а основной комплект формы впервые с 1908 года был изменён с синего на красный, что не порадовало болельщиков. Однако Тан продолжает гнуть свою линию. Puma, известная довольно оригинальным дизайном футболок, на сей раз отметилась на редкость проходной и незапоминающейся формой.

Форма "Кардифф Сити"

Спонсор: Malaysia.
«Кардифф» пополнил ряды клубов, которые рекламируют не компанию, а целую страну, например, как «Атлетико» - Азербайджан. Поскольку Тан не спонсор, а владелец клуба, стоимость титульного места на футболках оценить нельзя. Бизнесмен просто рекламирует свою страну для туристов и инвесторов.

«НОРВИЧ СИТИ»

Форма: Errea.
Для итальянского производителя «Норвич» - флагман на британском рынке, где Errea одевает преимущественно представителей низших лиг. Сотрудничество началось в 2011 году. Особыми изысками дизайн не отличается, но второй чёрно-белый комплект с воротничком выглядит довольно стильно.

Домашняя форма "Норвич Сити"

Спонсор: Aviva (страхование).
Шестая по величине страховая компания в мире спонсирует скромный «Норвич» с 2008 года, и в прошлом сезоне продлила контракт ещё на четыре года. Aviva подходит к делу прагматично – не вкладывая огромных средств, она получает рекламу по всему миру, ведь премьер-лигу показывают в большинстве стран. По разным оценкам, в год «Норвич» получает от титульного спонсора порядка £ 3 млн.

Гостевая форма "Норвич Сити"

«СТОК СИТИ»

Форма: adidas.
После плодотворного и интересного сотрудничества с Le Coq Sportif «Сток» впервые в своей истории обратился к adidas. Базовый комплект – простой и классический, полосатый, красно-белый. А вот выездная модель называется «электриСити» и выглядит весьма симпатично.

Домашняя форма "Сток Сити"

Спонсор: Bet365 (букмекер).
Букмекерская компания Bet365 – одна из крупнейших на рынке. Она принадлежит семейству Коатес, которое владеет и «Сток Сити», так что это сотрудничество не столько спонсорское, сколько на уровне общего владельца. Правда, исполнительный директор «гончаров» Тони Скоулз уверяет, что Bet365 просто сделал клубу лучшее предложение. Букмекер сменил на футболках Britannia, которая спонсировала «Сток» на протяжении 15 лет и до 2016 года сохраняет права на название домашнего стадиона команды.

Гостевая форма "Сток Сити"

«САНДЕРЛЕНД»

Форма: adidas.
От формы «Сток Сити» футболки «чёрных котов» практически не отличить – только у них белых полосок больше, чем красных, также отличается оформление рукавов, в остальном всё очень просто и неоригинально. Выездная жёлтая форма также не впечатляет.

Домашняя форма "Сандерленда"

Спонсор: Bidvest Group (кейтеринг).
Предыдущим спонсором «Сандерленда» был фонд Нельсона Манделы, а на груди футболистов красовался призыв инвестировать в Африку. Говорят, та сделка поставила клуб на один уровень с двумя «Манчестерами» по объёму доходов от титульных партнёров. Уже весной определился новый спонсор, тоже из Южной Африки. Международная Bidvest Group специализируется на всём, что связано с обслуживанием фаст-фудов. В прессе можно встретить цифру в £ 5 млн за год действия контракта.

Гостевая форма "Сандерленда"

«САУТГЕМПТОН»

Форма: adidas.
Эксклюзивными модели формы «святых» не назовёшь, но и отторжения у болельщиков они не вызывают. И чёрный, и красный комплекты – среди самых популярных разработок adidas для сезона-2013/14, так что похож «Саутгемптон» будет на многих.

Домашняя, гостевая и вратарская форма "Саутгемптона"

Спонсор: aap3 (IT).
После того как в год 125-летия клуба «Саутгемптон» решил отказаться от размещения рекламы на футболках, клубу удалось заключить выгодный по меркам чемпионшипа контракт с расположенной по соседству IT-компанией aap3, также занимающейся и рекрутингом. Однако для премьер-лиги годовой доход «святых» от титульного спонсора довольно скромен и не превышает £ 1,5 млн.

«ВЕСТ БРОМВИЧ АЛЬБИОН»

Форма: adidas.
Ещё одна вариация на тему полосок в классическом дизайне adidas. Похоже на другие «полосатые» команды бренда.

Домашняя форма "Вест Бромвич Альбион"

Спонсор: Zoopla (IT).
В последнее время «Вест Бромвич» частенько меняет титульных спонсоров. Букмекерская компания Bodog продержалась на футболках «ВБА» лишь год – прошлым летом её сменила британская поисковая система Zoopla. По двухлетнему соглашению клуб получит порядка £ 3 млн.

Гостевая форма "Вест Бромвич Альбион"

«ФУЛХЭМ»

Форма: adidas.
«Дачники» сменили нетипичную для Англии Kappa на классический adidas, который они носили на рубеже веков. Эксклюзивной новая форма не является, но сочетание чёрного, белого и красного цветов смотрится довольно гармонично. Хорошо вписался в новый дизайн и новый спонсор.

Домашняя форма "Фулхэма"

Спонсор: Marathonbet (букмекер).
Ведущая букмекерская контора России и СНГ теперь рекламируется на груди футболистов «Фулхэма». Соглашение между компанией и клубом заключено на два сезона с опцией продления еще на год. Точная сумма сделки не называется, но руководство лондонцев подчеркнуло, что она лучшая в истории клуба. Исходя из того, что прошлое соглашение с FxPro приносило «дачникам» порядка £ 4,2 млн, контракт с Marathonbet оценивается в £ 4,5-5 млн.

Гостевая форма "Фулхэма"

«ВЕСТ ХЭМ ЮНАЙТЕД»

Форма: adidas.
Ещё одно подтверждение тенденции отказа от услуг менее раскрученных производителей формы. «Молотобойцы» сменили Macron на adidas, а заодно решили в качестве выездной футболки использовать белую, а не голубую. Основной же комплект получился вполне в стиле клуба.

Домашняя форма "Вест Хэм Юнайтед"

Спонсор: Alpari (финансы).
На смену онлайн-букмекеру SBOBET пришёл новый титульный спонсор – трейдер с мировым именем. По контракту с Alpari, заключенному на три года, «Вест Хэм» будет получать £ 3 млн за сезон.

Гостевая форма "Вест Хэм Юнайтед"

«АСТОН ВИЛЛА»

Форма: Macron.
Форма Macron выделяется на общем фоне – «Астон Вилле» повезло. Оригинальный полосатый воротничок, окантовка рукавов и «шахматный» дизайн выездного комплекта делают футболки бирмингемцев запоминающимися.

Домашняя и гостевая форма "Астон Виллы"

Спонсор: Dafabet (букмекер, онлайн-игры).
Малазийская компания Genting, планировавшая открыть в Бирмингеме развлекательный центр, отказалась от этого проекта и свернула спонсорство «Астон Виллы». Ей на смену пришёл азиатский букмекер и сервис онлайн-игр Dafabet. По предварительным данным, соглашение с ним останется на уровне Genting - £ 7-8 млн.

«НЬЮКАСЛ ЮНАЙТЕД»

Форма: Puma.
Основной комплект «Ньюкасла» - дань клубным традициям и не подразумевает особых изысков. За счёт добавления синего элемента в полоски удалось вписать выделяющуюся рекламу титульного спонсора. Гостевая форма больше напоминает тренировочную, но смотрится довольно стильно.

Домашняя, гостевая и вратарская форма "Ньюкасла"

Спонсор: Wonga (финансы).
Заключение четырёхлетнего спонсорского контракта с компанией Wonga, специализирующейся на краткосрочных займов (попросту говоря, фирма-ростовщик), вызвала колоссальные протесты в городе – против выступили и болельщики, и руководство, а Паписс Демба Сиссе отказался носить футболку клуба с новым партнёром, поскольку это противоречит исламской морали. Но £ 24 млн, которые получат «сороки» за четыре года, вынуждают клуб терпеть негативное общественное мнение, а не идти ему навстречу.

«СУОНСИ СИТИ»

Форма: adidas.
После футболок к 100-летнему юбилею с золотыми мотивами «Суонси» возвращается к будням. Второй сине-жёлтый комплект смотрится удачнее довольно банального и чёрно-белого основного, на котором самое заметное – реклама спонсора.

Домашняя и гостевая форма "Суонси Сити"

Спонсор: Goldenway (финансы).
Впервые титульный спонсор на груди футболистов будет писаться полностью не на английском языке. Китайская компания Goldenway, похоже, не целится на европейский рынок, а заинтересована исключительно в рекламе для азиатских телезрителей премьер-лиге. Сумма однолетней сделки составила £ 2 млн – клубный рекорд валлийцев.

«ЭВЕРТОН»

Форма: Nike.
Изменённая эмблема клуба, оригинальные рукава с двумя полосами да слегка преобразившийся ворот – вот и все изменения в домашней форме «ирисок». В качестве выездной футболки вместо чёрной модели будет использоваться «тропическая» жёлто-синяя.

Домашняя форма "Эвертона"

Спонсор: Chang (пивоварение).
Соглашение с азиатской пивоваренной компанией было подписано ещё в 2010 году и вступило в силу с сезона-2011/12. По тем временам казалось, что £ 12 млн за три года – солидное предложение. Но сейчас это уж довольно скромный годовой доход – «ириски» могут рассчитывать на большее.

Гостевая форма "Эвертона"

«ЛИВЕРПУЛЬ»

Форма: Warrior.
Американский производитель Warrior – новичок на футбольном рынке, и это чувствуется. Если домашний комплект «Ливерпуля» традиционно красен, и испортить его довольно сложно, то эксперименты с гостевым вариантом насмешили половину мира. «Бабушкин свитер» - самая лестная характеристика, которой её удостоили.

Домашняя форма "Ливерпуля"

Спонсор: Standard Chartered (банк, финансы).
Роскошный контракт с банком Standard Chartered поставил «Ливерпуль» в ряд самых доходных с точки зрения спонсорства клубов премьер-лиги, что вполне соответствует мировой популярности мерсисайдцев. Буквально в июле стороны договорились о продлении соглашения до 2016 года. По условиям договора, «Ливерпуль» получает £ 20 млн за сезон.

Гостевая и вратарская форма "Ливерпуля"

«ТОТТЕНХЭМ ХОТСПУР»

Форма: Under Armour.
С прошлого года «Тоттенхэм» сотрудничает с новичком рынка – молодой американской компанией Under Armour. Экипировка «шпор» выглядит довольно оригинальной, особенно воротник. Удачным можно признать ввод голубого цвета в гостевой комплект, а вот в домашнем, по ощущениям, он смотрится лишним в логотипе HP.

Домашняя форма "Тоттенхэм Хотспур"

Спонсор: Hewlett-Packard (электроника).
Во второй половине 1990-х HP уже был спонсором «шпор», а затем приобрёл другого титульного партнёра клуб, Autonomy Corporation, в состав которого, в свою очередь, входит прошлогодний спонсор команды Aurasma. Сейчас же гигант электронного рынка возвращается уже лично. Детали сделки не раскрываются, но СМИ она оценивается в £ 10-12 млн.

Гостевая форма "Тоттенхэм Хотспур"

«АРСЕНАЛ»

Форма: Nike.
Не старайтесь найти изменения в домашнем комплекте «канониров» - их нет, «Арсенал» будет играть в тех же футболках, что и в прошлом сезоне. Случай для премьер-лиги исключительный, вероятно, главное объяснение – уже со следующего года одевать лондонцев будет Puma. Nike же ограничился новым жёлтым гостевым комплектом – почти таким же, как у «Ювентуса»

Домашняя форма "Арсенала"

Спонсор: Emirates (авиаперевозчик).
Базовое соглашение между «Арсеналом» и арабским авиаперевозчиком было подписано ещё в 2004 году и включало как права на название стадиона, так и размещение рекламы на футболках по цене £ 5,5 млн в год. Прошлой осенью контракт был продлён на пять лет, и теперь лондонцы будут зарабатывать рекордные £ 30 млн за сезон.

Гостевая форма "Арсенала"

«МАНЧЕСТЕР СИТИ»

Форма: Nike.
«Манчестер Сити» от добра добра не ищет. Полюбившийся болельщикам небесно-голубой цвет, лаконичный дизайн. Второй комплект – мрачновато серо-чёрное сочетание. Отдельные ценители английского классицизма не устают повторять, что при Umbro было лучше.

Домашняя форма "Манчестер Сити"

Спонсор: Eithad (авиаперевозчик).
Два года назад Etihad и «Манчестер Сити» подписали многоуровневое соглашение на 10 лет стоимостью £ 400 млн. По нему клуб получает £ 20 млн за сезон только за размещение рекламы на футболках. Однако отношения «горожан» с арабским партнёром больше, чем просто партнёрские, ведь так или иначе у них общие инвесторы. При этом «Сити» не прочь найти нового титульного спонсора, в том числе исходя из требований финансового фэйр-плей. Но в это межсезонье сделать этого не удалось – предложений в £ 25 млн за год и больше не поступало.

Гостевая форма "Манчестер Сити"

«ЧЕЛСИ»

Форма: adidas.
После победы в Лиге чемпионов adidas эксплуатировал тему золота в дизайне футболок «Челси», на сей раз всё более традиционно. В гостевом комплекте вместо голубой полосы появилась красная, но куда менее заметная, а потому не вызывающая особых нареканий. Третий вариант – чёрный. Стоит отметить отличный маркетинговый ход с презентацией футболок – звёзды команды приняли участие в фотосессии, обмазавшись в синей краске. Кстати, в июле «Челси» и adidas подписали новый контракт, рекордный для премьер-лиги – на 10 лет и £ 300 млн.

Домашняя, гостевая и третья форма "Челси"

Спонсор: Samsung (электроника).
Сделка с Samsung и так была одной из лучших в премьер-лиге, а прошлой осенью «Челси» продлил соглашение с мировым гигантом рынка электроники до 2015 года. По новому контракту лондонцы будут получать £ 18 млн в год.

«МАНЧЕСТЕР ЮНАЙТЕД»

Форма: Nike.
Классический красный «дьявольский» цвет в сочетании с аккуратными чёрными воротничками и пуговицами тянут на ретро, и этим привлекательны. Гостевой комплект удался дизайнерам меньше: чёрно-сине-серая клетка. Впрочем, можно считать данью шотландским корням сэра Алекса и его преемника.

Домашняя форма "Манчестер Юнайтед"

Спонсор: Aon (страхование).

Генеральный спонсор ФК «Локомотив»

ОАО «РЖД»

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является одной из самых крупных в мире железнодорожных компаний с огромными объемами грузовых и пассажирских перевозок, обладающей высокими финансовыми рейтингами, квалифицированными специалистами во всех областях железнодорожного транспорта, большой научно-технической базой, проектными и строительными мощностями, значительным опытом международного сотрудничества.

Официальный технический партнёр

Under Armour

Under Armour - международный бренд высокотехнологичной спортивной одежды, обуви и аксессуаров, один из ведущих производителей спортивной экипировки в мире. В России уже открыты 10 магазинов бренда.

Главным приоритетом компании является непрерывный поиск инновационных технологий и материалов для создания экипировки, которая помогала бы спортсменам добиваться лучших результатов.

На футбольной арене компания сотрудничает с клубами Southampton, Sao Paulo, Toluca, Cruz Azul, ФК «Локомотив» (Москва).

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОСТАВЩИК ФК «Локомотив»

Компания PepsiCo

Компания PepsiCo - крупнейший в России производитель продуктов питания и напитков*. В офисах компании и на её многочисленных производственных предприятиях работает более 20 000 сотрудников. В 2011 году в «семью» PepsiCo вошла основанная в 1992 году компания «Вимм-Билль-Данн», занимавшая лидирующие позиции на рынке молочных продуктов и напитков в России и СНГ.

Партнёр

Акционерное общество «Федеральная грузовая компания» (АО «ФГК»)

Акционерное общество «Федеральная грузовая компания» - один из крупнейших грузовых железнодорожных операторов в России. АО «ФГК» входит в тройку лидеров рейтинга операторов INFOLine RAIL RUSSIA TOP.
Основным видом деятельности Компании является предоставление подвижного состава под перевозки грузов, а также оказание транспортно-экспедиционных услуг. Вагонный парк в оперировании АО «ФГК» насчитывает 136 тыс. единиц подвижного состава (по состоянию на 01.04.2018).
На полигоне российских железных дорог работают 7 филиалов и 8 агентств транспортного обслуживания АО «ФГК», а также представительства в Москве и Республике Казахстан.
Миссией Компании является гарантированное и качественное обеспечение подвижным составом грузоотправителей на пространстве колеи 1520.

Генеральный директор, председатель правления: Алексей Роменович Тайчер

Партнёр

РЖД Логистика

Акционерное общество «РЖД Логистика» создано 19 ноября 2010 года в рамках развития логистического направления бизнеса холдинга ОАО «РЖД». Компания обеспечивает высокотехнологичный и надежный сервис перевозки, хранения и экспедирования груза по всему миру, занимается организацией цепей поставок, комплексным логистическим обслуживанием промышленных предприятий, а также перевозками мелких партий груза. «РЖД Логистика» представлена в России 33 филиалами и обособленными подразделениями, пятью дочерними обществами и совместными предприятиями за рубежом. В периметре Компании работает около 1000 человек.

Партнёр

АО «НИИАС»

Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте (АО «НИИАС» — дочернее общество ОАО «РЖД») является ведущим отраслевым институтом. Занимается разработкой и внедрением интеллектуальных систем управления, систем безопасности движения, геоинформационных технологий, интервального регулирования, построением «Цифровой железной дороги», систем транспортной и кибер- безопасности, геоинформационных и спутниковых технологий.

Партнёр

ПАО «ТрансКонтейнер»

ПАО «ТрансКонтейнер» - российский интермодальный контейнерный оператор, оперирующий крупнейшим в России парком контейнеров и фитинговых платформ, на всей сети железных дорог стандарта 1520. У Общества есть уникальный опыт эффективного управления парком на более чем 300 000 маршрутов в России и за рубежом, а также реализации комплексных транспортно-логистических решений «от двери до двери» позволяющих доставить контейнерный груз в любой пункт назначения России, стран СНГ, Европы и Азии, с использованием собственных транспортных активов и/или с привлечением компаний-партнеров.

Партнёр

Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания-3»

Оказание полного комплекса услуг в сфере ремонта всех видов грузовых вагонов, в том числе инновационных.

Предоставление услуги по сервисному обслуживанию грузовых вагонов.

Гибкое ценообразование, соблюдение сроков и высокое качество ремонта при выполнении всех требований для обеспечения безопасности движения.

Генеральный директор И.А.Волокитин

129090, Москва, пер. Протопоповский, д.19, стр.10.
+7 499 260 30-20
WWW.VRK-3.RU
Эл.адрес: [email protected]

Партнёр

Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания-2»

Акционерное общество «Вагонная ремонтная компания-2» является крупнейшим вагоноремонтным предприятием, и в настоящее время по праву занимает одно из лидирующих положений среди отечественных компаний аналогичного профиля.

Основным направлением работы АО «ВРК-2» является оказание ремонтных услуг с целью выполнения основной миссии Компании - обеспечение железнодорожных грузовых перевозок полностью исправным подвижным составом.

Являясь дочерней компанией ОАО «РЖД», АО «ВРК-2» соответствует единым высоким стандартам обеспечения безопасности движения поездов, действующим внутри всего холдинга «Российские железные дороги».

Партнёр

АО «ОТЛК ЕРА»

АО «ОТЛК ЕРА» — ведущий оператор транзитных контейнерных грузов на колее 1520 мм. Создано 2 апреля 2018 г. путем реорганизации АО «ОТЛК» и является его правопреемником в части операционной деятельности. АО «ОТЛК ЕРА» успешно развивает курсирование регулярных контейнерных поездов на железнодорожной инфраструктуре Республики Казахстан, Российской Федерации и Республики Беларусь в коридоре Китай — Европа — Китай.

Во сколько раз бюджет «Арсенала» ниже, чем у «Зенита»? Сколько в РФПЛ частных клубов? Насколько много потратят в новом сезоне? «Соккер.ру» находит ответы!

Суммарный бюджет команд РФПЛ нового сезона оценивается в 49 миллиардов рублей или в 726 миллионов евро. Так что за пять лет даже при сохранении текущих бюджетов расходы составят в районе 3.6 млрд. евро – почти на миллиард больше годового бюджета Армении за 2017 год. Но кто спонсирует такие расходные российские футбольные клубы – частные компании или государство? Идем по финансовым следам и узнаем.

16 место. «СКА-Хабаровск»

Бюджет: 400 млн. рублей.*

Спонсоры: Хабаровский край (государственный бюджет), БК «Леон» (титульный спонсор).

Начинаем с государственного клуба с растущими тратами. В ФНЛ жили и за 200 млн. рублей в год (активно наращивая долги, разумеется), а после выхода в РФПЛ поднялись, поэтому можно примерно оценить их новые возможности в 400 млн. рублей . В основном это краевой бюджет, хотя летом «СКА-Хабаровск» похвастался подписанием титульного спонсора – БК «Леон».

Но примерно шесть миллионов евро для клуба высшего дивизиона – небольшие деньги. Как и 400 млн. рублей для Хабаровского края, где общий объем расходов на 2017 установлен в размере 92.5 млрд. рублей. Вот только есть одно «но» - дефицит бюджета в 10.3 млрд. рублей. Грубо говоря, 4 % от суммы будущих долгов Хабаровского края составляют траты на футбол . В среднем получаем по 300 рублей на жителя края - «СКА-Хабаровск» должен наиграть на 400 миллионов, чтобы оправдать существование.

15 место. «Тосно»

Бюджет: 540-600 млн. рублей.

Спонсор: Fort Group (частная компания).

«Тосно» - одна из беднейших команд РФПЛ. Чтобы найти деньги, думали даже переименовать клуб. Не исключали глупое название «Александр Невский» - «уот так уот»! Но растущие с каждым сезоном расходы (начали с 75 млн.) не влияют на государственный бюджет. Клуб с частным спонсором, а компания занимается арендой помещений . Впрочем, есть забавный нюанс.

Один из меценатов назвал «Зенит» «снобским клубом», предлагая питерцам болеть за «Тосно». А его бизнес-партнер – бывший управляющий дочерней компании «Газпрома». Плюрализм мнений приветствуется, ведь даже бюджет клуба в ФНЛ владельцы оценивали по-разному . Один говорил 400, второй – 500. В РФПЛ мечтали о 1 млрд. рублей на сезон, но скорее расходы скромнее – в районе 8-9 млн. евро.

14 место. «Анжи»

Бюджет: 600 млн. рублей.

Спонсоры: личные средства Керимова и Кадиева, Flodinal Limited (Кипр), «Денеб», «Арси­-Групп» (частные компании).

Играют в футболках без титульного спонсора, а один из недавних помощников зарегистрирован на Кипре на барышню, чья полная тезка – обычный учитель из Дагестана. Второй спонсор – изготовитель минералки. Третий – строительная компания. Проще говоря, Сулейман Керимов собирался прикрыть «Анжи», но предложил Осману Кадиеву ввязаться в неблагодарное дело по спасению клуба . И тот согласился.

Кадиев - человек с богатой биографией. Первые миллионы заработал в США, в ФБР в свое время его считали третьим в списке российских гангстеров в Америке, хотя могли и обознаться. Персона броская, а вот направление финансирования радует – ставят на частных спонсоров, не доят бюджет . Бизнесмены выделяют свои деньги, но их стало меньше, планировали сократить бюджет клуба на 40 % по сравнению с прошлым годом.

13 место. «Амкар»

Бюджет: 870 млн. рублей.

Спонсоры: Пермский край, Пермь (государственный бюджет) и компания «Нью Граунд».

Каждому жителю Пермского края надо отдать по 334 рубля, чтобы полностью закрыть бюджет «Амкара» . Знаем это, поскольку пермяки назвали расходы – 870 млн. рублей (примерно 12.85 млн. евро). За год увеличили траты на 70 млн. рублей. Денег на новичков при этом нет, тема со стадионом «сырая», поиски нового генерального спонсора – «загрузка 99 %». Зато всегда хвалят владельца строительной компании «Нью Граунд», но это не генеральный спонсор.

К сожалению, мало причин верить в сказки «50% частные – 50% государственные», ведь большие пермские активы захвачены людьми из Петербурга и Москвы. И им плевать на «Амкар». В основном клуб раздает накопленные долги, выклянчивая новые деньги у государства . При этом «Амкар» закроют, если не будет дотаций, ведь рекорд по заработкам с атрибутики и тому подобного – 7 млн. рублей, а годовой бюджет клуба в 124 раза выше. Даже провинциальные клубы – недешевое удовольствие.

12 место. «Урал»

Бюджет: 900 млн. рублей.

Спонсоры: Свердловская область (государственный бюджет), «Ренова», ТМК (частные компании).

Только 300 млн. рублей из 900 млн. выделяют из областной казны . Остальные деньги дают два очень крупных предприятия. «Урал» легко можно превратить в серьезного бойца в РФПЛ с такими спонсорами, но среди ключевых фигур в «Ренове» и «Трубной Металлургической Компании» нет второго Григория Иванова.

С другой стороны, если «Урал» поддерживают компании с миллиардным оборотом, то жаловаться не на что. Могут тратить 15-18 млн. евро. А если докажут, что «Урал» способен побороться за высокие места вместо «Ростова» - возможно, получат больше. Иванов не жаловался на финансирование, но клубу надо думать о привлечении народа – болельщиков мало .

11 место. «Уфа»

Бюджет: 1 млрд. рублей.

Спонсоры: республика Башкортостан (государственный бюджет).

Каждый житель республики условно «скидывается» по 250 рублей в год . Так что «Уфа» - богатый середняк, им негоже бороться за выживание. Но Ганчаренко ушел, а Семак не всегда обыгрывает фаворитов сезона, как вчера «Локомотив». Зато тратят в клубе деньги довольно щедро, причем летний слух, что отберут 600 млн. рублей в пользу хоккейной команды, не подтвердили.

Просто трансферный бюджет оптимизировали – сократили вполовину, сохраненные деньги хотят тратить на детский футбол. Получим 2.5 тысячи российских игроков, воспитанных в школе «Уфы»? Таков коварный план. Пока у «Уфы» все хорошо, и зарплаты в команде, похоже, приличные . Ведь почти 15 млн. евро - не копейки, а половина годового бюджета «Базеля» из Лиги чемпионов – соперника ЦСКА.

10 место. «Арсенал» (Тула)

Бюджет: 1.2 млрд. рублей.

Спонсоры: «Ростех», «СПЛАВ», «Роснефть», «Газпромбанк» (государственный капитал).

У «Арсенала» и «Зенита» есть общий спонсор, что не помешало середняку обыграть питерцев, как раньше обыгрывали «Спартак». За два года бюджет подскочил с 320 млн. рублей почти в четыре раза . Откуда деньги? Багаж Аленичева. И кураторы у клуба надежные. Оказывается, целый ряд государственных компаний скинулся. Там 100 миллионов, тут 100 миллионов – вот и миллиард в год.

При этом примерно 600 млн. рублей идут на зарплаты . Деньги на «Арсенал» дают изготовители ракетных комплексов и оружия, «Ростех», «Роснефть» и даже «Газпромбанк» - последний одновременно помогает и «Зениту». Тут и полностью государственные компании, и структуры, где 50% и 1 акция принадлежат России. Отбивает ли «Арсенал» на поле 17 млн. евро в год? Судить налогоплательщикам области и страны, за их деньги живут.

9 место. «Динамо»

Бюджет: 1.26 млрд. рублей.

Спонсоры: ВФСО «Динамо» (общественно-государственное объединение) и банк ВТБ (60.9% акций - государственные).

Москвичам помогал выжить государственный банк с долей частного капитала менее 40%, который по итогам прошлого года получил 51.6 млрд. чистой прибыли. А клуб теперь принадлежит общественно-государственному обществу «Динамо» . Но пока в их финансовых делах разбирается суд – пробуют достать тех, кто раньше тратил сумасшедшие 9 миллиардов рублей в год, умудряясь распылять 70% на зарплаты. Оклад тех самых звезд, что потом уходили бесплатно.

Но миллиарды были раньше. А теперь, чтобы прикинуть бюджет «Динамо», надо разгадать загадку. Заявлено, что расходы сократили на 60% по сравнению с последним сезоном в РФПЛ . При этом после ФНЛ ничего не увеличивали из-за сокращения трат на перелеты. Одновременно денег у клуба примерно в два раза больше, чем у аутсайдеров РФПЛ – заявление Стржалковского, нового главы общества «Динамо». Итого получаем примерно 18.6 млн. евро на год.

Зато уже без внешних обязательств, ведь за пару лет погасили дикие долги - от 120 до 300 млн. евро по разным оценкам . Только аудиторы УЕФА насчитали 164 миллиона, но это была не вся сумма. При этом летом генеральный директор «Динамо» Муравьев хвастался, что крупных кредитов больше нет. Зато будут появляться внутренние долги – по премиальным, например. Проще говоря, в ближайшие годы будут жить по средствам, надеясь на рост доходов после открытия новой арены.

А до этого выручили представители ВТБ. Сначала купили 74.99% акций ФК «Динамо», а в прошлом году передали их ВФСО «Динамо» за 1 рубль. Дополнительно за права на название новой арены банк заплатит 430 млн. рублей, а свой вклад в бюджет на 2017 год в ВТБ оценивали примерно в 10 миллионов евро. Но не уточнялось, куда их тратили, на команду или раздачу долгов? Но с деньгами туго, ведь Погребняков было много, а Ионову сами доплатили, чтобы ушел и не нагружал бюджет .

8 место. «Ростов»

Бюджет: 1.7 млрд. рублей.

Спонсор: Ростовская область (государственный бюджет).

Примерно по 400 рублей на жителя области получается в год . Но поскольку у «Ростова» и долги, и странные расставания, и премиальные от УЕФА, то точно вам никто их бюджет не назовет. Фигурировали различные суммы – от 22 до 30 млн. евро. Отталкиваясь от плача Ярославны о финансовых проблемах, учитываем, как повезло клубу с успехами первой команды в Европе – не должны сгинуть.

Например, «Ростов» получил 18.2 млн. евро от УЕФА, минимум две трети годового бюджета. Набрали новый состав – не тратились, экономили. Продавали футболистов, опять же. Одним словом, от Ростовской области в этот раз потребуется меньше вложений, хотя раз никто из российских миллиардеров не приобрел ростовский клуб – о больших успехах лучше пока не заикаться . Как и о финансовой стабильности, ведь губернаторы в России меняются по щелчку.

7 место. «Ахмат»

Бюджет: 2 млрд. рублей.

Спонсор: «Фонд имени Ахмата Кадырова» (общественная организация), холдинг «Sat&Co» (Казахстан).

«Терек» долгое время был государственным клубом. Деньги ему выделяли по дороге из Москвы в Грозный из усопшей государственной конторы, которой управлял Анатолий Чубайс. То предприятие занималось энергетикой, но его нет в природе почти десять лет. Откуда тогда у клуба деньги? Сейчас «Ахмат» живет на пожертвования .

Главный спонсор «Фонд имени Ахмата Кадырова» – благотворительная организация, получает деньги от частных предпринимателей. Есть ли в расходах «Ахмата» деньги, которые отдали люди из зарплат? Неизвестно, но 30 млн. евро – хорошее пожертвование . А вклад в эту сумму от казахстанского брата остается загадкой. Но предприниматель Ракишев дружен с почетным президентом «Ахмата», видать, тоже помогает.

6 место. ЦСКА

Бюджет: 4.3-4.5 млрд. рублей.

Спонсоры: «Россети», «Аэрофлот», «Вертолеты России» (государственные компании с частным капиталом), КРОК (IT-отрасль) и ЕКА (топливная компания).

«Армейцам» деньги, которых постоянно не хватает, дают и частные спонсоры, и государственные компании. Годовой бюджет сам Гинер оценивает в 4.3-4.5 млрд. рублей. А долги клуба в результате возведения арены, которая приносит намного меньше прибыли, чем планировали, в УЕФА оценили в 224 млн. евро . Ситуация непростая, поскольку надо держаться на плаву, отдавая кредиты.

Так что понятно, почему ЦСКА не подписывает контракты даже со свободными агентами или теми, кого можно забрать у клубов РФПЛ за небольшие деньги. Гинер говорил в прошлом году, что клуб близок к выходу «в ноль», и когда тратишь ноль евро на новичков – проще балансировать . Ведь у ЦСКА нет царских спонсорских контрактов, как у того же «Зенита». Кроме того, москвичи сами одалживали деньги на стадион, не за 1 рубль его получили.

«Россети» (на 60% госкомпания) выдают клубу неплохие деньги – 820 млн. рублей. Изначально обещали больше, но потом передумали. «Аэрофлот» и «Вертолеты России» («Ростех», только в профиль) тоже скидываются. Получается, выступления ЦСКА в ЛЧ оплачивает и государство? Гинер скажет, что там только частные деньги, но компании-то не совсем частные . Поэтому ползут слухи о продаже ЦСКА в частные богатые руки. Например, сыну Романа Абрамовича.

5 место. «Рубин»

Бюджет: 4.7 млрд. рублей.

Спонсор: «ТАИФ» (частная группа компаний).

Название генерального спонсора «Рубина» расшифровывается как «Татаро-американские инвестиции и финансы», а чистая годовая прибыль в раз двадцать выше, чем нужно клубу. Под контроль «ТАИФ» перешли летом . Следовательно, вернули Бердыева и пересмотрели бюджет. Раньше «Рубин» тратил неприлично много, а теперь есть финансовые проблемы – раз Жонатаса продали в Германию .

Но даже если со 100 млн. евро скатились до 70 млн. – денег у «Рубина» больше, чем у ЦСКА, и достаточно, чтобы строить команду с прицелом на будущее возвращение в еврокубки. Пока играют средне, зато являются частным клубом, бюджет Татарстана не расходуют. Говорят, на проект Грасии выбросили 7 миллиардов рублей, а нынешний бюджет выглядит приличнее . Тем более, может оказаться даже чуть меньше, чем 4.7 млрд. евро. Но не сильно меньше – зарплаты в клубе большие.

4 место. «Краснодар»

Бюджет: 4.7-5 млрд. рублей.

Спонсоры: ТС «Магнит» и ее поставщики (частные компании), титульный спонсор – «Constell Group».

Тут все просто и прозрачно. Бюджет ФК «Краснодар» в этом году не увеличивали. И выручка растет, по словам гендира. В прошлом году задекларировали убытки в 98.7 млн. рублей, но при этом за два года выросла выручка – с 115 млн. рублей до 3.84 млрд. Проще говоря, «быкам» больше не хочется иметь дело с УЕФА и их странной реализацией идеи финансового равенства, которого нет в помине.

В целом расходы «Краснодара» можно смело называть умными и даже запасливыми. Во-первых, Галицкий тратит заработанные его компанией деньги, что исключает допущение воровства у государства и странное завышение расходов. Во-вторых, 70-80 млн. евро – так оценивали бюджет «Краснодара» последних лет различные источники, можно назвать даже низким для клуба высокого уровня. В-третьих, «быки» как клуб растут, даже если проигрывает первая команда.

3 место. «Локомотив»

Бюджет: 5.4 млрд. рублей.

Спонсоры: ОАО «РЖД» (государственная компания).

Выше «Краснодара» - мажоры! И государственный клуб. Получается, каждый сотрудник РЖД отдает в год по 6 467 рублей, чтобы содержать «Локомотив»? Надеемся, работники компании не делили бюджет на количество сотрудников. Ведь тратят на клуб сумму, соразмерную с половиной чистой прибыли РЖД в 2016 году. Неудивительно, что поручено не увеличивать футбольные расходы, а Геркус начал искать сторонних спонсоров, чем раньше не занимались.

Нынешний бюджет «Локомотива» - четыре пятых от бюджета «Лацио», например. А зарплата Тарасова выше, чем у Иммобиле. У футболистов «железнодорожников» солидные оклады – Чорлука, Игорь Денисов, Тарасов и Фарфан за год получают в сумме намного больше, чем могут потратить «СКА-Хабаровск» или «Амкар». Зато «Локомотив» хотя бы в Кубке России успешно играл. И сейчас фаворитов обыгрывает, чтобы уступать тем, кто намного беднее, вроде «Уфы» и «Тосно». Так и живут – зарабатывают миллионы, а тратят миллиарды государственных денег.

2 место. «Спартак»

Бюджет: 8.1 млрд. рублей.

Спонсоры: «Лукойл» (номинальный держатель 61.8 % акций – Bank of New York), ИФД «КапиталЪ» (частная инвестиционная компания).

Лет пять тому назад глава «Лукойла» говорил, что иностранцы владеют половиной активов российской компании. Получается, это нефтяное «народное достояние», если и народное, то американское или швейцарское? В совете директоров хватает иностранцев , но точно активы поделить тяжело, учитывая выход на биржу. А номинально контрольный пакет акций держал некий «Bank of New York».

Это тот самый банк, через который на рубеже веков отмыли 10 млрд. денег российского народа? Был большой скандал, суды в США. Но российские прокуроры почему-то прекратили дело, пошли на мировую. Впрочем, это так – штрих к портрету, давняя история, к «Лукойлу» отношения не имеет. Мировой гигант может себе многое позволить, даже спонсировать футбольный клуб. И Федун потратил на «Спартак» безумные деньги, а у него около 10% акций «Лукойла» .

Также «Спартаку» помогают экзотические спонсоры – гигант сетевого маркетинга, или важные – инвестиционная компания «КапиталЪ». Недавно Федун жаловался, что психологически устал тратить на футбол так много денег. И такую оценку легко расшифровать - ИФД «КапиталЪ» попал в свежий санкционный список. Сам «Спартак», по слухам, давно принадлежит некоему оффшору на славном Кипре, но любые финансовые проблемы серьезного спонсора – неприятность.

Федун отшучивался, что в Вашингтоне болеют за ЦСКА, но на деле партнер «красно-белых» пострадал из-за гостиниц в Крыму. Получается, нет гарантий, что на «Спартак» и дальше будут тратить по 160 млн. евро в год? Время покажет, но для «Лукойла» с выручкой за первый квартал этого года в 1.4 трлн. рублей такие траты не являются нереальными . Плюс состояние самого Федуна по оценкам «Forbes» за год увеличилось.

Пусть «Спартак» - на редкость бестолковый проект, приятно, что прямо из бюджета их не кормят . И «Лукойлу» для закрытия годовых трат чемпионов России надо отдать всего 4 % чистой прибыли за прошлый год. Большие деньги, но не все средства москвичи получают от одного источника – у «Спартака» десятки спонсоров. А выручка доходит до 5 млрд. рублей. Лучше, чем у других клубов, которые даже в теории не могут заработать ни полмиллиарда, ни хотя бы триста миллионов рублей в год.

1 место. «Зенит»

Бюджет: 10.8 млрд. рублей.

Спонсоры: «Газпром» и его дочерние компании – банк и добытчики нефти (минимум на 50 % принадлежат государству).

Как только «Зенит» заключил мировое соглашение с УЕФА после штрафа, убыточный клуб резко стал прибыльным. Случилось чудо - выпущенные акции разлетелись, как горячая шаверма. А в «Газпром нефти» неожиданно пожелали выдать «Зениту» гору денег. Всего у клуба три десятка спонсоров (даже пекари и изготовители оптики) , а иностранные аудиторы за 2016 год насчитали доход - 196.5 миллионов евро.

Тут часто деньги «Газпрома» под разным соусом, но меценатам «Зенита» приходится размывать структуру трат на клуб. Также помним, что им построили стадион примерно за 45 млрд. рублей и отдали на 49 лет в аренду за 1 рубль – поэтому у клуба нет огромных долгов, как у ЦСКА . Хотя в структуре доходов жалкие 5% добывали в дни матчей (сейчас доля вырастет), а телевизионные права проданы еще одной дочерней компании спонсора.

Даже если максимально лояльно отнестись к подсчетам, минимум 200 млн. евро за 5 лет при иначе расставленных приоритетах могли достаться государственной казне. Если нелояльно считать – набежит 760 млн. евро государственных денег . Плюс «Крестовский» является щедрым подарком России, ведь сложно назвать выгодной аренду за 1 рубль объекта за 43-45 миллиардов. Зато теперь резко ставший финансово успешным «Зенит» нельзя отстранить от еврокубков за нарушение законов УЕФА.

Также важно понимать - всегда можно заявить, что на клуб тратят строго доходы частных акционеров генерального спонсора, а не долю государства. Формально не подкопаешься. Но в УЕФА не случайно штрафовали «Зенит». Пока за счет эмиссии акций не дописали кругленькую сумму из загазованного воздуха, клуб был убыточным. А теперь прибыльный – цветет и пахнет . Но за лето потратили 85 млн. евро на трансферы, поэтому не факт, что бюджет не увеличивали с привычных 160 млн. евро.

Сколько в РФПЛ частных и государственных клубов?

Всего пять частных клубов, а одиннадцать сидят на шее бюджета или государственных компаний с независимыми акционерами. И выделяется «Зенит». За год тратит в 9 раз больше, чем «Арсенал», и в 18 раз больше, чем «Анжи», в 27 раз – чем «СКА-Хабаровск». Но со всеми этими командами имел проблемы на поле. А ЦСКА часто был выше «Зенита», хотя у армейцев бюджет в два раза скромнее. Одновременно «Спартаку» их страшные траты не помогали, как и многим другим, вроде «Рубина». А если суммировать все бюджеты, то по карте России размазываем почти 50 миллиардов рублей за сезон, и там примерно 20 миллиардов из казны.

Но «Зенит» реально не заработает 10 миллиардов рублей без помощи спонсора. «Амкар» не сможет собрать хотя бы десятую часть из 870 миллионов рублей. А «Локомотив» - клуб на шее государства, сам не отобьет зарплату футболистов. РФПЛ живет годами, растрачивая бюджеты целых государств. Но если деньги не гарантируют качество футбола, почему не оптимизируют расходы? Никто даже не ищет финансовый смысл в существовании РФПЛ, никаких планов, никакого аудита. А годовой бюджет лиги сейчас в 13 раз ниже, чем клубов-участников. «Спартак» тратит 8 миллиардов, чтобы получить премию в двадцать раз ниже – гениально живут!

Кто из клубов получает больше всего денег за спонсорские контракты? Вы подумаете это команды, за которые выступают Роналдо и Месси? А вот и нет. Первая пятерка – это сплошь английские клубы, как оплоты капитализма. А спонсоры у них совсем не из Англии, Ливерпуль – исключение.

Давайте сразу проясним ситуацию, речь сегодня пойдет о shirt sponsorship, то есть о тех эмблемах, которые мы все видим на футболках футболистов. Такие компании, как Adidas и Nike относятся к kit sponsorship, а именно спонсорам футбольной формы. Но о них в следующей статье.

Итак, самый большой спонсорский контракт получил самый богатый клуб в этой вселенной, а именно, Манчестер Юнайтед . Манкунианцы заключили контракт с американским гигантом General Motors и теперь Погба и Ибрагимович бегают с огромной эмблемой Шевроле. За это удовольствие американцы платят 49 млн. фунтов стерлингов в год (60,3 млн. евро), что на пересчет на наши родные рубли составляет почти 4,5 миллиарда рублей. То, что спонсором МЮ стала американская компания, совершенно неслучайно. Вспомним, что владельцами клуба является американская семья Глейзеров, которая и занимается активным привлечением партнёров из западного полушария (одним из предыдущих спонсоров была американская страхования компания AIG). Кстати, сделка предполагает, что футболисты обязаны ездить на работу, т.е. на тренировки только на автомобилях Шевроле, которые им любезно на безвозмездной основе предоставила компания. Руни и компания получили Шевроле Корвет и Камаро, но несмотря на это, в английской прессе активно обсуждалось нежелание футболистов пересесть на эти авто вместо излюбленных Порше и Бентли.

На фото ниже, Де Хеа везет Хуан Мата на треню:

photo: Nigel Bennett

Второй по прибыльности контракт в кармане у Челси и Манчестер Сити . Лондонцы получают ежегодно 40 млн. фунтов стерлингов (49 млн. евро) от японской Yokohama Tyres за возможность написать Chelsea FC на своих шинах. Но японцы этого еще не сделали, так как шины с гравировкой бренда я, так и не нашла в интернете, есть только макет как они должны выглядеть.

А вот в Манчестер Сити спонсоры, как и следовало ожидать, из ОАЭ в лице Etihad Airways. Как вы, наверняка, знаете Сити принадлежит 46-летнему Шейху Мансуру, члену правящей королевской семьи эмирата Абу-Даби. Если вам захочется поддержать любимую команду и полететь рейсами данной авиакомпании, то учтите, что из Москвы до Абу-Даби в эконом – классе билет будет стоить около в 21 тысяч рублей в одну сторону, бизнес – класс Flex обойдется чуть больше и составит 100 тысяч рублей (за это Вам предоставят персонального шофера). Рейса Москва – Манчестер, к сожалению, нет). Ну а для искушенных у Etihad Airways есть совершенно космический супер-мега класс - The Residence, где вы будете пить шаманское из бокалов от Vera Wang, есть изысканную кухню из фарфоровой посуды Bernardaud и спать на двуспальной кровати, застеленной итальянской пастелью Pratezi of Firenze. Из Москвы такие рейсы не летают, но вот из Лондона, пожалуйста: Лондон – Абу-Даби на 30 мая 2017 года стоит 600 тысяч рублей. Да, и, конечно, это в одну сторону.

Кто у нас остался из английских клубов? Ливерпуль и Арсенал . Мерсисайдцев поддерживает Standard Chartered, один из старейших английских банков, чья прибыль до налогообложения в прошлом году составила 1,1 млрд. долларов. Поэтому эти ребята могут ежегодно отчислять в копилку Ливерпуля 30 млн. фунтов стерлингов.

Наконец мы добрались до Арсенала и Emirates. Знаменитая авиакомпания поддерживает огромное количество футбольных клубов, но наибольший кусок достался лондонцам - 30 млн. фунтов стерлингов ежегодно.

Наконец, закончим с английскими клубами – толстосумами и переберемся в Испанию. Здесь, да и в остальной Европе, спонсорский ценник приблизительно раза в два ниже, чем на Туманном Альбионе. Наибольший спонсорский контракт получила Барселона от Qatar Airways (35 млн. евро ежегодно). Кстати, Барселона была знаменита тем, что до сотрудничества с катарцами, никогда не писала на своих футболках никаких наименований коммерческих компаний. Если закрыть глаза и представить допустим Роналдиньо в форме Барсы, то все вспоминают логотип ЮНИСЕФ, который был на футболках каталонцев на протяжении более 10 лет. Кстати, в отличии от всех других клубов, Барселона сама перечисляла средства в ЮНИСЕФ в размере 1,5 млн. евро ежегодно, чтобы иметь право выходить в форме с эмблемой международной организации. Руководство каталонцев подверглось критике в прессе за проведенную смену. Но в оправдание Барсы, можно сказать, что они оставили логотип ЮНИСЕФ и теперь если вы вспомните Месси и el clasico, то увидите надпись:

Перейдем к «любимым друзьям» каталонцев – мадридскому Реалу . Королевский клуб спонсирует авиакомпания Emirates и тратит на сливочных 30 млн. евро в год. До этого на протяжении многих лет на футболках галактикос красовалось название букмекерской компании bwin и немецкой компании Siemens.

Мюнхенская Бавария получает от немецкого мобильного оператора Deutsche Telekom – 30 млн. евро в год. Мы все можем представить большую букву Т на красных футболках баварцев.

Отправимся во Францию, и здесь нас будет ждать ПСЖ и снова Emirates с ежегодным отчислением в размере 25 млн. евро в год. Довольно интересно, учитывая то, что владельцем парижского клуба является катарская компания Qatar Sports Investments, которую основал ни много ни мало сам эмир Катара Тамим бин Хамад аль Тани. А вот председателем этого фонда и заодно президентом ПСЖ является Нассер Аль Хелайфи, который хорошо знаком всем болельщикам французской команды:

photo: Marc Piasecki/Getty Images Europe

И, наконец, в конце нашего списка – Италия и, конечно, же Ювентус . У Дибала на футболке красуется огромная надпись Jeep , да-да название легендарного американского автомобиля. Казалось, что делать американцу на просторах Турина? Так вот Jeep входит в международный концерн Fiat Chrysler Automobiles. А теперь вспомним кому принадлежит Ювентус? Конечно, это знаменитая семья Аньелли и именно они владеют контролирующим пакетом Fiat Chrysler, который ежегодно перечисляет 17 млн. евро, чтобы красоваться на футболке у молодого аргентинца:

Вот я и закончила рассказ о крупнейших shirt sponsors мирового футбола в 2016 году. Всего не перескажешь, например, у Ромы нет такого спонсора и на футболке Тотти нет никакой надписи абсолютно никакой фирмы. А наш родной Газпром является спонсором не только Зенита, что естественно, но и немецкого клуба Шальке 04. Но это уже совсем другая история.

Владимир Стогниенко и Дмитрий Навоша вчера в эфире "Радио Спорт" предложили очень любопытную вещь – обсудить спонсоров команд премьер-лиги.

Итак, начнем.

«Зенит» - «Газпром»

Думаю, многие люди, даже не связанные с футболом, знают, какой у петербургского клуба спонсор. «Газпром» - самая крупнейшая и богатейшая компания России. Является газодобывающей и газораспределительной компанией, крупнейшей компания в России, владеет самой протяжённой газотранспортной системой (более 160 000 км). Также является мировым лидером отрасли.

Еще у «Зенита» есть спонсор – компания по производству шин «Cardiant», ее логотип красуется на сине-бело-голубых футболках сзади. Не будем забывать и о «Газпромнефти», которая является дочерней компанией «Газпрома».

ЦСКА – «Башнефть»

Московские армейцы, наряду с московским «Спартаком», являются частными клубами, принадлежат частным лицам. В случае с ЦСКА – это Евгений Гинер. Спонсором красно-синих с этого года является российская вертикально-интегрированная нефтяная компания «Башнефть». Компания ведёт добычу нефти на территории Башкирии, Татарстана, Оренбургской области из месторождений Урало-Поволжской нефтегазоносной провинции (всего свыше 160 месторождений), большинство из которых находятся в фазе падающей добычи. Качество нефтяных запасов компании невелико: месторождения характеризуются высокой степенью истощённости (около 85 %), обводнённости (до 90 %) и повышенным содержанием серы (2 % и выше). Также компания добывает нефть на четырёх лицензионных участках в Ханты-Мансийском автономном округе.

На конец 2009 года доказанные запасы компании по категории 1P составляли 1,3 млрд баррелей (177,4 млн т) нефти, а с учетом вероятных и возможных — 2,1 млрд баррелей (286,5 млн т). На мой взгляд, у ЦСКА сильный титульный спонсор-партнер.

«Рубин» - «Таиф»

Группа компаний «ТАИФ» — крупный российский холдинг, контролирующий 96 % химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей отраслей Татарстана.

Общая численность персонала — свыше 40 тыс. человек. Выручка компании в 2007 году по МСФО составила 192,1 млрд руб. (в том числе от деятельности в сфере химии, нефтехимии и газопереработки — 170 млрд руб.), чистая прибыль — 21,3 млрд руб.

Консолидированная выручка компании за 2009 год, по собственным данным, составила 257 млрд руб., прибыль — 19 млрд руб.

Именно при этом спонсоре, «Рубин» показывает свои лучшие результаты в истории.

«Ростов» - -

У футбольного клуба «Ростов» титульного спонсора нет. Не считая, конечно, технического – бельгийской компании «Patrick». Область активно помогает команде и, надеюсь, без денег она не останется.

«Спартак-Нальчик» - «Синдика»

Не так давно, нальчане обзавелись собственным спонсором – строительной компанией «Синдика». Кстати, в Москве есть рынок этой компании. По большому счету, это примерно тоже самое, если бы спонсором одной из команд был, допустим, несуществующий ныне рынок «Черкизовский».

«Синдика-О» - крупнейший строительный рынок Москвы.

Площадь рынка «Синдика-О» составляет около 60000 кв.м, ассортимент товара представлен более чем 50 тыс. наименований различных товаров - от простых гвоздей до цемента, сухих смесей, пластиковых окон, обоев, оборудования для ванной, металлической сетки для дачи, импортной или отечественной сантехники, всевозможного инструмента...

На рынке «Синдика-О» предлагают свои товары более 1500 фирм.

«Спартак» Москва – «Лукойл»

Нефтяная компания – «Лукойл» является лишь титульным спонсором красно-белых. Не нужно путать понятия. Владелец клуба – бизнесмен и вице-президент «Лукойла» Леонид Федун. Деньги на команду он тратит из своего кармана.

ОАО «Нефтянная компания «Лукойл» вторая после «Газпрома» по объёмам выручки компания в России (по итогам 2008 года, по данным журнала «Эксперт»). До 2007 являлась крупнейшей по объёму добычи нефтяной компанией в России («Роснефть» опередила её после покупки активов «ЮКОСа»). По размеру доказанных запасов углеводородов «ЛУКойл» является второй в мире частной нефтяной компанией после ExxonMobil .

Основные виды деятельности компании — операции по разведке и добыче нефти и природного газа, производство и реализация нефтепродуктов.

«Терек» - «ЗАТО-Банк»

Титульным спонсором «Терека» является банк «ЗАТО-Банк». ЗАО «ЗАТО-Банк» создан в целях совершенствования финансово-экономической системы закрытых административно-территориальных образований ЗАТО) на территории Российской Федерации в части банковского обслуживания счетов по исполнению местных бюджетов, совершенствования расчетно-кассового обслуживания счетов муниципальных учреждений и организаций ЗАТО, обеспечения бесперебойного функционирования предприятий на территории ЗАТО и эффективного использования их временно свободных средств.

Опять же, не будем забывать, что банк – всего лишь титульный спонсор команды.

«Локомотив» - «Российские железные дороги»

РЖД - владелец инфраструктуры российской сети железных дорог, одна из крупнейших в мире транспортных компаний. ОАО «РЖД» было создано 18 сентября 2003 года. Единственным акционером общества является Российская Федерация. От её имени полномочия акционера осуществляются Правительством Российской Федерации. Оно утверждает в должности президента общества, ежегодно формирует совет директоров и утверждает годовые отчёты.

В последнее время, стала появляться информация о том, что президент клуба Ольга Смородская решило поставить команду на частные рельсы, клубом даже заинтересовался бизнесмен Михаил Прохоров.

«Томь» - -

Титульного спонсора у томской команды нет, а партнеров у клуба много. «Роснефть», «Газпромнефть», «Сибур», «Транснефть», «МРСК» и «ИНТЕР РАОЭС». Практически все эти компании стали спонсорами команды по просьбе Владимира Путина. Недаром, на домашнем стадионе «Томи» располагается огромный плакат с изображением премьер-министра.

«Динамо» - ВТБ

ОАО Банк ВТБ — российский коммерческий банк. Второй по величине активов (после Сбербанка) коммерческий банк страны и по размеру уставного капитала. В списке 1000 крупнейших банков мира по капиталу за 2008 год британского журнала The Banker ВТБ занял 70-е место.

После подписания контракта, банк ВТБ стал владельцем 74% акций клуба, а также контролирующим акционером управляющей компании "Динамо". УК реализует крупный девелоперский проект по застройке территории Петровского парка, а также реконструкции стадиона "Динамо" на северо-западе Москвы. Акции клуба перешли ВТБ в счет погашения кредитов. Еще банк выделит более $1,4 млрд на реконструкцию стадиона.

Банк ВТБ не первый год на рынке футбольного спонсорства. Ранее, эта компания была партнером ЦСКА.

«Сатурн» - «Промсвязьбанк»

Промсвязьбанк — российский коммерческий банк, открытое акционерное общество. Является одним из крупнейших банков в России. В рейтингах журнала The Banker Промсвязьбанк занимает 426-е место в списке 1000 крупнейших банков мира и 15-е место среди банков Центральной и Восточной Европы по размеру собственного капитала — 45 млрд рублей.

Ни для кого не секрет, активное участие в жизни команды принимает губернатор Московской области Борис Громов, что не мешает команде иметь титульного спонсора.

«Крылья Советов» - «Ростехнологии»

Самарскому клубу перед началом этого сезона спонсоров подбирал Владимир Путин. ВТБ, «Куйбышевазот» и «Авторадио» - второстепенные партнеры самарцев. Главным же партнером команды, является государственная корпорация «Ростехнологии», созданная в конце 2007 года, для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. Корпорация создается на основе имущественного взноса, осуществляемого Российской Федерацией. Головной же компанией корпорации является государственный экспортер оборонной продукции ФГУП «Рособоронэкспорт». На осень 2009 года, в состав «Ростехнологии» входит 439 предприятий на территории России.

«Сибирь» - «Сибмост»

Компания «Сибмост» занимается проектированием и строительством мостов. Также влияет на жизнь команду мэрия города Новосибирска и администрация Новосибирской области.

«Анжи» - «Дагнефтепродукт»

У махачкалинской команды нет одного основного спонсора. Президентом клуба является Магомед-Султан Магомедов - президент нефтяной компании «Дагнефтепродукт». Клуб содержится на личные средства бизнесмена и, конечно же, денежными средствами помогает область.

«Алания» - -

Даже на сайте владикавказской команды нет никакой информации о спонсорах, что подразумевает бюджетное финансирование.

«Амкар» - -

Титульный спонсор отсутствует. Полным названием команды является «Общественная Организация города Перми Футбольный Клуб "Амкар"». Финансируется компанией "Минеральные удобрения", "Сибур" и местными структурами и бюджетными средствами.

P.S.: Не стоит путать понятие титульного спонсора футбольного клуба с его владельцем.

А что думаете по поводу финансовых отношений в российских клубах вы, болельщики?

*Подписывайтесь на блог*

Лучшие статьи по теме