Бизнес. Отчетность. Документация. Право. Производство
  • Главная
  • Идеи бизнеса
  • Конспект урока по орксэ «Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Портал образования Презентация для чего живет человек орксэ

Конспект урока по орксэ «Жизнь человека — высшая нравственная ценность. Портал образования Презентация для чего живет человек орксэ

Цель:

формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности

Задачи:

личностные

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

Формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

Создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, милосердие в человеческой жизни.

Оборудование: презентация к уроку, материал, необходимый для работы в группах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

Цель:

формирование понятия жизни, как высшей нравственной ценности

Задачи:

личностные

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Развивать умение оценивать своё поведение, нести ответственность за свои поступки;

Формировать уважительное отношение к интересам, ценностям, свободе других людей.

метапредметные

Развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

Формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную позицию;

Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным заданием;

предметные

Создать условия для осознания, понимания и принятия обучающимися таких ценностей, как нравственность, милосердие в человеческой жизни.

Оборудование: презентация к уроку, материал, необходимый для работы в группах

Ход урока

I. Мотивация

Показ видеоролика « Притча о ценностях жизни. 1000 шариков ».

Что понял человек о жизни? (ответы)

А что вы, ребята, подумали о своей жизни? (У нас еще много шариков)

Да, у вас еще много шариков, но надо, чтоб каждый был отмечен добром для окружающих а, значит, радостью.

II. Актуализация и пробное учебное действие

Что ценно для нас с вами в жизни? (ответы детей)

А что может быть ценнее этих ценностей? (жизнь человека)

Чем ценна для человека жизнь? (ответы)

Почему мы не можем однозначно ответить на данный вопрос? (ответы)

У каждого человека есть свои ценности жизни.

Работа с учебником с.60.

Чтение детьми 1,2 абзаца.

III. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую цель нам нужно поставить, чтобы ответить на данный вопрос?

Узнать, какие жизненные ценности наиболее значимые для человека?

Понять, за что люди любят жизнь и в чем выражается любовь к жизни.

Понять, для чего надо жить, какая жизнь ценна.

IV. Реализация построенного проекта

В нашей стране проходили Олимпийские Игры- 2014, Паралимпиада-2014.

Одним из участников паралимпиады являлся Александр Шевченко (42 года, керлинг)

Александр - сын офицера флота, в юности решил идти по стопам отца, дослужился до капитана-лейтенанта ВМФ. За время службы успел обойти полмира на военном корабле и лучшего для себя не желал. С каждым годом Александр приближался к цели – дослужиться до звания отца, капитана первого ранга. Но в один день все остановилось.

Превысил скорость и не справился с управлением, - вспоминает Александр. – Машина перевернулась…

Диагноз – травма позвоночника. Инвалидная коляска на всю жизнь.

Но Шевченко – военный. На этот раз отдавать приказы пришлось самому себе. Первый – не терять надежды однажды встать на ноги. Сделать все для достижения этой цели. А потом появилась и вторая – выиграть домашнюю Паралимпиаду. Возникла она уже после того, как однажды Александр увидел по телевизору соревнования по керлингу.

В 2006-м году он впервые вышел на ледовую дорожку, через три года получил звание мастера спорта.

У нас и обычный керлинг еще не сильно прижился, не говоря уже о керлинге на инвалидных колясках. Тем не менее, российская команда, членом которой является Александр Шевченко, уже успела стать чемпионом мира два года назад. У паралимпийского керлинга есть несколько особенностей, но в чем он точно не уступает обычному, так это в зрелищности. Не зря, наверное, Александр Шевченко сказал, что выступать на домашних играх будет страшно… интересно. Страх этому человеку неведом, это он уже доказал.

Какие ценности были у Александра до аварии? (ответы)

Как изменилась его жизненная позиция после аварии?

Вывод: чтение 3 абзаца учебника

Работа с иллюстрациями. С. 60-61

Кто человеку выбирает работу, занятия, увлечения, друзей?

Чего достигает учитель?

Чем занимается лаборантка? Сварщик? Пограничник? Кто заботится о человеке, только начинающем жизнь?

Вывод: Чтение детьми 4 абзаца

«Кукушка» (Ненецкая сказка)

Вот что было. Жила на земле бедная женщина. Было у нее четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера.

Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежу промочат, а мать - суши.

Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

От жизни такой, от работы тяжелой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовет, просит:

Детки, воды мне дайте. Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

Старший говорит:

Я без пимов. Другой говорит:

Я без шапки. Третий говорит:

Я без одежи.

А четвертый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать:

Близко от нас река, и без одежи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу!

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть - заглянул в чум.

Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает.

И вдруг малица перьями покрылась. Берет мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится.

Наперсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын:

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:

Мама, мы тебе водички принесли. Отвечает им мать:

Ку-ку, ку-ку! Поздно, поздно. Теперь озерные воды передо мной. К вольным водам лечу я.

Бегут дети за матерью, зовут ее, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:

Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама!

Отвечает мать издали:

Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Поздно, сынок, не вернусь я. Так бежали за матерью дети много дней и ночей - по камням, по болотам, по кочкам.

Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьет себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Почему мать бросила своих детей? (ответы)

Чем ценна жизнь любого человека для близких людей? (ответы)

Вывод : Чтение 5 абзаца учебника

Чтение текста учебника до последнего абзаца (видеоряд)

Жизнь человека – это счастье общения с людьми, счастье созерцания красоты окружающей природы, счастье изучать, открывать мир, создавать, творить новое, нужное людям. Каждый человек радуется, учится, удивляется, делает большие и маленькие открытия для себя и для людей.

Кого из этих людей вы знаете?

Что они подарили людям?

А что получили взамен? (признание людей, благодарность)

А что было бы, если бы их жизнь оборвалась в раннем детстве? (ответы детей)

Этот ряд можно продолжить более знакомым: мама, брат, одноклассник, соседка, учительница. Что они подарили вам?

Каждый человек, пока живет, дарит людям радость и получает радость от людей?

Динамическая пауза

Игра с психологическим смыслом «Щепки на реке»

Закрыв глаза, мы верим в чудо и доверяем миру нашу жизнь...
И если Вы хотите, чтобы другие доверяли Вам, Вы должны чувствовать, что можете доверять им даже с закрытыми глазами. Даже когда падаете.
Участники встают в два длинных ряда лицом друг к другу. Расстояние между участниками должно быть чуть больше одной вытянутой руки. Все дети это вода одной реки. Тёплая, понимающая, ласковая. По реке по очереди плывут щепки (дети, начиная с какого-либо края). Они сами решают, как они будут двигаться: быстро или медленно, прямо или кружась, и т.д. Желательно щепкам закрыть глаза. Вода должна помочь щепкам найти дорогу. Все по очереди проходят сквозь реку и встают в конце строя. Важно, чтобы дети не отпихивали щепки, а бережно передавали.

V. Первичное закрепление

Разделиться на 4 группы для создания творческих мини-проектов:

А) Проект «Я выбираю жизнь! А ты?»

Б) Проект «Жизнь прекрасна!» ( поэтические миниатюры)

В) Проект «Дерево мудрости» Работа у доски. Из ладошек, на которых написаны афоризмы о жизни и жизненных ценностях, выкладывается Дерево Мудрости

Г) Проект « Секреты Счастья» .

Защита проектов

VI. Включение в систему знаний и повторение

Просмотрите текст учебника. Какой отрывок вы бы взяли в качестве вывода по уроку? (последний абзац)

Зачитайте его вслух.

VI. Рефлексия

- За что люди любят жизнь? В чем выражается забота о сохранении жизни? Кто может ответить?

Поэт К. Ваншенкин написал слова для песни «Я люблю тебя, жизнь». Их знают все взрослые люди.

Я люблю тебя, жизнь,

Что само по себе и не ново.

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова.

Вот уж окна зажглись,

Я шагаю с работы устало.

Я люблю тебя, жизнь,

И хочу, чтобы лучше ты стала.

(звучит фрагмент песни)



Цель урока: определение понятия «моральный человек», присвоение его нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека. 1. Чтение рассказа «Трусиха» Н.М. Артюховой 2. Подумать и записать тему урока. 3. Выполнить задания по слайдам 3,4,5. 4.Дом. задание: подготовить творческую работу на любую тему (стр)






Что значит быть моральным. Прочитай рассказ ответь на поставленный вопрос Однажды Малыш вернулся из школы злой, с шишкой на лбу. Мама хлопотала на кухне. Увидев шишку, она, как и следовало ожидать, огорчилась. -- Бедный Малыш, что это у тебя на лбу? -- спросила мама и обняла его. -- Кристер швырнул в меня камнем, -- хмуро ответил Малыш. -- Камнем? Какой противный мальчишка! -- воскликнула мама. -- Что же ты сразу мне не сказал? Малыш пожал плечами: - Что толку? Ведь ты не умеешь кидаться камнями. Ты даже не сможешь попасть камнем в стену сарая. -- Ах ты глупыш! Неужели ты думаешь, что я стану бросать камни в Кристера?


А чем же еще ты хочешь в него бросить? Ничего другого тебе не найти, во всяком случае, ничего более подходящего, чем камень. Мама вздохнула. Было ясно, что не один Кристер при случае швыряется камнями. Ее любимец был ничуть не лучше. Как это получается, что маленький мальчик с такими добрыми голубыми глазами - - драчун? -- Скажи, а нельзя ли вообще обойтись без драки? Мирно можно договориться о чем угодно. Знаешь, Малыш, ведь, собственно говоря, на свете нет такой вещи, о которой нельзя было бы договориться, если все как следует обсудить. -- Нет, мама, такие вещи есть. Вот, например, вчера я как раз тоже дрался с Кристером... - И совершенно напрасно, -- сказала мама. -- Вы прекрасно могли бы разрешить ваш спор словами, а не кулаками. Малыш присел к кухонному столу и обхватил руками свою разбитую голову. -- Да? Ты так думаешь? -- спросил он и неодобрительно взглянул на маму. -- Кристер мне сказал: "Я могу тебя отлупить". Так он и сказал. А я ему ответил: "Нет, не можешь". Ну скажи, могли ли мы разрешить наш спор, как ты говоришь, словами? 1. Почему мама и малыш не понимают друг друга?




Добродетельный поступок 1.______________________________ 2.______________________________ 3.______________________________ 4.______________________________ 5.______________________________ 6.______________________________ 7.______________________________ 8.______________________________ 9.______________________________ 10.______________________________ Порочный поступок 1.___________________________ 2.___________________________ 3.___________________________ 4.___________________________ 5.___________________________ 6.___________________________ 7.___________________________ 8.___________________________ 9.___________________________ 10.___________________________

Урок ОРКСЭ

Модуль «Светская этика»

Тема: «Достойно жить среди людей»

Учитель: О.Н. Еремчук.

Гимназия № 8

СЛАЙД 2 Мы с вами отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споём! (Звучит песня «Дорогою добра»)

На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке. Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности) На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие.

— Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей)

— Какой дорогой мы с вами пойдём, следуя словам песни? (Добра)

— Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…)

— Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории, о какой установке мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке),

Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие)

СЛАЙД 3 Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Пусть в этих важных намерениях вам поможет цветик-семицветик, который будет сопровождать нас в пути и поможет оценить наши возможности и достижения. На его сердцевине напишите, каким вам хотелось бы стать. Кто выполнил задание, отложите пока цветок. Продолжим наш путь с друзьями – поработаем в паре, чтобы попытаться раскрыть тему нашего урока.

СЛАЙД 4 У вас на столе конверт со словами. Необходимо расположить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение и наклеить на лист.

Проверяем. Кто составлял первое предложение, что у вас получилось? (Слушаем мнения и сверяем с записью на слайде)

Что за предложение получилось? (Пословица) Объясните значение.

Аналогичная работа проводится с остальными пословицами.

Что объединяет все пословицы? (Как необходимо вести себя в обществе людей)

Все эти мудрые мысли, ребята, раскрывают нашу сегодняшнюю тему урока: «Достойно жить среди людей».

СЛАЙД 6 В речи часто встречаются фразы со словом «достоинство» (Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство) Попробуйте объяснить их значение. (Высказывание детей)

СЛАЙД 7 А вот как толкуется значение этого слова в словаре Сергея Ивановича Ожегова:

«ДОСТОИНСТВО -а, ср.

Положительное качество. В спектакле много достоинств.

  1. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства.
  2. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей.
  3. То же, что титул (в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство.

— Оценить по достоинству кого-то — составить правильное мнение.»

Итак, это совокупность моральных качеств. Давайте вспомним, а что такое мораль?

«МОРАЛЬ -и, ж.

Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали,

  1. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни.
  2. Нравоучение, наставление (разг.). Читать кому-нибудь мораль.»

«Не делай зла - вернется бумерангом,

Не плюй в колодец - будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется, что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых - не вернешь,

Не лги себе - со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаёшь.»

О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти стихи?

(Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

СЛАЙД 9 Чтобы продолжить разговор, посмотрим видеофильм. Видеоролик «Вернул долг через 30 лет». (Просматривают часть ролика).

Нравственно ли поступил мальчик? Почему? А мужчина? (Обсуждают)

Продолжаем смотреть.

Какие чувства возникли у вас после просмотра? Почему? По какому правилу жил мужчина? Как он помогал людям? (Бескорыстно)

Он жил достойно? А что мы можем сказать о мальчике, он достоин нашего уважения? Почему?

Что же значит жить достойно? (Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека лежит бескорыстие )

СЛАЙД 10 Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

«БЕСКОРЫСТИЕ

отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу,

желания скоплять богатства, приобретать неправо;

нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим;

нежелание наград и возмездий за добрые дела.

Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе».

СЛАЙД 11 Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия )

СЛАЙД 12 Откройте, пожалуйста учебник на стр.106. Прочитаем притчу.

Как вы её поняли?

СЛАЙД 13 Пришло время вернуться к нашему волшебному цветку, чтобы попробовать оценить себя. Я буду зачитывать различные жизненные ситуации, а вы, если в них описывается действие, характерное для вас, раскрашиваете один из лепестков любым цветным карандашом. Каждая ситуация соответствует одному из лепестков.

У кого получился цветик-семицветик? (Молодцы! Так держать!) А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

СЛАЙД 14 Об этом замечательные слова сказал великий немецкий мыслитель Иоганн Гёте: «Кто верить сам в себя умеет, тот и других доверьем овладеет»

СЛАЙД 15 Спасибо за урок, желаю всем удачного дня и добрых поступков!

Шутова Эльвира Валерьяновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Новоигирменская СОШ №3"
Населённый пункт: р.п. Новая Игирма Иркутская обл
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Презентация к уроку по ОРКСЭ "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"
Дата публикации: 28.08.2017
Раздел: начальное образование

МОУ «Новоигирменская СОШ №3»

учитель начальных классов

Шутовва Э.В.

Жизнь человека

Жизнь человека

– высшая

– высшая

нравственная

нравственная

ценность

ценность

Человек рождается

Жизнь свою творить.

Человек рождается,

Чтобы ПРОСТО ЖИТЬ!

Что мы ценим в

жизни? Какая

главная ценность?

Какая жизнь

особенно ценна? Кто

должен сделать

жизнь такой?

А.С.Пушкин - поэт

Ю.А.Гагарин- космонавт

Анна Курникова -

теннисистка

А.Б.Пугачева - певица

М.В.Ломоносов –

поэт и ученый

древнегреческий врач

Они подарили людям свой

Они подарили людям свой

талант, знания, творчество

талант, знания, творчество

Что главное в жизни для человека?

От чего зависит счастье родителей?

Кто заботится о здоровье людей в старости?

Почему жизнь человека имеет особую

ценность?

Чтобы ценить жизнь любого человека надо

придерживаться золотого правила

нравственности.

«(Не) поступай по

отношению к другим так,

как ты (не) хотел бы,

чтобы они поступали по

отношению к тебе».

Примерно 2 с половиной тысячи лет назад в

Гималаях жил

которого

«просветленный». Он был царевичем, но оставил

свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир,

он познал много горя и зла среди людей. Будда

захотел научить людей быть счастливыми, показать

им путь к счастью. Будда считал, что к счастью

нужно идти

по дороге добрых мыслей, добрых

слов и добрых дел.

Будда учит нас:

«Не делай

другим того,

что сам считаешь

злом».

Примерно в то же время в

царстве Лу в Китае жил великий

философ Конфуций (или учитель

Кун). Он тоже хотел научить людей

правильно жить, не совершать

ошибок, не делать зла. Он

говорил, что хочет добиться того,

«чтобы старики жили в покое, все

друзья были верными, а молодежь

любила старших».

Конфуций говорил:

«Только добро ведет к счастью».

В Индии существует вера в то, что

когда–то давным–давно там родился

первый человек Ману – первопророк,

прародитель людей. Он долго жил и у него

были дети, внуки, правнуки. Он был очень

мудр и, чтобы научить людей жить по

правде, правильно, он написал книгу,

которую называют «Законы Ману».

Смысл законов Ману:

«Не делай другим того, что

причинило бы боль тебе».

В существовавшем когда–то

государстве Иудея, у

иудейского народа был

вождь – Моисей. Они

уважали и чтили его за то,

что он освободил их, увел

из египетского рабства. Во

время пути (при

освобождении) иудеи и

Моисей испытали много

трудностей, но им помогал

Бог. Именно в пути на горе

Моисей получил от Бога 10

заповедей, по которым

должны жить люди.

Десять Заповедей Божиих.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме

Меня.

2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не

поклоняйся им и не служи им.

3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.

4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а

седьмой – суббота – есть день отдохновения, который

посвяти Господу Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен

на земле и долголетен.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не пожелай ничего чужого.

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя, жизнь,

Что само по себе и не ново.

Что само по себе и не ново.

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя снова и снова.

Я люблю тебя снова и снова.

Вот уж окна зажглись,

Вот уж окна зажглись,

Я шагаю с работы устало.

Я шагаю с работы устало.

Я люблю тебя, жизнь,

Я люблю тебя, жизнь,

И хочу, чтобы лучше ты стала.

Люби свою жизнь!

Люби свою жизнь!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Учитель НОО МАОУ «Гимназия № 8» города Ангарска Еремчук Ольга Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

нравствен- ная установка сопере- живание мудрость состра- дание дружба добро уважение вежливость взаимо- пони- мание Мы с вами отправляемся в путь за новыми знаниями и умениями. А чтобы нам было веселее в дороге, давайте споём! (Звучит песня «Дорогою добра») На нашем пути – прекрасное дерево, которое мы с Вами нарисовали на предыдущем уроке. Как мы его назвали? (Дерево мудрости или нравственности) На нём растут необычные плоды. Давайте вспомним – какие. - Без кого скучно и трудно в дороге? (Без друзей) - Какой дорогой мы с вами пойдём, следуя словам песни? (Добра) - Мы должны слушать друг друга, потому что дружба не может быть без чего? (Без уважения, взаимопонимания и других нравственных качеств…) - Спасибо, какие вы молодцы! А о какой нравственной категории, о какой установке мы говорили на прошлом уроке? (О нравственной установке), Хорошо. Но посмотрите, на нашем дереве нравственности созревает ещё одно яблоко. Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Узнать ещё одно нравственное понятие)

3 слайд

Описание слайда:

Мы становимся лучше и мудрее, потому что стараемся заглянуть в себя и понять, что каждый человек может совершенствоваться. Пусть в этих важных намерениях вам поможет цветик-семицветик, который будет сопровождать нас в пути и поможет оценить наши возможности и достижения. На его сердцевине напишите, каким вам хотелось бы стать. Кто выполнил задание, отложите пока цветок. Продолжим наш путь с друзьями – поработаем в паре, чтобы попытаться раскрыть тему нашего урока.

4 слайд

Описание слайда:

Худо тому, кто добра не делает никому. Друг сердечный; а как зовут, не знаю. В день страшный вся милостыня, тобою сотворенная, соберется в чашу твою. Кто добро творит, тому бог отплатит. У вас на столе конверт со словами. Необходимо расположить их в нужном порядке, чтобы получилось предложение и наклеить на лист. Проверяем. Кто составлял первое предложение, что у вас получилось? (Слушаем мнения и сверяем с записью на слайде) Что за предложение получилось? (Пословица) Объясните значение. Аналогичная работа проводится с остальными пословицами. Что объединяет все пословицы? (Как необходимо вести себя в обществе людей) Все эти мудрые мысли, ребята, раскрывают нашу сегодняшнюю тему урока: «Достойно жить среди людей».

5 слайд

Описание слайда:

Достойно жить среди людей Какая нравственная категория звучит в теме? Что мы должны выяснить сегодня на уроке? (Что значит жить достойно).

6 слайд

Описание слайда:

Как мы говорим? Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство. В речи часто встречаются фразы со словом «достоинство» (Оценить по достоинству. Чувство собственного достоинства. У него много достоинств. Достойно! Ронять своё достоинство) Попробуйте объяснить их значение. (Высказывание детей)

7 слайд

Описание слайда:

ДОСТОИНСТВО -а, ср. Положительное качество. В спектакле много достоинств. 2. Совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе. Ронять своё достоинство. Говорить с достоинством. Чувство собственного достоинства. 3. Стоимость, ценность денежного знака (спец.). Банковый билет достоинством в 5 тысяч рублей. 4. То же, что титул(в 1 знач.) (устар.). Графское достоинство. - Оценить по достоинству кого-то - составить правильное мнение. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова МОРАЛЬ -и, ж. Нравственные нормы поведения, отношении с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая мораль. Человек высокой морали, 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. Мораль басни. 3. Нравоучение, наставление (разг.). Читать кому-нибудь мораль.

8 слайд

Описание слайда:

«Золотое правило нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе» Не делай зла - вернется бумерангом, Не плюй в колодец - будешь воду пить, Не оскорбляй того, кто ниже рангом, А вдруг придется, что-нибудь просить. Не предавай друзей, их не заменишь, И не теряй любимых - не вернешь, Не лги себе - со временем проверишь, Что этой ложью сам себя ты предаёшь. Омар Хайям (18 мая 1048 - 4 декабря 1131) - персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог. Омар Хайям знаменит во всём мире своими четверостишиями «рубаи». Я хочу прочитать стихотворение одного древнего мудреца – Омара Хаяма… О каком главном правиле нравственности напоминают нам эти стихи?

9 слайд

Описание слайда:

Чтобы продолжить разговор, посмотрим видеофильм. (Просматривают часть ролика). Нравственно ли поступил мальчик? Почему? А мужчина? (Обсуждают) Продолжаем смотреть. Какие чувства возникли у вас после просмотра? Почему? По какому правилу жил мужчина? Как он помогал людям? (Бескорыстно) Он жил достойно? А что мы можем сказать о мальчике, он достоин нашего уважения? Почему? Что же значит жить достойно? (Жить в высокой степени нравственно, думая о том, как твои действия могут отразиться на других людях. В основе поступков достойного человека лежит бескорыстие)

10 слайд

Описание слайда:

БЕСКОРЫСТИЕ отсутствие корысти, сребролюбия, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград и возмездий за добрые дела. Бескорыстен тот, кто думает о других более, чем о себе. Толковый словарь Даля Влади́мир Ива́нович Даль (22 ноября 1801 г. - 22 сентября 1872 г.) русский учёный, писатель и лексикограф, военный врач, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» Как же объясняется значение этого слова в словаре Владимира Ивановича Даля?

11 слайд

Описание слайда:

нравствен- ная установка сопере- живание мудрость состра- дание дружба добро уважение вежливость взаимо- пони- мание бескорыстие Вот оно, то яблоко мудрости, за которым мы с вами отправились сегодня в путь! (Яблоко бескорыстия)

12 слайд

Описание слайда:

Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город такой большой, а Зуси такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя. Учебник «Основы светской этики» стр. 106 Откройте, пожалуйста учебник на стр.106. Прочитаем притчу. Как вы её поняли?

13 слайд

Описание слайда:

Легко ли быть бескорыстным? Уступить понравившуюся вещь тому, кто об этом попросит Подарить другому человеку своё свободное время, если он попросит Утешить другого, уступив свой билет на посещение мероприятия, на которое ты сам очень хотел пойти Помочь по дому, отказавшись от прогулки или встречи с друзьями Посидеть с маленьким ребёнком соседки, чтобы дать ей возможность сделать какие-то важные дела Помочь человеку, жертвуя своим временем и поступаясь желанием, если ему нужна помощь Дать возможность другому участвовать в празднике, в котором хотел участвовать сам Пришло время вернуться к нашему волшебному цветку, чтобы попробовать оценить себя. Я буду зачитывать различные жизненные ситуации, а вы, если в них описывается действие, характерное для вас, раскрашиваете один из лепестков любым цветным карандашом. Каждая ситуация соответствует одному из лепестков. У кого получился цветик-семицветик? (Молодцы! Так держать!) А если не все лепестки закрашены, значит есть к чему стремиться!

Лучшие статьи по теме